Коттедж на холме Dumb Type – авангардая архитектура

Жилой дом Dumb Type

Название проекта Частный коттедж на холме Dumb Type
Расположение Бретань, Племер-Боду, Франция
Заказчик частный заказчик
Архитектурное бюро Wonderland.productions
Проектирование 2001–2002 гг.
Строительство 2002–2004 гг.
Площадь застройки, кв. м 150

Грунтовая дорога ведет на вершину одного из низких холмов, где возвышается прямоугольный объем из стекла и металла. Подобно древнему дольмену – огромному сооружению из камней, перекрытых гигантской плоской глыбой, дом представляет, по сути, одну массивную плиту перекрытия, которая объединяет под собой три группы пространств.

Первая группа – это промежуточные пустые пространства под консольным навесом еще не интерьер, но уже территория дома.
Вторая группа – так называемые «мокрые» помещения: ванные, кухня, погреб и туалет – расположены вдоль одного из длинных фасадов. Сверху они освещены световыми фонарями в крыше.
Третий ряд пространств – гостиная с камином и две спальни, все они выходят на задний фасад причудливыми окнами-эркерами. Планировка предельно рациональна, однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Как у всех уважающих себя западных архитекторов, у Wonderland.productions есть для этого проекта художественная концепция. «Концепция» – не просто потрепанное словечко, а необходимая часть подачи проекта. Это заранее заготовленный ответ на скептический вопрос «почему так?», который задают заказчики, строители, журналисты, то есть все «не-художники», не понимающие, что это просто красиво. В данном случае предлагается сразу два ответа. Первый заключен в названии Dumb Type – это концептуальное имя дома, позаимствованное у японской танцевальной труппы. На гастролях во Франции они представили спектакль, где танцующие актеры были отделены от зрителей полупрозрачным экраном. Архитекторам надо было как-то объяснить заказчикам, зачем нужно делать полупрозрачный фасад, и они сравнили стеклянные окна с экраном, а обитателей дома – с актерами. Заказчики согласились.

Поворотные двери, развернутые под 90 градусов, дают на полу косые блики. Коттедж на холме

Второй источник вдохновения – творчество Дэна Грэхема, американского художника, известного своими зеркальными инсталляциями на природе. Авторов заинтересовала его идея дематериализации пространства. Например, боковые стенки входной ниши сделаны зеркальными, отчего входная группа превращается, по словам Себастиана Шабэ (Sebastien Chabbert), ведущего архитектора проекта, в «точку головокружения, где пространство становится бесконечным». Чтобы объяснить это еще доходчивее, архитекторы даже нашли эпиграф к своей концепции, процитировав классика сюрреализма Франсиса Пикабиа: «Многие ищут, как выразить бесконечность. Представьте два зеркала одинаковой формы и размеров, установленных одно напротив другого. Бесконечность – это отражения в этих зеркалах».

В общем, все здание строится на отражениях и преломлениях света, проницаемости и полупрозрачности. Так, главный фасад – это цепочка картин, по-разному обыгрывающих идею прохождения света сквозь материал. Если смотреть на фасад слева направо, то можно прочитать всю его композицию как рассказ о последовательном прохождении света внутрь дома. Первый объем – это металлический отдельно стоящий шкаф для велосипедов, он практически непроницаем, свет проходит только через отверстия перфорации. Правее шкафа находится входная ниша, дневной свет здесь проходит глубже в дом, но многократно отражается в зеркальных боковых стенках. И наконец, еще правее расположен эркер кухни, куда естественный свет проникает свободно. Интересно, что с наступлением сумерек, когда включается искусственное освещение внутри дома, вся эта история со светом «раскручивается» в обратном порядке. Кухня становится ярким светящимся объемом, левее нее свет приглушен матовым стеклом, а велосипедный шкаф дает вечером удивительный оптический эффект «звездного неба» – свет идет изнутри через перфорацию.

Помещение кухни архитекторы в шутку называют «дозорной башней», а хозяева утверждают, что прошлой зимой во время метели, стоя у плиты, можно было поверить, что находишься на капитанском мостике. Изнутри дома кухня отделена от гостиной раздвижной полупрозрачной перегородкой. По мнению хозяев, смотрится она весьма стильно, напоминая что-то японское -традиционное и высокотехнологичное одновременно, хотя на самом деле сделана она из дешевого материала – обычного поликарбоната.

С наступлением сумерек, когда в доме включается искусственное освещение, на главном фасаде разыгрывается световое шоу. Люди, передвигающиеся за стеклянными перегородками, напоминают актеров японской театральной труппы Dumb Type, у которой архитекторы позаимствовали название для этого дома. Поворотные полуокна-полудвери превращают дворовый фасад в подвижную мембрану.

