Иллинойсский технологический институт

Иллинойсский технологический институт

В 1938 году немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ стал главой архитектурного факультета Иллинойского технологического института в Чикаго. В своей речи по этому поводу он сказал: «Архитектура — поле боя для духа. Архитектура пишет по-своему историю эпох и дает им их имена. Архитектура зависит от своего времени. Она — кристаллизация его внутренней структуры, постепенное раскрытие его формы». Мис ван дер Роэ видел архитектуру неотделимой от технологий и техники. Также он считал, что цель образования — не просто дать студентам определенные навыки и умения, а сформировать личность, способную различать цену и ценности. Архитектура, с одной стороны, обладает ценой, потому что стоимость строительства можно выразить в денежном эквиваленте, с другой — она безусловная ценность, потому что является искусством, считал Мис ван дер Роэ.

Кроме того, что архитектор был назначен главой факультета, он еще и получил возможность спроектировать городок для Иллинойского технологического института. В проекте застройки, которая была распланирована на 10 лет вперед, проявляются сразу две генеральные линии, наблюдаемые в творчестве Миса ван дер Роэ с начала 1930-х годов. С одной стороны — стремление к дематериализации архитектуры, перевод строительной формы в систему скользящих плоскостей, подвешенных в прозрачном пространстве, с другой — преклонение перед ясно выраженной структурой. Таким образом, Мис совмещает пространство и конструкцию, прозрачность и материальность, обращаясь к стеклу, которое в зависимости от условий позволяет по-разному интерпретировать стену как необходимую тектоническую опору.

Другая важная особенность этого заказа заключалась в следующем: Мис ван дер Роэ впервые строил общественные здания, функциональная задача которых ;толь изменчива, что от мастера требовалась архитектура свободная, которая не устарела бы морально и соответствовала изменчивой природе университетских построек.

В основе планировки застройки лежит геометрическая прямоугольная сетка с ячейками 7,2×7,2 метра, раскинувшаяся на площади 45 гектаров. В качестве единого вертикального модуля выбран один этаж высотой 3,6 метра. Все здания расположены симметрично, но достаточно свободно расставлены по сетке. Перспективу в промежутке между двумя параллельными корпусами всегда замыкает третий корпус, что создает собую гармонию перетекающего пространства, лилейного тупиков и композиционных перегрузок. Это не что иное, как идея структурированного «свободного плана», уже опробованная в павильоне в Барселоне, но перенесенная на гораздо больший масштаб.

«Комонс-холл» (университетская столовая)

В качестве планировочной и конструктивной основы был взят металлический каркас, четко выявляемый на всех фасадах, заполнение — кирпич и стекло. Технологичность и единообразие в использовании материалов определили гармонию всего комплекса. Структурная правдивость стала основой грамматики всех сооружений.

Первым зданием на территории института и вообще первым зданием, построенным Мисом в Америке, стал факультет минералогии и металловедения (1942—1943). Технологической сутью здания являются двутавровые опоры, которые создают его каркас, они легко читаются как в экстерьере, так и в интерьере. Здание представляет собой простой прямоугольный объем, металлический каркас которого заполнен кирпичной кладкой. На южном фасаде кирпич маркирует только цокольную часть, остальная часть — плоскость сплошного остекления.

Здание было открыто 11 января 1943 года, несмотря на то что во время Второй мировой войны строительство в стране в основном было заморожено, особенно проекты, предполагавшие использование большого количества металла.

Факультет минералогии и металловедения

Но Иллинойский институт служил своей стране, став центром военной технологической подготовки на Среднем Западе, где развернулись обучающие программы для женщин и «белых воротничков», которые потеряли работу. Здесь готовили специалистов, способных разбираться в металлах для создания и усовершенствования оружия. Таким образом, здание факультета минералогии и металловедения было необходимым в условиях войны. В пресс-релизе, выпущенном по случаю его открытия, с гордостью отмечалось, что строение ясно демонстрирует стиль, в котором будет осуществлен весь проект, и что это самая современная архитектура. В творчестве Миса ван дер Роэ оно примечательно еще и тем, что в нем впервые были использованы двутавровые балки как часть структурной грамматики, тогда как в европейских постройках опоры, как правило, имели крестообразный план.

