Культурный центр Жан-Мари Тжибау (арх. Ренцо Пиано)

Культурный центр Жан-Мари Тжибау (арх. Ренцо Пиано)

Культурный центр Жан-Мари Тжибау в Нумеа, Новая Каледония, — это одно из самых свободных и эффектных сооружений Ренцо Пиано. Поскольку при всем географическом размахе работ архитектор почти всегда был зажат жесткими условиями диктата исторического архитектурного окружения, строгого градостроительного регламента или устоявшимися эстетическими предпочтениями конкретного городского сообщества. Мастер по-разному выходил из ситуаций подобного давления, иногда следуя основным параметрам окружающей застройки, но оказываясь за рамками ожидаемого в деталях, или сознательно противопоставляя окружению свое сооружение, ставя новые акценты (как в случае с лондонским «Шардом»).

В Нумеа Пиано была предоставлена гораздо большая степень свободы от визуального давления окружения. Фон и контраст одновременно создавала сама природа. И архитектор нашел удивительно тонкое решение, чтобы продемонстрировать уважением к местным традициям и в то же время выразить себя через яркий, запоминающийся образ нового здания средствами высокотехнологичной современной архитектуры.

Культурный центр Жан-Мари Тжибау

Культурный центр Жан-Мари Тжибау

В 1991 году Пиано выиграл международный конкурс на проект Культурного центра истории канаков — коренной народности Меланезии. Центр располагается неподалеку от Нумеа, главного города Новой Каледонии.

Эта территория в Океании, соседствующая с Австралией и Вануату, до сих пор административно подчиняется Франции, поэтому основание центра национальной культуры и истории изначально воспринималось местным обществом как глубоко символическое действие. Пиано внимательно изучил особенности ландшафта, окружающей среды, постарался вникнуть в тонкости архаичной меланезийской культуры. В результате получился удивительно изысканный и художественно сильный проект, привлекший всеобщее внимание.

В различных интервью Пиано многократно подчеркивал, что при разработке идеи старается максимально понять атмосферу места и использовать архитектуру для создания новых ценностей среды: «Есть люди, которые приходят к вам со своей архитектурой, как с чемоданом, и переставляют его из Америки в Европу, из Парижа в Мадрид, из Нью-Йорка в Сидней. А я сначала прогуливаюсь с моей сигарой и смотрю, смотрю…»

Культурный центр Жан-Мари Тжибау ночью

Культурный центр Жан-Мари Тжибау ночью

Культурный центр в Нумеа назван в честь знаковой личности недавнего прошлого, революционного политического деятеля Новой Каледонии — Жан-Мари Тжибау — основателя и руководителя Канакского социалистического фронта народного освобождения. Его усилиями борьба местного населения против французского владычества была оформлена в организованную политическую деятельность, что радикально повлияло на всю общественную жизнь.

По сравнению с другими странами Меланезии в Новой Каледонии европейская культура доминирует над культурой аборигенов. Это особенно сильно ощущается в Нумеа, которая по своему облику напоминает типичный европейский город. Традиционный уклад жизни, одежда и ремесла практически исчезли из повседневной жизни канакцев. Поэтому заказчику было так важно увидеть в новом общественном комплексе национальные черты и особенности культуры канаков.

По сравнению с другими корифеями хай-тека, Фостером и Роджерсом, Пиано экспрессивнее и эмоциональнее, поэтому его работы больше подвержены влиянию культурного поля и природного окружения. Образное решение центра в Нумеа навеяно сразу многими смыслами.

«Деревня» из трех типовых блоков центра

«Деревня» из трех типовых блоков центра

Волнообразный силуэт, собранный из десяти разновысоких отдельных объемов, напоминает бесконечные океанские волны, омывающие это маленькое островное поселение. А характер соединения деревянных элементов конструкции каждого небольшого здания выполнен с оглядкой на приемы создания традиционного жилища. Разновысокие завершения хижин, визуально растворяющиеся на фоне моря и неба, демонстрируют постепенное слияние этой архитектуры с окружающей природой.

Пиано объединил в своем проекте несколько составляющих: традиционные материалы, местные конструктивные методы, передовые строительные технологии и принципы экологического проектирования. Отдельные элементы композиции, как бусы, нанизаны на общую пространственную ось. При этом комплекс центра образуют три отдельные деревни, всего из десяти стилизованных «хижин» трех видов и различных размеров, связанных между собой системой пешеходных дорожек.

