Институт арабского мира в Париже

институт арабского мира в Париже

Институт арабского мира — поистине судьбоносная работа архитектора Жана Нувеля. До момента своей победы в международном конкурсе 1981 года на здание нового центра изучения арабской цивилизации в Париже Нувель был известен как профессиональный архитектор, автор талантливых проектов и лидер небольшого и довольно успешного французского бюро. А после завершения здания он превратился в мировую знаменитость и национальное достояние современной французской архитектуры. Что же такого гениального и удивительного предложил мастер в своем проекте, что весь мир пришел в восхищение?

Во-первых, в нем увидели смелого новатора, который сознательно не стал подчиняться жесткому диктату стилистики ни монументальной застройки османовского Парижа XIX века, ни более разнородному облику старинных улиц Латинского квартала и острова Ситэ со знаменитым готическим гигантом — собором Нотр-Дам. Здание Института арабского мира возвышается над мостом Сюлли, визуально практически сразу позади собора. При этом новое здание — огромный горизонтальный параллелепипед с изогнутой приставной частью из стекла и алюминия, который утверждает право современного объекта на звание архитектурной доминанты наравне с готическим соседом. Во-вторых, сам фасад здания — великолепный образец новаторской инженерной мысли, формирующий особую символику и эстетическое наполнение постройки.

Главная изюминка одновременно художественного и технологического решения здания — его обширный южный фасад. Уникальность и новизна приема в следующем: почти всю поверхность фасада покрывает множество металлических панно, внешне имитирующих традиционные арабские прорезные ставни мушараби». Такие ставни особенно характерны для у мавританских дворцов Испании, что дополнительно подчеркивает глубокие связи культур европейского континента и Арабского Востока. Функционально эти квадратные панно на фасаде — чувствительные к свету фотоэлементы с изменяемой диафрагмой, которые в свою очередь меняют уровень освещенности и рисунок проемов внутри здания. Из-за несовершенства компьютерной системы начала 1980-х, установленной в здании, 140 алюминиевых панелей с титановыми диафрагмами срабатывают не всегда адекватно и периодически требуют ремонта. Это мешает в полной мере насладиться изяществом и совершенством замысла архитектора.

Ложку дегтя в общем потоке славословий добавляет экономический показатель: по оценкам некоторых специалистов, Институт арабского мира считается одним из самых дорогостоящих проектов во всей строительной индустрии XX века.

На реализацию новаторского замысла всего комплекса Института арабского мира, состоящего из двух главных блоков, ушло почти шесть лет. Очертания основного здания повторяют форму своего предшественника, стоявшего на этом участке и повернутого к набережной Сены. Кроме отсылок к традициям Востока в рисунке уже упомянутых панелей, Нувель не стал обременять свой проект иными восточными символами. Общее образное решение подчеркнуто интернационально и современно. Такой подход к диалогу с историей и традицией Нувель в дальнейшем будет использовать в других своих проектах, в частности при модернизации газометра в Вене или при строительстве Музея искусств цивилизаций Азии, Африки, Океании и Австралии на набережной Бранли в Париже. Но наиболее чисто и бескомпромиссно воплотить свой замысел, добившись столь яркого художественного результата, ему будет чрезвычайно сложно, поскольку придется побеждать и превосходить самого себя.

Институт арабского мира в Париже. Временный выставочный павильон.

Внутри здания все организовано достаточно просто и функционально. Здесь проходят современные выставки и концерты, которые ориентированы на внимание посетителей со взглядами, выходящими за рамки национальных традиций, что представлялось одной из важных целей для вдохновителей этого центра — правительства Франсуа Миттерана и Лиги арабских государств. Для создания и поддержания этой затеи длительное время работали известные деятели французского искусства и культуры, дипломаты и политики Франции в тесном сотрудничестве с представителями 21 страны Африки и Азии.

Вообще, главной целью создания Института арабского мира было ознакомление жителей Франции с историей и культурой одной из самых масштабных цивилизаций мира, а также создание своеобразного моста между европейцами и арабами. Ресурсы и события в Институте арабского мира должны помочь изучению и лучшему пониманию Арабского Востока в Европе, а также способствовать разным формам культурного обмена. Для этого в Институте организована постоянная музейная экспозиция. На втором этаже здания выставлены искусно выполненные образцы традиционной глиняной посуды, изделия из металла, а также живописнейшие ковры, привезенные со всех уголков исламского мира — от Испании до Центральной Азии.

На восьмом этаже Института представлен древний доисламский период арабской истории. Здесь собраны карфагенская скульптура и керамика, выполненная под сильным влиянием римских мастеров, а также великолепная мозаика VII века из древней тунисской церкви. На седьмом этаже развернута экспозиция об истории зарождения мусульманских традиций и исламского искусства эпохи Омейядов в Дамаске и Аббасидов в Багдаде. В коллекции музея выставлены редчайшие свидетельства замечательного подъема начиная с IX века арабской науки: это латунные макеты звездного неба, астролябии, компасы и солнечные часы, иллюстрированные рукописи, эталоны мер и весов, а также аптекарские приспособления для измельчения и смешивания лекарственных препаратов. Именно эта выставка наглядно демонстрирует обилие достижений арабской науки и их большое влияние на систему знаний в средневековой Западной Европе.

И наконец, на пятом этаже Института показаны экспонаты истории мусульманского Арабского Востока с X до XVIII века. А завершить этот восхитительный экскурс в прошлое и почувствовать взаимное проникновение культур посетители могут с террасы на 10-м этаже, откуда открывается великолепный вид на памятники европейской цивилизации, от Средневековья до наших дней.

На остальных этажах Института размещаются библиотека, мультимедийный центр для научных работников, пространства под временные выставки, специализированный книжный магазин, где продаются компакт-диски с хорошей арабской музыкой, кафе и ресторан с арабской кухней. В здании также предусмотрен полноценный киноконцертный зал, где можно увидеть интересные фильмы на арабском языке или послушать исполнителей арабской музыки из разных стран.

Несмотря на огромное разнообразие культурных и архитектурных памятников, постройке Нувеля удалось вклиниться в плотный список достопримечательностей Парижа и вызвать интерес многих посетителей к Институту арабского мира во многом его архитектурными достоинствами.

После успеха Института арабского мира в Париже, где основной технический прием оказался одновременно невероятно декоративным, Нувеля прозвали «медиатическим зодчим», который находит самые неожиданные способы показать неподготовленному зрителю аттракцион зрелищной архитектуры, используя для этого все медиасредства: фотографии, кино, проекции картин, рекламы и т. д. Сам Нувель очень любит повторять, что он — «человек концепта» и может ради интересной идеи отказываться от утилитарных удобств и нужд заказчика. При этом мастер подчеркивает, что он отнюдь не бумажный архитектор: «Я никогда не задумывал проект ради удовольствия от хорошего чертежа». Самые спорные и возвышенные его предложения после разработки превращаются в реальные объекты, которые крепко встают на отведенном месте и чрезвычайно эффективно функционируют, подчиняя себе все окружение. Здание Института арабского мира оказалось лишь первым масштабным достижением в разработке Нувелем этой медийной линии современной архитектуры, с каждым годом приобретающей все большую популярность.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

пятнадцать + одиннадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>