Образы здания-корабля, эффектная работа примитивных материалов – все это черты, присущие архитектуре 20-х. По сути коттедж на холме Dumb Type – это грамотно разыгранная партия игры в конструктивизм. Еще один ремикс вечной модернистской темы – «Стеклянного дома» Миса ван дер Роэ и Филиппа Джонсона. Одноэтажный металлический прямоугольник с прозрачными стенами. Эстетика «почти ничего». Есть несколько пространств, которые, казалось бы, абсолютно растворятся в окружающей среде – например, терраса представляет собой всего лишь участок трапециевидной формы, забетонированный в одном уровне с землей. Это просто формальное обозначение, знак террасы. Такое же растворение происходит и с гаражом – место для машины находится во входной нише и огорожено складной перегородкой-занавеской. Так что, шутят архитекторы, если хозяин захочет продать дом, он может с полным правом утверждать, что гараж здесь есть, хотя чаще всего занавеска убрана, и тогда получается, что помещение гаража как бы растворяется – его не всегда видно на фасаде.

Конструктивный каркас SALVI Constructions, Tregastel France
Арматурные работы и обшивка SEFRA, Ploufragan FRANCE
Столярные работы GROLEAU, Tregastel FRANCE
Герметизация DAVY, Saint Brieuc FRANCE
Водопровод, канализация,
электрика, отопление SCAME, Lannion France
Кухня Espace Contemporain, Lannion France
Покрытие пола MIE, Angers France

Коттедж на холме Dumb Type

Как и положено истинным авангардистам, Wonderland.productions претендуют на новое прочтение фундаментальных основ. Например, они – ни много ни мало – посягнули на такой традиционный элемент здания, как окно. И переосмыслив его, выдали на заднем фасаде череду проемов, которые представляют собой нечто среднее между окном и дверью.

Как это обычно случается с авангардистами, их идеи воплотились в реальность «со скрипом». Сами алюминиевые конструкции этих окон – из стандартного каталога производителя. От остальной продукции они отличаются лишь тем, что это максимальный размер, который может выпустить фабрика (ширина – 1,6 м, высота – примерно 2,5 м). При таких габаритах окна становятся скорее дверями или же стеклянными перегородками и, как выяснилось, дают течь, к удивлению производителя, который, как оказалось, никогда не выпускал модель такого размера. В результате фирме-изготовителю пришлось специально разработать новую конструкцию для данного типоразмера окон. Зато теперь архитекторы с гордостью заявляют, что благодаря им изготовители могут быть уверены в своей продукции, ибо она проверена экспериментальным путем и доработана. Интересно, что окна получились поворотные, т.е. открываются они, поворачиваясь вокруг вертикальной оси, что превратило весь фасад в своего рода мембрану. Надо сказать, что заказчики, как и следовало ожидать от истинных поклонников модернизма, люди не чуждые романтики и риска, их хобби – гребля на каноэ в феврале, когда температура моря – около 10°C. Как они признались архитектору, их любимое занятие – пережидать в Dumb Type шторма и снегопады. Пока дом используется как дача, куда можно вырваться зимой для экстремального отдыха или провести лето на природе. Со временем, когда хозяева выйдут на пенсию, они будут жить здесь круглый год.

Если заказчики нарушили консервативный уклад местной жизни, то архитекторы нестандартно подошли к процессу строительства. Они обошлись на этом проекте вообще без конструктора, просто нарисовали каркас и согласовали его с ассортиментом изготовителей. Поскольку каркас и обшивка дома полностью металлические, то наиболее профессиональными строителями, которых удалось найти авторам для этого дома, стали местные мастера, специализирующиеся на зданиях фабрик и складов. Они никогда не строили жилых домов. Это оказалось нелегко – архитекторам пришлось спорить из-за каждой детали, чтобы возвести ее качество на должный уровень. Строители были рады попробовать себя в новом жанре, но постоянно жаловались на слишком большие временные потери. Впрочем, история этого проекта сложилось как по писаному – и просвещенный заказчик, способный оценить интеллектуальную игру архитекторов, и яркая концепция, отсылающая к искусству известного художника, и даже заводское производство, которое переделывает свои стандарты под авторский замысел!

Кажется, такие счастливые совпадения могут быть только в сказке, ну, собственно, название бюро так и переводится: wonderland – «страна чудес». Архитекторы «чудесной» мастерской все чаще обращают внимание на Россию – они участвовали в конкурсе на здание Мэрии Москвы (где, кстати, вышли в число лидеров) и делали проект для комплекса «Велтон парка». Но их «стране чудес» до нашей далеко – у нас тут свои чудеса, они гораздо масштабнее – не самый шикарный дом на Рублевке стоит около $800 000, а у них индивидуальный коттедж на побережье Кот-д`Армор – примерно $370 000.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

девять + 17 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>