Крупные сети ресторанов и кафе – ретейлеры фудкортов

Крупные сети ресторанов

Крупные сети ресторанов и кафе, хотя и занимают в торговом центре небольшие площади по сравнению c теми же продуктовыми ретейлерами, тем не менее являются «якорными» арендаторами. Поэтому звездная команда, собранная на фудкорте, может существенно повысить доходность проекта.

Портрет арендатора фудкорта

■ арендуемая площадь: в среднем, от 60 до 140 кв. м
■ средние арендные ставки, $/кв. м: 1 500–3 000
■ срок договора аренды: 5–10 лет, оферта заключается на этапе проектирования
■ основные технические требования: вентиляция помещения, обеспечение электричеством, канализация

Крупные сети ресторанов

Сегодня девелоперам есть среди кого выбирать, когда в ходе работы над проектом торгового центра очередь доходит до фудкорта. Как отмечают эксперты, в Москве, в отличие от России в целом, уже сформировался пул операторов, гарантированно выступающих сильным магнитом для посетителей. Именно под них – «Макдоналдс», «Ростикс», «Сбарро», «Крошка-картошка», «Теремок» – многие девелоперы отводят место специально. «Некоторые операторы перешли на фудкорт со стрит-фуда.

Это связано со все возрастающими рисками со стороны московского правительства: палатки постоянно перемещают и периодически грозятся закрыть», – рассказывает Илья Лычев, гендиректор УК «Группа 9». Поэтому торговые центры для многих игроков этого рынка стали реальной возможностью развивать сеть дальше, более уверенно и без рисков. В последнее время наметилась тенденция к расширению не только числа брендов предприятий питания в ТЦ, но активизации на этом рынке рестораторов, изначально предпочитающих отдельные помещения. Их заинтересованность в торговых центрах связана с тем, что сети поверили в создаваемый торговым центром поток посетителей. К тому же в последние несколько лет стало очевидно, что у торговых центров и демократических ресторанов близкая аудитория – в ТРЦ ходят люди, у которых есть деньги на питание вне дома.

Получается, сотрудничество с ТЦ для операторов – это снижение риска, что точка не раскрутится и будет убыточной. Поэтому теперь в торговых центрах в роли «якорей» выступают не только многочисленные операторы фудкорта, но и демократичные рестораны (IL Patio, «Колбасофф») и кафе. Первыми были «Шоколадница» и «Кофе Хауз» – эти сети еще с начала 2000-х годов стали открывать кафе в торговых центрах. Сейчас их доля заведений в ТЦ составляет 30–40 %.

ПРИЯТНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Поскольку большинство игроков этого рынка начинали работать вне торговых центров, сегодня они могут предложить девелоперу не только фудкортовские форматы, но создание отдельных полноценных ресторанов быстрого питания. К тому же за последние годы активного роста некоторые из них решили расширить число управляемых брендов, создав новые концепции. Так, компания «ГРМ.

Планета гостеприимства», известная по ресторанам итальянской кухни «Сбарро» (представлены как на фудкортах, так и отдельными ресторанами), развивает еще одну итальянскую концепцию – Viaggio Италия, а также две концепции восточной кухни – «Восточный базар» (только фудкорты) и «Баш на Баш». Корпорация «Ростик Групп» и вовсе разделила свой ресторанный бизнес («IL Патио», «Планета Cуши» и «1-2-3 кафе»), за который отвечает ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», и сеть Ростик’c-KFC. Пакетное предложение позволяет компаниям договориться с девелопером о скидке за аренду, которая может составлять от 5 до 15 %, а также уменьшить издержки по строительству, логистике продуктов.

