Храм Единства (Чикаго, США)

Храм Единства (Чикаго, США) unity_temple

Основные данные:

  • ДАТА: 1904-1908 годы
  • СТИЛИ: Модернизм
  • МАТЕРИАЛ: Железобетон, витражное стекло и дерево
  • АРХИТЕКТОР: Фрэнк Ллойд Райт
  • Одно из первых в мире железо­бетонных зданий

Когда 1905 году загорелась от удара молнии и сгорела дотла первая унитарианская церковь Единства в городе Ок-Парк, штат Чикаго, было решено строить новую. Об этом попросили Фрэнка Ллойда Райта, унитария и известного архитектора, который уже успел прославиться со своими новыми идеями, и Райт согласился. Новая церковь, храм Единства, должна была приятно удивить заказчиков. Приземистый бетонный корпус украшали квадратные колонны, небольшие окна располагались высоко, крыша нависала и выдавалась вперед – такого храма нигде еще не видели.

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор и теоретик

Фрэнк Ллойд Райт

Место для нового храма находилось в очень тесном уголке, поэтому его не получи­лось поставить так, чтобы вход был с главной улицы. Еще одна сложность – храм должен был стоять среди множества других зданий, в том числе и церквей, а это были такие церкви, на строительство которых не скупились. Унитарии же могли выделить на храм не больше 45 000 долларов (включая стоимость земли).

Райт сумел сделать из финансовых ограничений творческую выгоду, он все здание построил из железобетона, и это было одно из первых железобетонных зданий в мире. В 1960 году стены покрыли штукатуркой. Но Ллойд Райт выбрал железобетон не только из экономических соображений – этот материал был для него символом единства и объединения. Он хотел, чтобы здание храма сочетало в себе пространство, реальность и опыт «и было построено из такого же, в сущности, материала».

Единый замысел Фрэнка Ллойд Райта

Вход в храм Единства находится в переулке, надо подняться по лестницам и пройти за низкую стену с надписью «For the worship of God – and the service of man» [прим.: «Во славу Господа — и для служб человеческих»], выполненной бронзовыми буквами прямо над входом. Просторный холл у входа соединяет две части храма: более или менее квадратный зал, где в основном проходят молитвы, и прямоугольный Дом Единства, зал для общественных встреч (Райт называл его «местом, где приятно отдыхать»).

Вокруг храма проходит тускло освещенная галерея, напоминающая о церквях Средневеко­вья. Она опоясывает весь храм, пол которого на 1,2 м выше галереи. Пространство между полом храма и потолком галереи позволяет заглянуть в храм так, чтобы вас не заметили, или войти туда, не тревожа людей на службе и священника.

Удивительная обстановка внутри разительно отличается от строгого облика храма. Это уютное пространство, в основании которого – квадрат, соединенный с крестом. Все очень гармонично и выверено, кажется, что квадраты и прямоугольни­ки из светлого бетона парят в воздухе, а с ними и вся деревянная отделка, панели и планки. Пространство сверху заливает золотистый янтарный свет, он идет от 25 витражных светильни­ков, расположенных в ряд почти по кругу.

Отделка залов храма Единства резко контрастирует с его строгим внешним видом.

Отделка залов храма Единства резко контрастирует с его строгим внешним видом.

Проявление бога в мире

Строительство храма Единства началось в 1906 году и завершилось в октябре 1908 года, когда прошла первая служба (хотя храм не освящали еще примерно год). Священник, доктор Родни Джохоннот, писал о шедевре Райта: «Без башни, без шпиля… эта форма говорит о том, что… Бога следует искать не в небесах, а на земле, среди детей человече­ских».

Именно это, а также то, что храм Единства так непохож на классику западной церковной архитектуры, делает его оригинальным и выдающимся шедевром. И здесь важны не только архитектурные замыслы Фрэнка Ллойда Райта, но и его вера в Бога, его взгляд на то, каким должно быть место молитвы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

12 + пятнадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>