В здании Корпуса выпускников (1946) идея двутавровой опоры достигает своего апогея: пожарный надзор запретил оставлять открытыми металлические част;! конструкции, и Мис ван дер Роэ решает выполнить их облицованными бетоном, но при этом он навешивает на них декоративные двутавры, что превращает сугубо утилитарный металлический профиль в элемент оформления вроде пилястры. Вот она технологичность, ставшая архитектурой! Чтобы гармонично встроить здание в общую сетку кампуса и соотнести все внутренние пропорции, Мис выбирает единый модуль(60,96 сантиметра в длину, столько же в ширину и 30,48 сантиметра в высоту) для всех построек. Вместе с тем масштабность Корпуса выпускников предвосхитила формирование нового типа конструкции для жилого дома, в основе композиции фасада которого лежит остекление, переплеты и Конструкция внешней стены. С использованием этого же модуля были вскоре построены здание для химических исследований (1946) и здание для исследований в области инженерии в металлургии и химической промышленности (1947).

Продолжая линию зданий с четко выделенным объемом и структурой, обладающих универсальным пространством, Мис ван дер Роэ проектирует в 1952 году «Краун-холл» — здание факультета архитектурного и художественно-промышленного проектирования, не входившее в первоначальный план застройки институтского городка. Это здание для его собственного факультета, созданное им самим и «канонизированное» впоследствии его почитателями.

Стеклянный параллелепипед основного объема «Краун-холла» приподнят над уровнем земли и как бы зафиксирован четырьмя огромными П-образными арками с вынесенными за основной объем двутавровыми опорами. Пол основного объема является перекрытием цокольного этажа, в котором собственно и разместились все функциональные помещения факультета (аудитории, мастерские, лаборатории). К высоко приподнятому основному объему ведет парадная двухъярусная лестница, которая придает зданию монументальность. Пожарная инспекция была, естественно, против обнажения несущих конструкций, как и в случае с другими зданиями на территории городка, они же настояли, чтобы у лестницы появились перила. Ситуацию удалось урегулировать, обозначив это здание как склад, но перила пришлось поставить.

Начиная с этого времени подчеркнутый и преувеличенный в своих размерах каркас стал играть роль тектонической метафоры — на фасад была спроецирована все же скрываемая до того несущая конструкция. Стекло же соединило предельную простоту визуального восприятия с технической сверхустойчивостью каркаса. В 2001 году здание было названо историческим памятником — спустя всего 45 лет после окончания строительства!

На территории университета есть маленькая часовня, которая была построена после Второй мировой войны (за ее скромный размер студенты называют ее «God box», англ. God — Бог, box — ящик). В более поздних интервью Мис говорил, что всегда мечтал построить собор, но ему удалось только совершить небольшой «налет» в мир церковной архитектуры. Это единственное здание за пределами Европы, в котором он отошел от своих принципов архитектуры «кожи и костей». Стены часовни из кирпича и выложены специальной прочной английской кладкой, потому что они являются несущими. Мис считает, что прозрачные стены и ощущение большого пространства делают человека обращенным вовне, в то время как в замкнутом небольшом пространстве у него есть возможность обратить внимание вглубь себя. Он так сказал об этом здании: «Мы часто думаем об архитектуре как о чем-то, что должно впечатлять. Ничего выдающегося в этой церкви нет, она не предназначена впечатлять. Она предназначена быть простой, и, по сути, она простая. Но в своей простоте она не примитивна, а благородна; и несмотря на свои маленькие размеры, великолепна и даже монументальна».

Мис ван дер Роэ покинул Иллинойский технологический институт в 1958 году. Здания институтского городка продолжали строить, следуя его генеральному плану и выбранным им архитектурным принципам.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

3 × 5 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>