Крис Уилкинсон: Инженерная архитектура

Комплекс Brighton Marina. Брайтон (Великобритания)

АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО WILKINSON EYRE ARCHITECTS

Крис Уилкинсон – одна из ключевых фигур современного британского модернизма. Инженерная архитектура Криса – это соединение науки и искусства. Архитектурное бюро Wilkinson Eyre Architects, которое он создал вместе с Джимом Эйром, в наибольшей степени способствовало завоеванию рынка так называемым традиционным британским хай-теком. С неизменным успехом проектируя все возможные виды сооружений торгового, культурного, образовательного профиля, в своих работах архитекторы гармонично соединяют инженерную точность и творческое начало, будь то крошечный Альпийский домик, выполненный по заказу Ботанического сада Кью, или еще не построенная гигантская Западная башня Гуанчжоу в Китае. В 1983 году Крис Уилкинсон основал архитектурное бюро Chris Wilkinson Architects, а в 1999 – Wilkinson Eyre Architects.

ОБУЧЕНИЕ РЕМЕСЛУ

Окончив Лондонский политехнический институт на Риджент-стрит (в настоящее время переименованный в Вестминстерский университет) в 1970 году, Уилкинсон немного поработал под руководством ведущего послевоенного модерниста Великобритании Дениса Лэсдана (Denys Lasdun), а затем отправился в длительное путешествие по Европе. В одиночестве руля по континенту, надолго задерживаясь в городах Италии и Греции, он вспоминал вдохновенные лекции Ричарда Роджерса и размышлял, каким архитектором ему хотелось бы стать.

И в один прекрасный день, на пути в Дамаск, его вдруг осенило: будущее английской (а затем и мировой) архитектуры – за Роджерсом и его бывшим партнером Норманом Фостером! С чем он и поспешил в Велико британию, где устроился на работу к Фостеру. Там он усвоил множество важных для себя уроков и поработал бок о бок с другими начинающими архитекторами, такими как Иэн Ричи (Ian Richie), Ричард Хорден (Richard Horden) и Ян Каплицки (Jan Kaplicky) из Future Systems.

С самых первых лет работы Уилкинсон нашел собственную нишу: уже тогда он понял значение сектора промышленных объектов, которые окрестил «суперангарами», и даже написал об этом книгу. Из чего совершенно естественно вытекал его переход к Майклу Хопкинсу (Michael Hopkins), с которым он проработал 5 лет над первыми промышленными проектами мэтра, в числе которых был и «ангар» пивоваренного завода Green King. Там он вволю поэкспериментировал с так называемыми «универсальными пространствами», окружающей средой и гибкой планировкой индустриальных зон.

Следующие 5 лет Уилкинсон работал у знаменитого архитектора Ричарда Роджерса на проекте Lloyd’s Building и, наконец, в 1983 году основал собственную студию. Можно пожалеть о том, что Уилкинсон не сделал этого раньше, но понятно, что не скромность тому была причиной: уверенности в себе ему всегда было не занимать, несмотря на тихий голос и спокойные манеры. Оставшись один в собственном бюро, он долго сидел без работы – заказов не было совсем. А потом благодаря дружеским отношениям с инженером Питером Райсом (Peter Rice) получил заказ на проектирование передвижной выставки Ренцо Пиано для IBM. В дальнейшем Уилкинсон не без успеха участвовал в различных конкурсах совместно с разными архитекторами; однако главный прорыв состоялся благодаря проекту продолжения Юбилейной линии лондонского метро.

Научно-приключенческий центр Magna. Ротерхэм (Великобритания). Инженерная архитектура

ВЕЛИКИЙ ПРОРЫВ

В соответствии с названием своей книги – «Суперангары» – Уилкинсон осуществил свой великий прорыв именно на ниве ангаров, выиграв конкурс на проектирование депо в Стратфорд Маркете площадью 19 000 кв. м. Оно стало одним из первых законченных сооружений на продолжении Юбилейной линии и ключевым моментом в развитии его творческого метода. Победа этого проекта в конкурсе дала Крису Уилкинсону возможность продемонстрировать веру в «инженерную» архитектуру, а также доказать свою способность создавать ее. Усиление едва заметных геометрических смещений, присущих данному участку, которое было продиктовано практическими требованиями обслуживания поездов и повышения надежности большепролетных конструкций, придало этому объекту неповторимое «суперангарное» своеобразие. Зауряднейшее депо было перестроено с необычайным изяществом. После успешной сдачи этого здания в эксплуатацию Wilkinson Eyre Architects получили второй заказ от Юбилейной линии: их пригласили участвовать в грандиозном проекте по созданию 9 новых ее станций. Работая бок о бок с Норманом Фостером, Майклом Хопкинсом и многими другими известными архитекторами, Уилкинсон и Эйр спроектировали новую станцию в Стратфорде – возможно, самую сложную и важную, поскольку здесь в одном здании нужно было объединить метро, железнодорожные поезда и городские электрички. Благодаря успеху этих проектов бюро Wilkinson Eyre Architects оказалось в центре внимания средств массовой информации и в 1997 и 1999 годах попало в шорт-лист премии Стирлинга. Вскоре пришел и настоящий заслуженный успех: в 2001 и 2002 годах Уилкинсон и Эйр не только попали в шорт-лист, но и завоевали две премии подряд, что позволило им продемонстрировать свой огромный потенциал в смысле разнообразия проектируемых объектов. Свою первую премию Стирлинга они получили за проект реконструкции огромного промышленного здания Magna в Ротерхэме, а вторую – за мост-«жемчужину» Gateshead Millennium Bridge. Теперь Уилкинсон и Эйр стали известны не только как архитекторы от инженерии, но и как архитекторы знаковых объектов, добавив к своему и без того внушительному портфолио здания культурного назначения и мосты.

