Кампус Сяншань Китайской академии искусств (арх. Ван Шу)

Кампус Сяншань Китайской академии искусств (арх. Ван Шу)

В 2002 году молодого архитектора, за плечами у которого было всего несколько реализованных проектов, пригласили для строительства академического городка Китайской академии искусств в Ханчжоу. Это был почетный заказ от одного из старейших и известнейших в Китае университетов. Однако Ван Шу привлекла прежде всего сложность поставленной задачи: в центре выделенного участка (площадью 65 000 м2) располагался большой холм. Свое название — Сяншань — кампус получил по названию возвышенности, на которую была ориентирована как общая планировка ансамбля, так и архитектура отдельных построек: здания было решено возводить на свободных местах к северу и к югу от холма.

Первое впечатление от академического городка в целом — удивление разнообразием материалов. Однако современное высококачественное строительство у Ван Шу всегда овеяно аурой традиций культуры. Сразу после завершения работ комплекс нарекли интерпретацией китайской каллиграфии. Северная часть кампуса Сяншань представляет собой геометрическую, более правильную и стандартную форму иероглифических символов, а южную, как художественно более выразительную, можно сравнить с письмом от руки. Это различие красноречивее всего проявляет себя в плане расположения корпусов.

В первой фазе строительства (2002-2004 годы) осваивался северный участок, на котором было возведено девять основных зданий. В центре северной части комплекса находятся четыре здания для студий и классных комнат. Они окружают открытый внутренний двор, что характерно для богатых китайских резиденций. Однако такое решение продиктовано не только желанием показать традиционную организацию пространства в Китае, но и соображениями функциональности.

Корпус кампуса. Вид на внутренний двор

Корпус кампуса. Вид на внутренний двор

Преимущества подобной расстановки очевидны: во-первых, благодаря тому, что в плане эта группа зданий квадратная, а также благодаря внутреннему двору корпуса хорошо освещаются и вентилируются; во-вторых, сокращается путь между ними, да и общая площадь застройки уменьшается.

Остальные корпуса северной части кампуса Сян-шань одинаковы в плане. Каждый из них обрамляет внутренний двор только с трех сторон. Расположение корпусов таково, что они поочередно раскрыты на Ханчжоу или на холм академического городка. Материал, взятый для оформления фасадов, зависел от стороны света. Фасады, выходящие на север, почти полностью изрезаны окнами.

Ленточное остекление в несколько рядов завершается выносом черепичной крыши, разделяющей этажи. Ее предназначение — защищать стену от дождя — не единственное и даже полностью перекрывается желанием архитектора сделать отсылку к традиционным черепичным крышам китайских домов. На южных фасадах, напротив, окна узкие, каждое снабжено двумя створками массивных деревянных ставней, которые оживляют поверхность стены, всякий раз создавая новую геометрию рисунка.

Все постройки северной части кампуса объединены между собой: визуально — ограниченным набором материалов и архитектурных деталей и физически — через сеть дорожек, благодаря которой можно беспрепятственно перемещаться между всеми этажами и подземными уровнями корпусов. Посетитель волен выбрать открытую дорогу, по которой приятно пройтись в хорошую погоду, или крытую галерею, спасающую от дождя.

Южный фасад одного из корпусов. Первая фаза

Южный фасад одного из корпусов. Первая фаза

В целом, корпуса кампуса Сяншань совмещают в себе традиционную китайскую и современную архитектуру, которые, казалось бы, должны составлять контраст и непреодолимо противодействовать. Ван Шу таким образом хотел подчеркнуть ситуацию, сложившуюся во многих городах Китая, где непостижимым образом сочетаются «колониальное» наследство эпохи неоклассицизма и ар-деко с типичными жилыми домами из необработанной древесины и оштукатуренных кирпичных или бетонных блоков. Фактически архитектор на территории кампуса создал уменьшенную копию китайских городов с сосуществующими в них стилями разных эпох.

Результатом второго этапа строительства, продлившегося с 2004 по 2007 год, стали 13 зданий с южной стороны холма. Даже в расстановке построек видно значительное развитие концепции академического городка. В отличие от предыдущего этапа план второй фазы отличается большей сложностью, нерегулярностью и неясностью, отчего создаются порой неожиданные отношения между зданиями и ландшафтом. Безусловно, все корпуса, на первый взгляд свободно разбросанные, на самом деле акцентируют наиболее выигрышные места и подчеркивают достоинства непростого ландшафта.

