Культурный центр Гейдара Алиева в Баку (арх. Заха Хадид)

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку

Я всегда ценила тех, кто осмеливается экспериментировать с материалами и пропорциями.

Заха Хадид

В 2014 году за архитектурный проект Центра Гей­дара Алиева Заха Хадид удостоилась премии «Про­ект года», учрежденной Лондонским музеем дизайна. Таким образом, длившаяся более пяти лет сложная проектная работа увенчалась не только воплощением в жизнь, но и международным признанием и успехом. Премия, наряду с Притцкеровской, — одна из самых почетных в области архитектуры и дизайна.

Студия Захи Хадид (в создании проекта принял участие Патрик Шумахер) выиграла конкурс, объявленный правительством Азербайджана, в 2007 году. А в 2012-м огромная «волна» уже позволила окунуться его посетителям в свои удивительные пространства. Само здание стало звездным впечатлением. Как звезду, его снимают в кино, отображают на марках и в картинах. Его синусоиды позволяют вспомнить, что Баку — приморский город, а седой Каспий — один из главных «брендов» Азербайджана.

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку

Для архитектора же его волнообразная стереометрия еще и символ бесконечности, стремления ввысь и слияния с землей, прошлого и будущего (которое символизирует белый цвет панелей здания, позволяющий выигрышно подчеркивать светотенью его рельеф). Для мест­ных жителей здание — символ нового Баку.

Центр бывшей нефтяной столицы Российской империи и Советского Союза представлял собой своего рода витрину для демонстрации финансового и социального благополучия. Целые кварталы в стиле эклектики и модерна были возведены по заказу «мил­лионщиков», сколотивших свои капиталы на нефтедобыче; в советскую пору здесь выросли многоэтаж­ные репрезентативные ансамбли правительственных зданий. И когда в 1991 году республика обрела политическую независимость, архитектура приняла на себя еще и миссию визуального подтверждения свободы от прошлых форм.

Культурный центр имени главы советского Азер­байджана и третьего президента (1993-2003) Азер­байджанской Республики Гейдара Алиева был учрежден по указу действующего президента (с 2003 по сей день) Ильхама Алиева (сына Гейдара Алиева), 29 де­кабря 2006 года. Центр «призван осуществлять после­довательную деятельность в сфере фундаментального изучения философии государственного строительства и идеологии азербайджанства… а также содейство­вать всемерному развитию азербайджанской истории, языка, культурных и духовных ценностей». Таким образом, здание должно было представлять собой многофункциональный комплекс, включающий в себя как аудитории, библиотеку, так и концертные площадки и выставочные и кинозалы, а также многие другие специальные пространства.

Вид с южной стороны

10 сентября 2007 года состоялась закладка фун­дамента культурного центра. Работы вела турец­кая компания DiA Holding, на территории машино­строительного завода им. Саттархана, построенного еще в 1894 году и перенесенного в другой район. (Сегодня — это проспект Гейдара Алиева, 1.) Под стройку занято 101 801 квадратный метр. Мест­ность, которая отводилась под строительство, из­начально оказалась разделенной отвесным склоном. Архитектор приняла решение обратить во благо это на первый взгляд негативное обстоятельство и не выравнивать площадку, а использовать ее раз­ные уровни, напоминающие террасы, для создания сложных пространственных связок.

И уже на этом, промежуточном, этапе она привлекала к себе внимание международной профессио­нальной прессы. Дэни Фостер, ведущий одного из выпусков передачи «Build It Bigger», так справедливо определил предназначение здания: «Это не просто культурный центр, это — способ утвердить свое ме­сто в мире».

Великий каталонский зодчий Антонио Гауди утверждал в своих постройках приоритет криволинейности: «В природе нет прямых линий». Спустя век Заха Хадид культивирует ту же максиму: в огромном пространстве бакинского Культурного центра пря­мые — исключены.

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку

В церемонии торжественного открытия, которое состоялось 10 мая 2012 года, в день 89-летия Гейдара Алиева, приняли участие президент Ильхам Алиев и члены семьи. В своей речи глава страны, в частности, отметил: «Внешний вид здания позволяет выдвигать различные версии. Одни уподобляют этот центр волне, другие — ветру. Это естественно, у каждого человека мысли возникают на основе его фантазий. В любом случае, как с архитектурной, так и с функ­циональной точек зрения это здание уникально».