Проект Mary Rose Museum. Портсмут (Великобритания)

 ДОСТИЖЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ

После двух премий Стирлинга бюро Wilkinson Eyre Architects исчезло с первых страниц архитектурных изданий. Хотя оно постоянно расширялось, оставаясь чрезвычайно коммерчески успешным, лишь немногие его проекты вызывали такой же большой интерес, как прошлые работы. Отчасти это объясняется переменчивостью СМИ – журналистам нужны только сенсации. Однако в каком-то смысле это отражает смену статуса: из команды оригинальных проектировщиков Wilkinson Eyre Architects превратилось в респектабельное архитектурное бюро, одно из наиболее успешных в Великобритании. Кроме того, много времени и сил у архитекторов ушло на освоение нового для них типа зданий – школьных и университетских. В настоящее время бюро, завершив работу над целым рядом колледжей, создает типовые проекты школ, которые будут построены в разных уголках Великобритании. Показателем растущего престижа бюро можно считать недавно полученные заказы от Оксфордского и Кембриджского университетов. Сегодня Wilkinson Eyre Architects занимает 48-е место в списке самых крупных архитектурных компаний Соединенного Королевства, деля его с бюро Дэвида Чипперфильда. Нет сомнений, что в ближайшие годы Уилкинсон и Эйр снова выдвинутся в лидеры мировой архитектуры, а три их новых амбициозных проекта наверняка окажутся в центре внимания прессы. Остановимся на них подробнее.

Gateshead Millennium Bridge. (Великобритания). Инженерная архитектура

НА БЕРЕГУ

Королевский берег в Ливерпуле, Великобритания

Empress State Building. Лондон. Инженерная архитектура

 

Королевский берег – это район заброшенных верфей на реке Мерсей, недавно включенный ЮНЕСКО в перечень объектов мирового исторического наследия. Предполагается, что строительство нового комплекса превратит этот район в активное городское пространство и воссоединит Ливерпуль с рекой. Архитектура комплекса отражает предназначение каждого объекта (стадион, конференц-холл, галереи и выставочные залы) и концептуально связана с памятниками промышленной архитектуры. Здания заключены в непроницаемую стеклянную оболочку, вписаны в окружающий контекст, их силуэт красиво встает на фоне знаменитого мерсейского неба. Внутри комплекса предполагается организовать общественные зоны, открыть спортивные, досуговые и культурные учреждения, которые и сделают его неотъемлемой частью города. Их интерьеры тщательно стилизованы под старину с помощью техник, заимствованных из области предметного дизайна. Необычная форма комплекса обещает сделать его одной из визитных карточек Ливерпуля, который в 2008 году станет культурной столицей Европы.

КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ

Музей «Мэри Роуз» в Портсмуте, Великобритания

National Waterfront Museum Swansea. Сванси (Уэльс). Инженерная архитектура

 Прекрасная и таинственная «Мэри Роуз» обещает стать новой достопримечательностью исторической верфи Портсмута. Главным экспонатом музея станет корпус флагманского корабля эпохи Генриха VIII «Мэри Роуз», поднятый со дна  моря в проливе Солент в 1982 году, и обширная коллекция артефактов, найденных там. Извлеченный из морских глубин корпус станет центром экспозиции, а его недостающие фрагменты, сделанные из стекла, будут служить витринами для прочих находок. Здание, заключающее в себе это сокровище, должно иметь минимальный объем – словно шкатулка для драгоценностей. Элегантный эллипс будет обшит деревом в подражание оригинальной приморской архитектуре южного берега Англии и украшен надписями, составленными из резных вензелей, которые использовались членами экипажа «Мэри Роуз» для опознания личных вещей. Трансформирующаяся крыша музея из блестящих оболочечных конструкций в нужный момент будет подниматься и укрывать корабль.

Альпийский домик в Ботаническом саду Кью. Лондон

СТРЕМЛЕНИЕ ВВЫСЬ

Guangzhou West Tower, Китай

Столь высокое здание (432 м) бюро Wilkinson Eyre Architects проектирует впервые, призвав на помощь весь свой опыт в области инженерной архитектуры и собрав мощную команду консультантов. Первоначально оно было задумано как один из двух стеклянных объемов по обе стороны оси, ведущей в новые кварталы Гуанчжоу и связывающей коммерческие кварталы с Жемчужной рекой. В этом многофункциональном здании высотой 103 этажа разместятся офисы, торговые площади, шикарная гостиница и эффектная смотровая площадка на верхнем этаже. На нижних этажах расположатся конференц-зал, зрительный зал и различные предприятия розничной торговли. В плане башня представляет собой треугольник, что позволило архитекторам не только оптимизировать размещение служебных помещений, но и соответствовать требованиям по охране окружающей среды. Строительные работы начались в январе 2006 года и завершатся в 2009 году, за год до начала Азиатских игр 2010 года. Вообще-то Крис Уилкинсон философски относится к размерам небоскребов. Разумно и логично подходя к увеличению масштаба, он считает, что самое важное – это конструкции. Для того чтобы высотное здание успешно противостояло повышенным ветровым нагрузкам, одного жесткого каркаса недостаточно. Если же вы хотите больше узнать о проектировании и строительстве Западной башни Гуанчжоу, Крис Уилкинсон лично ответит на ваши вопросы в Москве.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

15 + 5 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>