Капсульная гостиница «Накагин» в Токио (арх. К. Курокава)

Капсульная гостиница «Накагин» в Токио (арх. К. Курокава)

В послевоенное время у японских архитекторов появилось новое направление профессиональных поисков. Стало важным определить, каково оптимальное соотношение между размерами помещения и тем количеством времени, которое человек в нем проводит. Результатом поисков и экспериментов явились капсульные отели — совершенного новый тип гостиниц, устройство которых шло вразрез с европейскими представлениями о гостиничном удобстве.

Отправной точкой при создании концепции нового типа отеля послужило справедливое предположение об абсолютном минимуме личного времени, которое остается в распоряжении у постоянно занятого делового человека. Следовательно, его требования к гостинице могут быть достаточно просты и непритязательны, поскольку лежат исключительно в области комфорта во время рабочего графика. Стоит уточнить, что речь идет не об отелях на время отпуска и путешествий, а о возможности деловому человеку провести ночь в специальной гостинице рядом с его местом работы.

Фрагмент гостиницы

Фрагмент гостиницы

Появление знаменитой капсульной гостиницы «Накагин», построенной Кисё Курокавой в 1972 году, было продиктовано именно такими, объективно проявившимися в этому времени причинами.

В течение десятилетий после Второй мировой войны в центральных районах Токио в большом количестве появлялись офисы, банки и другие постройки коммерческого назначения, а число жилых домов резко сократилось — люди переезжали в отдаленные районы или пригороды. Такая ситуация стала представлять серьезную проблему для города, поэтому важно было вернуть жилые дома (хотя бы временного типа) в центральные районы Токио.

Строительство гостиницы капсульного образца явилось стратегическим ходом, направленным на решение этой проблемы. «Накагин» была предназначена для обеспечения людей, проживающих далеко от центра Токио, местом для сна и отдыха. И действительно, гостиница своим местонахождением привлекла большое число бизнесменов, что не давало номерам оставаться пустыми, а необычной архитектурой — специалистов и исследователей со всего мира (для них у входа даже поместили отдельную капсулу, работающую в формате музея). Некоторые постояльцы — дизайнеры и артисты — стали использовать капсулы в качестве мастерских или студий.

Капсульная гостиница «Накагин»

Капсульная гостиница «Накагин»

Капсульная гостиница «Накагин» состоит из двух главных структурных элементов: на два железобетонных каркаса высотой в 11 и 13 этажей в произвольном порядке прикреплены совершенно одинаковые стальные капсулы. Это произведение Курокавы — один из шедевров японского метаболизма, воплощенного в жизнь. Здание прекрасно приспособлено к изменениям во времени для того, чтобы соответствовать новым потребностям города. Стабильна и неизменна, согласно философии метаболизма, только основа (каркас), на нее возможно нарастить необходимое количество легкозаменяемых элементов.

Такая конструкция, с одной стороны, в каждый конкретный момент закончена, но с другой — всегда готова к развитию. Отсюда — предусмотренное архитектором стандартное наполнение капсул, а также чрезвычайно простое крепление капсул к каркасу, что предполагает быструю их замену в случае изнашивания или какой-либо неисправности. К тому же капсулы могут быть объединены между собой для создания большего пространства.

Капсульная гостиница «Накагин» в Токио

Капсульная гостиница «Накагин» в Токио

Монтаж всего сооружения осуществлялся в рекордно короткий срок, что явилось наглядным примером эффективности гостиниц подобного типа. Каждая капсула была быстро вставлена в шахту и закреплена на четырех болтах, обеспечивающих высокую прочность каждого элемента конструкции. Все капсулы помещались в свои ячейки за восемь дней, а полностью работа по сборке и организации работы капсульного отеля завершилась за 30 дней.

После всех работ по монтажу капсул и подключению к энергосетям гостиница «Накагин» стала включать в себя 144 капсулы, каждая из которых представляла собой настоящий микромир. Все, что может понадобиться гостю в короткий промежуток времени, проведенный в отеле, можно найти в номере. Кроме кровати, шкафа для одежды и санузла предусматривались также кондиционер, плита, телефон, телевизор, откидной письменный стол, розетки для всевозможных электронных устройств — одним словом, полный набор всего, что необходимо для жизни, отдыха и работы деловых людей.