Культурный центр Жан-Мари Тжибау

Культурный центр Жан-Мари Тжибау

Наименьших по габаритам хижин в комплексе четыре, диаметр каждой из них составляет 8 метров, а высота — 20; диаметр трех блоков средних размеров — 11 метров, высота — 22. Три большие хижины возвышаются на 28 метров, а их диаметр равен 13,5 метра. В структуре комплекса присутствует четкое функциональное разделение, организованное с учетом характера традиционной деятельности и сложившихся предпочтений канаков в области социального и общественного поведения. Тем не менее комплекс прекрасно адаптирован к нуждам и интересам современного человека. Здесь удобно расположились танцевальные студии, выставочные залы, мультимедийная библиотека, лекционные аудитории и кафетерии.

Тематически каждая из деревень комплекса имеет свою специфику. Первая посвящена выставкам. Экспозиция по канакской истории и культуре постоянна, а соседние помещения отведены под временные проекты. Здесь же располагаются зал на 400 мест и крытый амфитеатр. Вторая деревня состоит из офисов для исследователей, выставочных кураторов и администрации центра. В прилегающих хижинах — мультимедийная библиотека. Третья деревня организована как место творчества. Именно здесь устроены студии танца, живописи, скульптуры и музыки.

Общий внутренний фасад «деревни Ремесел»

Общий внутренний фасад «деревни Ремесел»

Рядом находится здание школы, где дети могут обучаться традиционным ремеслам. Линейная композиция всего комплекса оканчивается на краю мыса, где архитектор спроектировал специальный тематический проход. Придуманный в сотрудничестве с известным исследователем местной культуры, антропологом Албаном Бенсом, этот завершающий аккорд линейного движения в пространстве центра является метафорой исторического пути канакской народности и включает различные символы природного мира, отраженные в образах ее легенд.

Основным натуральным строительным материалом комплекса стало дерево ироко, выбранное из-за своих эксплуатационных возможностей: долговечности, прочности и простоты ухода в условиях климата региона. Собранные из этого дерева слоистые гнутые влагостойкие конструкции оказались также способны противостоять нападениям термитов, что очень актуально для Новой Каледонии.

Архитектурное решение зданий центра позволяет обойтись без принудительного кондиционирования воздуха, поскольку все объемы имеют высокоэффективную систему пассивной вентиляции. В случае необходимости, крыша и стены могут становиться прозрачными, а в остальное время стеклянные панели защищены деревянными жалюзи. Такая двуслойная оболочка фасадов с внешней облицовкой из перфорированного клееного дерева инициирует проникновение и движение потоков воздуха, а конфигурация жалюзи позволяет использовать сезонные муссоны для улучшения циркуляции воздуха в зданиях. Жалюзи реагируют на силу воздушных потоков.

Фрагменты деревянных конструкций завершения блоков

Фрагменты деревянных конструкций завершения блоков

Когда ветер незначителен, они открываются, а при его усилении постепенно закрываются. Это уникальное решение было разработано методом компьютерного моделирования и подверглось специальному тестированию в аэродинамических трубах с использованием масштабных моделей. Ветер, проходя через конструкции, создает эффект особой звучащей архитектуры, что добавило оригинальному замыслу поэтичности. Все технологические инновации применены Пиано, чтобы сделать новый комплекс максимально приспособленным к условиям места.

Архитектору удалось органично соединить стилевые отсылки к традиционному новокаледонскому жилищу — круглым хижинам с коническими пальмовыми кровлями — с высокотехнологичными материалами сложных деревянных конструкций. А общая форма расположения отдельных блоков комплекса, их разная высота, одновременная плавность и динамичность силуэта сделали постройку одной из самых запоминающихся и интересных среди всей новой архитектуры 1990-х годов в мире.

Придуманный Пиано образ оказался исключительно современен и аутентичен: подобное здание могло возникнуть только на таком культурном материале и в таком природном окружении. В этой работе для Новой Каледонии мастер продемонстрировал редкую способность строить разную архитектуру для разного природного и общественного контекста.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Основным натуральным строительным материалом комплекса стало дерево ироко, традиционно используемое в Новой Каледонии из-за долговечности и прочности. Перфорированное клееное дерево устойчиво к влажности и воздействию вредителей. С его помощью формулируется и облегчается естественная вентиляция фасадов — слоистые гнутые конструкции.
  • Пиано работал над проектом Культурного центра в Нумеа восемь лет. Победа в первом конкурсе была одержана в 1991 году, а реализация замысла завершилась в 1998 году.
  • Высота меньших «хижин» составляет 22 м, диаметр — 11 м. Высота больших — 28 м,
    диаметр — 13,5 м.
  • Основную экспозицию составляют предметы истории и быта канаков, также организованы студии и мастерские, обучающие традиционным ремеслам.
  • При разработке конструктивного решения центра Пиано вдохновлялся местными приемами обращения с древесиной и перенес базовый принцип составления отдельных элементов в свой проект.
  • Культурный центр в Нумеа проникнут локальными ассоциациями, метафорами и большим уважением мастера к местному наследию. В музее представлены образцы искусства канакской народности.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

5 × три =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>