Иногда удается совмещать кухню. Мечта многих операторов – занимать в будущем весь фудкорт и работать «в один карман», признаются игроки рынка. Аналогично развиваются и те компании, которые специализируются исключительно на ресторанных концепциях. Так, «АРПИКОМ», развивая сразу четыре сети ресторанов: «Колбасофф», «Ле Гато», GOODMAN и «Филимонова и Янкель» ведя переговоры с владельцем ТЦ, рассматривает помещения для всех четырех своих брендов. Для девелопера подобное расширенное сотрудничество также небезвыгодно. Во-первых, если концепции интересны и разнообразны, давелопер получает возможность сразу решить часть вопросов по фудкорту и ресторанам. К тому же, общаясь с одним оператором, предлагающим сразу несколько брендов, владелец ТЦ избегает возможных трений, которые могут возникнуть в случае большого пула соседствующих арендаторов.

ПРАВИЛА ФУДКОРТА

По оценкам экпертов, к концу 2007 года объем рынка фудкортов и ресторанов в торговоразвлекательных центрах достиг $ 350–370 млн. Тенденции последних двух-трех лет таковы, что девелопер стал избирательно подходить в фудкортовским концепциям, иногда сокращая число операторов, повышая за счет этого арендные ставки. Впрочем, некоторые раскрученные торговые центры, например «Атриум», напротив, постоянно увеличивают число ресторанных операторов.

Зона фудкорта в российских торговых центра обычно включает пять концепций, рассказывает руководитель департамента аналитики Colliers International Ольга Ясько. Это «Американская еда» (гамбургеры и др.), «Итальянская кухня» (пицца и т. д.), «Русская кухня» и Fried Chicken. По мнению Ясько, именно данные четыре концепции желательно располагать в зоне фудкорта. Пятая концепция обычно опционная: китайская, японская, узбекская кухни. В среднем фудкорт торгового центра включает 10–12 предприятий питания. Рестораны же в торговых центрах в основном ориентированы на средний класс и обычно представлены тремя концепциями: первая – итальянская кухня; потом восточная (узбекская, например) и китайская/японская. По подсчетам Colliers International, доля площадей, суммарно занимаемых операторами общественного питания, не превышает 9,5 % арендопригодной площади (GLA) торгового центра. При этом, если учитывать зону столиков, эта цифра не превысит 12 % GLA.

Расчет площади под зону столиков осуществляется по следующей формуле: площадь зоны столиков равна суммарной площади операторов фудкорта, помноженной на коэффициент (коэффициент располагается в диапазоне: 1,5–2). «Размер зоны столиков (а отсюда и их количество) должен быть тщательно продуман. Недостаточное количество столиков создает очереди, в то время как неразумно большое количество невыгодно владельцу комплекса, потому как операторы фудкорта обычно не платят за общую для всех зону столиков», – предупреждает Ольга Ясько.

«Макдоналдс» – бесспорный лидер на рынке: именно рядом с кассами этой сети в любом ТЦ толпится наибольшее число покупателей

Сегодня арендные ставки на фудкортах выше, чем для ресторанов: $ 2 000–3 000 за 1 кв. м против $ 700–1 200 за 1 кв. м. Игроки рынка признают, что за последние год-два они выросли в два-три раза. Пока при общении с операторами девелоперы предпочитают брать фиксированную арендную ставку и лишь немногие из них готовы разделять риски сетей и работать по проценту с оборота. Тем не менее операторов это не отпугивает: девелопер готов предоставить компаниям площадку с необходимым количеством электроэнергии, а вне торговых центров помещения нужной ресторанам площади и электрооснащенности найти трудно. Кроме того, операторов привлекают прозрачные взаимоотношения с застройщиками и длительные договоры аренды – от 5 лет.

Столь многообещающее сотрудничество, а значит, и большая заинтересованность операторов фудкортов и рестораторов в ТЦ, бесспорно, позволяют девелоперу в большинстве случаев диктовать свои условия работы. Но успешным и проверенным операторам девелоперы готовы идти на уступки и снижать арендную плату, порой даже если заведение приносит прибыль меньше ожидаемой. Эксперты признают, что отдельно стоящие ресторанные концепции рентабельнее фудкортовских за счет большого товарооборота, однако срок окупаемости у них, естественно, в два раза выше и составляет 3–4 года (срок окупаемости у фудкортовских точек – 1–2 года). Инвестиции в открытие фудкортовской точки составляют сейчас в среднем $ 200–400 тыс., ресторанов – от $ 400 и выше, до 1 млн.

