Комплекс «Буэнависта» в Овьедо.

Комплекс «Буэнависта» в Овьедо. Сантьяго Калатрава

Все в той же родной Испании, но теперь в северной ее области – в Астурии, Калатрава, похоже, совершил невозможное: создал объект «Буэнависта», который в еще большей степени, чем предыдущие, не лезет ни в какие ворота. Если здание в Валенсии еще можно как-то переварить, ибо оно расположено на месте рекуперированного речного русла, где строится новый район города, контекст которого формируют новые масштабы и объемы, то последнее его творение своей агрессивной гипертрофированностью и совершенно несусветной формой буквально разрушает пространство. Вот сделанные в октябре фотографии строительства в Овьедо на севере Испании – небольшом городке с населением 200 000 человек и исключительно хорошо сохранившимся, ухоженным историческим центром.

Хотя строительство еще не завершено, не надо быть конструктором ракет, чтобы предсказать, как произойдет приземление данного конкретного корабля: «Дамы и господа, перед вами “Буэнависта” – новый астурийский архитектурный комплекс с конгрессцентром и выставочными залами – здание, которое (цитирую официальный пресс-релиз) “увеличит и расширит территорию на радость всем жителям Овьедо!”» На месте, где раньше был футбольный стадион, Калатрава объяснил, как легко приспособить подобные периферийные городские территории для «разных и внемасштабных» зданий. Согласившись тем самым, что здание действительно внемасштабное (еще бы он не согласился), он, однако, упустил из виду тот факт, что место никоим образом не периферийное – оно давно уже крепко вплетено в плотную ткань городской застройки. В его восторженных объяснениях не прозвучало, поинтересовался ли кто-нибудь, как относятся к этой стройке века живущие рядом с ней и что им даст это здание. Зато архитектор и его одержимые звездной болезнью заказчики убеждены, что три поднятых крыла строения, которые мы видим перед собой сегодня, заполнят зияющую пустоту в городском пространстве и создадут для жителей Овьедо живую новую общественную зону.

Боковые «триммеры» комплекса «Буэнависта»

Однако каким образом это по преимуществу частное владение сможет оформиться в нечто хотя бы отдаленно напоминающее городские институции или общественную зону и как именно будет пропускать через себя 2500 человек одновременно (на столько мест рассчитаны аудитории внутри), никто не объяснил. Как то все более типично для последних работ Калатравы, создаваемые им формы не несут в себе иного содержания, чем демонстрация его художнического мастерства, динамизма, инновативности и конструктивной изобретательности. Однако периметральные блоки выглядят грубыми, а не изящными и динамичными. Собственно, больше всего они похожи на пару агрессивно занесенных триммеров. А центральную часть ансамбля, судя по модели, и вовсе сложно описать. «Буэнависта» – вне контекста, вне масштаба и не соотносится ни с чем ни на каком уровне.

Несмотря на сдерживаемую энергию, заключенную в агрессивной форме «Буэнависта», оно выпадает из контекста – так и палит бессильно в пустоту, в небо над соседними крышами. Какого рода сильное эмоциональное воздействие может оказать такое здание? Почему торговый центр с гостиницей и конференц-центром должен занять столь заметное место в городе, который обладает куда более богатыми культурными традициями? Трудно представить себе, какое качество добавит это здание своему непосредственному окружению или образу всего города. То здание, которое получилось, явно заблудилось во вселенной – совершенно непонятно, для какой планеты оно проектировалось.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

двадцать − двенадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>