Фотогалерея Ле Корбюзье – галерея известных построек Ле Корбюзье

Ле Корбюзье

Фотопроект Jeanneret dusoleil был задуман мною давно, а осуществляться начал летом 2005 года, когда я впервые отправилась в Европу пофотографировать. Мне хотелось создать галерею известных французских построек Шарля Ле Корбюзье, увидеть своими глазами и заснять то, что изучала в институте, то, что считается хрестоматийным и широко цитируется. Надо сказать, французы умеют сохранять, беречь и помнить. Корбю (так Ле Корбюзье звали современники, так зовут и сейчас) во Франции – национальный герой.

Все объекты, которые мне удалось посетить, находятся в приличном или даже отличном состоянии, так как поддерживаются Фондом Ле Корбюзье и частными владельцами. Легендарная Вилла Савой (Villa Savoye), что находится в небольшом пригороде Пуасси в 50 минутах езды на северо-запад от Парижа, обрушивается на тебя внезапным восторгом. Ничто ее не предвосхищает. Долгожданная, она возникает неожиданно, вдруг: стоит на лужайке, как в сказке, заставляя удивляться своим пропорциям и масштабности. Все пять принципов Ле Корбюзье выявлены здесь в абсолютной чистоте: дом на опорах, свободная планировка, сад на крыше, ленточные окна, независимый фасад – смотри и запоминай. Созерцая эту постройку, неожиданно понимаешь, откуда началась вся современная архитектура. Внутреннее пространство поражает своей сложностью и согласованностью. Огромное количество света вкупе с тонкими стенами (их толщина составляет всего 7 см) и изящными колоннами (сечение – 15 см) почти дематериализует это пространство.

Легендарная вилла Савой, Нотр-Дам-дю-О. Ле Корбюзье

Продумано все до мельчайших деталей – от ванн и гардеробных с естественным освещением до неустаревающих механизмов открывания огромных стеклянных перегородок. Все настолько гармонично и безошибочно, что, кажется, дальше двигаться уже некуда, совершенство достигнуто. Но для Ле Корбюзье это было только начало. Марсель – город большой, небогатый и опасный. Знакомый, согласившийся меня подвезти, не сразу понял, что я ищу. «Жилая единица» (Unitе d’habitation) находится на юге Марселя, на бульваре Мишле. Она издалека заметна на фоне остальной застройки – 17-этажный дом яркой расцветки, снабженный солнцерезами, построен под углом к бульвару.

Марсельская «единица» была своеобразным экспериментом в области коммунального строительства для послевоенной Франции, а для самого Корбю – воплощением его утопических идей о «машине для жилья», попыткой применения на практике «модулора» – разработанной им в 1940-х годах системы гармонических величин, используемой как инструмент пропорционального построения архитектурных форм. В «единице» до 1600 человек живут в единственном блоке, эдакой «вертикальной деревне», с внутренней улицей, магазинами, местами отдыха, детским театром-студией и бассейном на крыше.

Принцип «модулора» явлен здесь в пятнадцати разных типах квартир. Отличный дом! Это целый организм, где все гармонично и взаимосвязано, вплоть до придуманных Корбюзье же витражей, лавочек и фонарей в парке. Сейчас здесь расположены музей и штаб-квартира Фонда Ле Корбюзье, кафе и ресторан. Несколько квартир превращены в гостиничные номера, в которых поклонники великого архитектора могут остановиться на ночь или даже провести целый отпуск. Идеи коммунального строительства вырастают из утопий, которые, в свою очередь, часто уходят корнями в уклад монастырской жизни. Так что, по здравом размышлении, не удивительно, что архитектор-модернист строил не только светские здания.