ЧЕГО ХОЧЕТ ОПЕРАТОР

Когда сеть думает о том, стоит ли входить в тот или иной проект торгового центра, в первую очередь она оценивает состав «якорей». Среди наиболее важных игроков рынка называют гипермаркет, кинотеатр и развлекательную зону, ведь для фудкорта лучше всего располагаться на одном этаже именно с этими арендаторами. Стоит признать, что особое отношение у большинства игроков этого рынка сложилось к компании IKEA (ТРЦ «МЕГА»): они готовы идти со шведами почти в любой город и практически на любых условиях. Как и многие арендаторы, предприятия питания стремятся расположиться на первом этаже.

Однако, как правило, зона фудкорта поднимается на последние этажи ТЦ: будучи сильным «якорем», она позволяет правильно сформировать пешеходный поток. Для многих операторов, особенно управляющих ресторанными концепциями, очень важна площадь проекта. «Мест для больших ТРЦ становится меньше, а ведь именно подобные объекты интересны для рестораторов», – отмечает один из собеседников Building ARX. По его словам, причина в том, что небольшие центры «у дома» не привлекут людей, желающих поесть в ресторане. Эксперты отмечают, что выход новых игроков возможен и место для них на рынке еще есть. Они могут пробиться в большие торговые центры, согласившись на запредельные арендные ставки. Также возможный вариант – начать с выхода в небольшие ТРЦ, которые берут операторов и не из «топ-5».

ДЕВЕЛОПЕР И РЕСТОРАТОР В ОДНОМ ЛИЦЕ

Сегодня ресторанный рынок – один из самых быстроразвивающихся, он растет примерно на 30 % в год, отмечают эксперты. Поэтому, да и по многим другим причинам, некоторые девелоперы решили самостоятельно заняться развитием этого непрофильного для себя направления. Так, начав в 2001 году с пиццерии «Ташир-пицца», ГК «Ташир» развивает еще три концепции – «Кебаб Тун», «GFC» и сушибар «Сутеки». В ближайших планах ГК «Ташир» пополнить линейку фастфуд-проектов еще одним. Новый формат ресторана с русской кухней «Блиноff», который будет развиваться только в ТЦ, принадлежащих девелоперу.

В середине же прошлого года «Ташир» создал в равных долях совместное предприятие с французским лидером рынка фастфуда Quick. «Со временем мы хотим дополнить линейку концепций до десяти, чтобы была возможность арендовать весь фудкорт. В небольших региональных торговых центрах площадью 40–45 тыс. кв. м, где нужно 5–6 операторов фудкорта, это уже удается», – рассказывает Артак Эвоян, генеральный директор SK Realty (входит в ГК «Ташир»). По его словам, наличие собственной «Ташир Пиццы» не исключает того, что на фудкорт может зайти другой итальянский ресторан: так, в «Ереван-Плазе» есть «Ташир-пицца» и «Сбарро». Кроме «Ташир» собственное ресторанное подразделение есть и у ГК «ТЭН», девелопера торговых центров «Л-153» и «Город». Это группа московских ресторанов Total Group. Одна из самых известных концепций Total Group – чешская пивная «Пилзнер» на Тверской-Ямской (первый ресторан европейской сети Pilsner Urquell Original Restaurant в России).

Впрочем, пока ни один из брендов, развиваемых ГК «ТЭН», не работает в его торговых центрах. Однако в компании уверяют, что уже в ближайшем будущем ситуация изменится. По словам Ильи Лычева, если у девелоперской компании большой портфель проектов, то развивать собственные ресторанные и фастфудовские концепции – бизнес бесспорно рентабельный. Часто девелоперы вынуждены развивать собственные концепции при активном региональном развитии. «Иногда на территории региона просто нет качественных операторов для фудкортов. А федеральные операторы, которых девелопер хочет видеть у себя, не идут в города, где он собирается открыть торговый центр», – говорит Лычев.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

5 − один =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>