Жилая капсула

Жилая капсула

Размер каждой капсулы, 2,5×4 метра, архитектором выбран неслучайно. Он соответствует привычному для японца размеру чайной комнаты в шесть татами. Высота потолка тоже небольшая — 2,5 метра. Для сохранения неприкосновенности частной жизни капсулы прикрепляли в различных направлениях, чтобы избежать положения окошек-иллюминаторов друг напротив друга. По древней японской традиции перед входом в капсулу необходимо разуться, так же как и перед входом в традиционный японский дом или гостиницу.

Облик капсульной гостиницы «Накагин» весьма необычен, что и стало причиной неоднократных состязаний в остроумии архитектурных критиков, подбирающих наиболее яркие эпитеты для описания постройки. Известный теоретик архитектуры Чарльз Дженкс охарактеризовал здание, как сложенное из «кусков сахара» или «поставленных друг на друга стиральных машин». На это Кисё Курокава иронично отреагировал: «Это не стиральные машины, это клетки для птиц. Видите ли, мы в Японии делаем домики для птиц — скворечники в виде бетонных ящиков с круглыми отверстиями и вешаем их на дерево. Я построил эти птичьи гнезда для путешествующих бизнесменов, которые приезжают в Токио, для холостяков, залетающих сюда часто со своими птичками».

Капсульная гостиница «Накагин» — первый шаг на пути смелых экспериментов с микропространством в Японии. В последние 15–20 лет капсульные отели распространились по Стране восходящего солнца с невероятной скоростью. Крупные, средние и небольшие по вместимости, они располагаются в деловых районах больших городов и очень удобны для опоздавших на поезд или задержавшихся допоздна на работе служащих, а также привлекают постояльцев низкими ценами. Вслед за Японией капсульные гостиницы стали появляться и в других странах.

Создание и планировка японских капсульных гостиниц вывели на новый уровень обсуждения проблему «пространство — время». Рассуждения о том, как сделать наиболее функциональным гостиничный номер, в котором человек проводит минимум времени, привело к предельному сокращению личного пространства. Японские эксперименты в этой области довели до абсолюта сочетание минимального времени с минимальным пространством — это основа концепции гостиниц капсульного типа.

Капсульная гостиница «Накагин» с 1996 года входит в список Всемирного наследия DOCOMOMO как один из наиболее ценных памятников современной архитектуры Японии. Однако, несмотря на присвоенный постройке высокий статус, в настоящее время ее состояние можно оценить как плачевное, ведь за всю «жизнь» у этого «символа метаболизма» так и не была заменена ни одна из его капсул. В начале 2000-х годов стал подниматься вопрос о сносе первой в мире капсульной гостиницы и возведении на ее месте современной высотной башни. Одним из главных аргументов стала чрезвычайно высокая стоимость земли в этом деловом районе Токио.

Перспектива уничтожения гостиницы была ударом не только для Курокавы, но и для многих современных архитекторов из разных стран, понимающих ценность и значение реализованного произведения метаболизма для всего мирового зодчества. Еще при жизни архитектор предлагал свою помощь в расчетах и создании проекта по замене изношенных капсул на новые, но предварительные подсчеты показали, что ремонт обойдется более чем в 6 миллионов иен за каждую капсулу. Эта сумма оказалась слишком велика, поэтому судьба этой великой постройки окончательно не решена до сих пор.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Здание было полностью собрано за 30 дней.
  • Размер каждой капсулы — 2,5х4 м. Высота потолка — 2,5 м.
  • Капсулы размещены так, чтобы избежать положения «окно в окно».
  • В основе сооружения — два железобетонных каркаса.
  • Гостиница состоит из 144 капсул.
  • Каждая капсула снабжена стандартным набором мебели, электронных устройств и санузлом.
  • В каждой опорной стойке размещены вертикальные коммуникации.
  • Одна из главных идей проекта — легкий монтаж конструкции.
  • Каждая капсула имеет одно окно-иллюминатор.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

19 − 6 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>