Кофейня «Старбакс», Япония (арх. К. Кума)

Кофейня «Старбакс», Япония (арх. К. Кума)

История возникновения кофеен свидетельствует о том, что первые такие заведения возникли, прежде всего, для встреч и общения. До сих пор люди идут в кафе не только за хорошими напитками, но и для приятного досуга. Чтобы гостю захотелось провести в заведении больше времени, хозяева стремятся привлечь его вкусной кухней, необычным, впечатляющим интерьером, который будет располагать к отдыху и приятным раздумьям или, наоборот, помогать сконцентрироваться, усиливая продуктивность умственного труда.

Вот почему творческие люди охотно используют уютные залы кафе для работы, да и деловые встречи назначаются там нередко. Расположить посетителей к такому времяпрепровождению должны хорошо продуманная атмосфера и грамотно созданный дизайн интерьера. Использование дерева в интерьере имеет широкое распространение в большинстве стран мира на протяжении многих веков и никак не может считаться чем-то исключительным.

Кофейня «Старбакс»

Кофейня «Старбакс»

Однако архитекторы создают в дереве множество ярких, интересных интерьеров, подчеркивая колорит, фактуру и другие художественные свойства этого природного материала.

Наиболее ярким по дизайну и сложнейшим по точности проделанных расчетов стал проект интерьера в дереве для кофейни «Старбакс» в Фукуоке, который был воплощен в 2011 году.

Перед началом творческой работы Кэнго Кума глубоко изучил историю и культурное значение выбранного для строительства участка. Символом древней Фукуоки считается вечнозеленое камфорное дерево, свидетельствующее о мудром сочетании истории и современности в развитии города. Вековые камфорные деревья и в наши дни встречаются в синтоистских святилищах и парках Фукуоки, являясь ее украшением.

Фрагмент интерьера

Фрагмент интерьера

Кроме того, рядом с площадкой для нового кафе находится одна из знаковых достопримечательностей Японии — синтоистское святилище Дадзайфу Тэммангу, основание которого относится еще к X столетию. Любимым растением Тэммангу, ученого, поэта и просветителя, был цветок японской сливы, поэтому на территории святилища произрастает около 6 тыс. сливовых деревьев.

Кроме того, вплотную к строительному участку прилегал сад, в котором были высажены камфорные деревья и слива, имеющие большое значение для города. Сад решили сохранить и организовать там террасу для отдыха посетителей. Главную улицу, ведущую к синтоистской святыне, занимают традиционные для Японии сооружения в один или два этажа. Подобное соседство и привело к проектированию одноэтажного здания, а необходимость вписаться в плотно застроенную улицу города объясняет чрезвычайно простую форму кафе — вытянутого параллелепипеда.

Кофейня «Старбакс»

Кофейня «Старбакс»

Предельный лаконизм архитектурного решения кофейни «Старбакс» компенсируется за счет создания неожиданного и интригующего интерьера, раскрывающегося на главную улицу. Отделка помещения, став воплощением японского минимализма, притягивает внимание прохожих, завлекает внутрь, в пространство, рожденное полетом творческой мысли великого зодчего.

Изюминка проекта и основа дизайна его интерьера — многомерная структура из деревянных брусков. Они размещены на потолке и правой стене кофейни, придавая пространству глубину и сложность. Каждый брусок имеет длину от 1,3 до 4 метров и 6 сантиметров в квадратном сечении.

Способ сочленения деревянных деталей стал главной сложностью проработки проекта. Геометрия линий должна была создать ощущение текучести пространства, но в то же время четко указывать на направление его развертывания. От соединения четырех элементов вместе, в одной точке, решили отказаться в пользу выстраивания чистых диагоналей. Для этого необходимо было изменить точку опоры.

Интерьер кофейни

Интерьер кофейни

Разделив четыре бруска на две пары, удалось избежать концентрации линий в одной точке и создать более сложный образ пространства. Таким образом, базовые элементы соединены попарно, каждая пара, в свою очередь, соприкасается с соседней группой из двух деталей. Так в интерьере кофейни сложился оригинальный и причудливый рисунок. На сооружение впечатляющей конструкции ушло около 2000 брусков. Если бы их выложили в одну линию, ее протяженность составила бы более 4 километров.

По словам самого архитектора, подобный способ соединения был изобретен методом проб и ошибок. Сложность расчетов заключалась в том, чтобы добиться абсолютно точного прилегания деревянных блоков друг к другу, поэтому прорези вычислялись с помощью компьютера. Путем незначительного смещения точки опоры удалось найти идеальное соотношение визуальных пропорций. В этом проекте ярко проявляется следование древним принципам японского деревянного строительства — при плотном прилегании деталей друг к другу оставлены небольшие зазоры с расчетом на возможные деформации.

Интерьер кофейни

Интерьер кофейни

В основу концепции Кэнго Кумы, созданной для проекта кофейни всемирно известной сети, легло месторасположение постройки. Это позволило трактовать ее пространство как переход от шумной улицы к зеленому оазису сада. Не менее важной целью проекта было создание произведения, которое гармонировало бы со сложным и исторически ценным окружением.

Деревянные балки, формирующие интерьер кофейни, своими концами слегка выступают на улицу, напоминая ветви деревьев и перекликаясь с вековыми кронами камфорных лесов святилища Дадзайфу Тэммангу. Использование при строительстве кофейни хорошо обработанного, но неокрашенного дерева полностью соответствует эстетике синто и воплощает в себе соединение древних традиций и современных технологий.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Сложное украшение из деревянных брусков занимает всю правую стену кофейни.
  • Одноэтажное здание кафе главным фасадом обращено к оживленной улице, другой стороной выходит в сад.
  • Минималистический интерьер состоит из 2000 причудливо сочлененных деревянных деталей.
  • Идеальное прилегание деревянных деталей друг к другу и необходимые для этого пропилы вычислялись с помощью компьютера.
  • Многомерная структура из деревянных брусков, украшающая фасад постройки, напоминает порталы величественных сооружений древности.
  • Каждый брусок имеет длину от 1,3 до 4 м, сечение 6×6 см.
  • Бруски закреплены попарно. Пары соприкасаются между собой, образуя сложный рисунок диагоналей.
  • Все деревянные бруски тщательно обработаны, но не окрашены.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

двенадцать + 13 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>