Черепичная крыша здания классных комнат

Черепичная крыша здания классных комнат

Корпуса обеих фаз выстроены из любимых материалов архитектора, которые он сочетал самыми разными способами, чтобы здания поражали многообразием отделки. Кирпич и плитку, по замыслу не изменяющего себе Ван Шу, вывезли из разрушенных во время строительного бума традиционных китайских домов. Например, для покрытия крыш кампуса использовано более двух миллионов плиток черепицы. Несмотря на важность спасения элементов народной архитектуры (собственно, плитки и кирпича), мастера гораздо больше волновало создание неожиданных сочетаний. Таким образом, традиционные элементы должны были проявить себя нетрадиционным образом.

Так же как и в северной части, сообщение между корпусами второй фазы строительства тщательно продумано. На первый взгляд переходить от одного двора к другому затруднительно из-за затейливой расстановки корпусов. Но для архитектора это лишь повышает художественное значение его галерей, которые приобретают более сложные конфигурации. Дорожки, пандусы, крытые и открытые переходы и галереи причудливым образом соединяют разные этажи и корпуса. Созданная Ван Шу трехмерная иерархия пространства позволяет посетителям выбирать наиболее короткий, удобный или приятный путь как по земле, так и по поднятым на уровень второго и третьего этажей крытым и открытым галереям. Правда, они довольно запутанны, и новичку придется нелегко при выборе наиболее оптимального маршрута.

Улица академического городка

Улица академического городка

Архитектор изначально воспринимал строительство кампуса как большой эксперимент, имеющий в том числе и образовательный подтекст. Ван Шу прекрасно знал о влиянии, которое имел на студентов, и в полной мере использовал его. По его поручению студенты кафедры архитектуры Академии искусств были обязаны самостоятельно традиционным способом построить стену из утрамбованной земли для лабораторного корпуса так, как это делалось в народной архитектуре. Для студентов, принимавших участие в строительстве, это было прекрасной практикой, для остальных стало ожившей историей собственной культуры.

Один из поднятых над землей на опорах корпусов кампуса стал визитной карточкой Академического городка. Фасады белого оштукатуренного здания прорезают разновеликие и разноуровневые окошки, воссоздающие атмосферу старых китайских городов с выходящими на узкие улочки домишками. Сложная геометрическая форма здания, в плане состоящая из трех букв «П», образует три внутренних разомкнутых двора. Через все фасады корпуса протянуты две ленты галереи.

Благодаря сильно выступающему карнизу, открытые галереи почти всегда затенены. Первый уровень представляет собой узкую веранду, идущую строго горизонтально по нижнему ярусу здания. Верхняя лента галереи имеет более причудливый рисунок расположения в пространстве. Она ведет по второму ярусу, то поднимаясь на третий, то снова спускаясь ко второму.

Ван Шу, считая свои здания произведением искусства, часто бросает вызов функциональной оправданности той или иной художественной находки. Несмотря на то что во многих помещениях слишком темно из-за крошечных окон или очень холодно зимой и жарко летом из-за отсутствия необходимой теплоизоляции, архитектура Ван Шу имеет огромное влияние на студентов и накладывает серьезный отпечаток на их дипломные проекты.

Кампус Китайской академии искусств благодаря гению архитектора превратился в настоящий маленький городок, обеспечивающий потребности студентов, преподавателей и администрации. На его территории создан непревзойденный парковый ансамбль, увеличивший известность этого учебного заведения во всем мире. Китайская академия искусств, получив новый облик, стала привлекать будущих студентов не только уровнем обучения, но и смелостью проведенных архитектурно-художественных экспериментов.

В проекте кампуса Сяншань Ван Шу, возможно, проверял свойства и способности образного языка своей архитектуры, который вновь будет ярко проявлять себя в следующих проектах, таких как пять «разбросанных» домов в Нинбо и пешеходная улица Чжуншань в Ханчжоу.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

шесть + восемь =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>