Некоторые цифры: внутреннее пространство занимает 57 519 квадратных метров. Общая протяжен­ность железных конструкций составляет 90 километров. Поверхность кровли в 4 гектара покрывают 2027 панелей в форме треугольников, прямоугольни­ков, трапеций и параллелограммов. Помимо здания в комплекс включены подземная парковка и парк площадью 13,58 гектара с двумя прудами и искусствен­ным озером.

Столь же впечатляющи, как и вешний облик здания Центра, его интерьеры, продолжающие главный архитектурный мотив, который, по мысли Хадид, должен объединять все формы и пространства. Внутри мягкие изгибы волн словно наплывают друг на друга, вызывая к тому же ассоциации с роскошно декориро­ванной восточной архитектурой, при этом автор не прибегает к стилизации. Девятиуровневое выставочное отделение включает экспозиционные простран­ства (в которых демонстрируются произведения традиционного и современного национального и мирового искусства, этнографические предметы и т. д.), офисы, ресторан и кафе. Для удобства посетителей во всем здании работают эскалаторы.

Элементы интерьера

Четырехэтажное «крыло», получившее наименование «Аудиториум», состоит из масштабного аудиториума, конференц- и концертных залов, помещений для официальных встреч и собраний и медиацентра. Внутри здания разбит зимний сад, деревья, кустарники и цветы которого позволяют воспринимать окружающую «архитектуру будущего» как естественную реальность. Для лучшей ориентации в многосложном простран­стве комплекса и в проходящих в нем мероприяти­ях предусмотрены интерактивные информационные стенды и киоски.

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку

Музей Гейдара Алиева занимает три этажа. Кроме экспозиции, раскрывающей жизненный и по­литический путь протагониста, предусмотрен мультимедийный зал с демонстрацией фото- и кино­материалов о встречах азербайджанского политика с лидерами и главами других государств.

Антропоморфное сооружение из бетона, армированного стекловолокном, может показаться странным на фоне окружающего пейзажа. Но по замыслу архитектора, это здание должно вписываться в окружение, контрастируя с прямолинейными городскими формами в непосредственной близости от него. Многослойные складки как будто соединены невидимым швом. Этот проект вывел Хадид на новый уровень цифрового дизайна.

По словам Захи Хадид (1950—), «мы имеем 360 градусов, почему же нужно пользоваться только одним?» Это отчасти объясняет ее готовность к экспериментам за пределами стандартных геометрических форм. Она заострила внимание на проблемах будущего общества, затронутых в научно-фантастическом триллере Бегущий по лезвию (1982), создав собственные проекты на эту тему.

Такой положительный подход к экспериментальному дизайну и планированию – упрощенный сегодня благодаря компьютерным программам по дизайну – объясняет сущность многих ее динамичных сооружений, включая Центр Гейдара Алиева в Баку, названный в честь первого президента независимого Азербайджана.

Хадид приступила к проекту, подав заявку на участие в конкурсе в 2007 году. Торжественное открытие центра состоялось пять лет спустя.

Комплекс площадью 57 519 кв. м имеет волнообразную бетонную крышу и стену, не только отражающую местную топографию, но и определяющую характер выставочного и функционального пространства. Внешний вид сооружения составляет яркий контраст прямолинейным зданиям раннего советского периода и выражает надежду на лучшее будущее страны наряду с другими современными сооружениями Баку, такими как Хрустальный зал (2012) компании GMP, Пламенные башни (2012) по проекту НОК и небоскреб SOCAR Tower (2013) по проекту Heerim Architects.

Ранние работы Хадид относят к Деконструктивизму, с преобладанием угловых форм, в духе советского конструктивизма. Ее недавние проекты отличаются волнообразными формами, а особенное удивление вызывают небольшие сооружения такие как раковинообразный Павильон Бернем в чикагском Миллениум-парке (2009) и лондонской Галерее Серпентайн-Сэклер в форме навеса (2013).

Компьютерный дизайн достиг пика популярности в конце 1990-х гг., в частности Фрэнк Гери использовал программу САНА в своих проектах, хотя изначально она была разработана для аэрокосмической индустрии. Сегодня существует несколько десятков программ для дизайна, позволяющих архитекторам создавать проекты. Заха Хадид использует программы Autodesk9, Maya9 и САПА компании Gehry Technologies, позволяющие трансформировать идеи в осязаемую реальность.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

15 − 11 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>