Ла Туретт (La Tourette) – доминиканский монастырь на 100 братьев – расположен в 25 км к северо-западу от Лиона, в живописном альпийском предгорье. Он стоит на крутом склоне, выбранном самим Корбю, этот странный, похожий на заброшенный санаторий объект. За €40 здесь можно остановиться на ночь и провести день так, как проводит его монах-доминиканец – в окружении братьев, с монастырской едой и молитвами. Со стороны здание кажется очень простым, но внутри него неожиданно обнаруживается целый лабиринт переходов и лестниц, отдельно стоящие конусовидные часовни, перепады уровней. Движение в монастыре не круговое, как обычно, а крестовидное, определяющее место встречи. Доминиканство – орден достаточно светский, поэтому кельи и общественные зоны обращены наружу, как бы напоминая послушникам о том, что монастырь рано или поздно придется покинуть. Одно из самых сильных впечатлений от этого здания оставляет прогулка по его коридорам вдоль ленточного остекления. Дело в том, что ни из одного окна монастыря не увидишь полной панорамы – ее «блокируют» бетонные ставни, заставляющие посетителей постоянно двигаться от одного оконного проема к другому.

Монастырь Ла Туретт. Ле Корбюзье

Кельи узкие – в полном соответствии с «модулором»: 1,83х2,26 м. Стены в грубой штукатурке. Лоджии очень глубокие, поэтому из окна виден только небольшой фрагмент пейзажа. На крыше церкви – сад, доступ в который имеют только монахи. Высокий парапет (1,6 м) обеспечивает безопасность и сосредоточенность: никакой пейзаж не отвлекает здесь от молитв и самопознания. Прежде чем начать проектировать Ла Туретт, Корбюзье попросил монахов разбить палаточный городок на этом месте, дабы пожить там вместе с ними и понаблюдать за укладом их жизни. Так родился трехчастный принцип монастырского проживания: 1 – индивидуальное пространство, 2 – общее пространство для работы и учебы и 3 – пространство для отдыха и питания. Все здесь нацелено на общение, взаимодействие. Пространство вовлекает и интригует, заставляя постоянно балансировать между частным и общим, незаметно переходить эту границу. Сильное впечатление производит церковь с криптой: огромный бетонный параллелепипед со сдвинутой, как надгробье, крышей. Оттуда свет струится тонкой полоской.

В час вечерней службы полоска света достигает амвона, где стоит священник. Акустика такая, что, кажется, все Альпы слышат проповедь. Атеист Ле Корбюзье создал пространство, наполненное глубоким религиозным смыслом. Если Ла Туретт – пример концептуальной архитектуры, то капелла Нотр-Дам-дю-О (Notre Dame du Haut) в Роншане – это скульптура. Полчаса езды от маленького городка Бельфор, что рядом с германско-швейцарской границей. Таксисты даже не спрашивают, куда везти. Замечаешь ее издалека, и сразу возникает море ассоциаций – крыло, лебедь, корабль, лодка. Масштаба не понимаешь, так как фотографий в таком ракурсе – снизу и издалека – ни одно издание не публиковало. Зато в изобилии рождаются исторические и архитектурные аллюзии, но чем внимательнее вглядываешься, тем больше в них запутываешься. Эта архитектура вненациональна, внеконфессиональна – просто храм единого Бога.

Снимать капеллу можно весь день: ракурсов огромное количество, и все они разные. Ни одного повторяющегося элемента, будто зодчий сам лепил ее руками. Знаменитая как будто провисшая кровля, кажется, парит в воздухе. Здесь подчеркнуто прямые, геометрические формы раннего Корбюзье уступили место более тонким, рекурсивным, естественным. Внутри темно. Три узкие вертикальные крипты с разноцветным льющимся светом. Все пространство изогнутое, кривое. Даже пол изгибается вниз к алтарю, повторяя форму холма. Нерегулярные, разномасштабные окна с цветными стеклами создают ощущение калейдоскопа; свет постоянно изменяется в зависимости от движения солнца. Честно говоря, попав внутрь, невозможно сразу осознать, что ты находишься в храме. Но с самого начала очевидно, что тебе повезло побывать в одном из величайших архитектурных сооружений XX века. И это ощущение с собой увозит каждый турист.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

пять × четыре =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>