Хилл-хаус (арх. Ч. Макинтош)

Хилл-хаус (арх. Ч. Макинтош)

Одной из самых известных работ архитектора Чарльза Макинтоша стал Хилл-хаус — Дом на холме в Хеленсбурге, спроектированный и построенный в 1902–1904 годах, в период творческого расцвета и максимальной продуктивности мастера. Хеленсбург — живописный городок на берегу залива Ферт-оф-Клайд, расположенный в 50 километрах к западу от Глазго. В начале XX века он представлял собой элитный пригород Глазго, где селились состоятельные люди, стремившиеся сочетать близость крупнейшего индустриального и финансового центра страны с жизнью на природе.

Заказчиком Хилл-хауса был Вальтер Блэки — директор хорошо известного в Глазго издательства, поклонник новых нетрадиционных направлений в архитектуре и искусстве. В 1902 году он приобрел участок на берегу залива, с которого открывались великолепные морские виды, и по рекомендации знакомых пригласил Чарльза Макинтоша, заказав тому спроектировать не только дом и сад, но также мебель и все детали интерьерного убранства.

Западный фасад Восточный фасад

Западный фасад Восточный фасад

Как и Макинтош, Блэки питал слабость к суровым крепостным формам старой шотландской архитектуры, к тому же само окружение — холмистая местность, безбрежные просторы воды и неба, расстилающиеся луга — располагало в пользу подобной стилизации. Дом на холме явился образцом любимого Макинтошем баронского стиля, обращенного к кельтским истокам, эпохе шотландского Средневековья и архитектуре норманнов XI–XIII веков.

Заказчик предоставил художнику полную творческую свободу в создании проекта, выдвинув лишь несколько условий, которые сводились к следующему: использовать серую штукатурку для стен вместо кирпича, темно-серый сланец вместо черепицы для крыши и исключить из интерьера деревянные балки.

Дом из грубо обработанного местного песчаника смотрится очень эффектно среди окружающего его ландшафта. Его серый цвет перекликается с холодным облачным небом Шотландии, а массивные стены, строгие прямоугольные и квадратные окна с частой расстекловкой, круглые башни и минималистичный декор оставляют впечатление сдержанной красоты, надежности и благородства.

Западный фасад Восточный фасад

Западный фасад Восточный фасад

Здание вытянуто с запада на восток, вход находится на западном торце, главный фасад обращен на юг, и с этой стороны расположены жилые комнаты, из окон которых открывается великолепный вид на залив. Хилл-хаус — классический семейный дом с главным залом, гостиными, спальнями и библиотекой. В северовосточном крыле расположены кухня, служебные помещения и детские. Дом окружен большим парком, также спроектированным Макинтошем.

Как и предыдущие работы архитектора, Хилл-хаус был построен в соответствии с идеалами Августа Пьюджина «изнутри наружу» — живописность его силуэта обусловлена как асимметрией плана, так и разными уровнями, и формой крыш. Еще до начала работы над проектом Макинтош прожил больше недели в семье Блэки, чтобы изнутри наблюдать повседневную жизнь, привычки и особенности всех будущих обитателей дома. «А как иначе я мог бы узнать, где расположить лестницы и переходы?» — говорил мастер.

Таким образом, Хилл-хаус стал образцом культивируемого в эпоху модерна индивидуализма, противостоящего самой идее какого-либо типового строительства.

Легкие, изящные, залитые светом интерьеры являются эффектной противоположностью сдержанному и даже несколько суровому внешнему облику здания. И вновь нельзя не отметить следование Макинтоша теориям Пьюджина, который утверждал, что именно путем минимизации декора экстерьера можно максимально подчеркнуть изысканность интерьера и сделать особенно контрастным переход из тревожного пространства внешнего мира в безопасное, теплое и нарядное внутреннее пространство.

Вид на северный фасад

Вид на северный фасад

В интерьерах Хилл-хауса в полной мере воплотились художественные идеалы Макинтоша: простор и ясность, геометризм форм и подчинение всех элементов общему замыслу, а также любовь к японскому искусству с его изящной лаконичностью и повышенным вниманием к каждой детали. Элегантный минимализм Макинтоша спорит не только с громоздкими, забитыми мебелью и тканями интерьерами историзма, но и с флореальной линией европейского ар-нуво, предваряя будущий рационализм и конструктивизм 1920-х годов.

Интерьеры Хилл-хауса удивительно легкие, наполненные светом. Каждое помещение, подобно музыкальному инструменту, настроено на особые чувства и имеет свою атмосферу. Макинтош использовал различные материалы, цвета и освещение, чтобы подчеркнуть тонкий переход от одной тональности к другой. Стены в доме в основном белые, иногда с нежными трафаретными орнаментами светлых оттенков зеленого, розового или серебристого цветов. На их фоне лаконичная темная мебель становится ярким акцентом, подобно японским иероглифам на белом листе бумаги. В то же время белая мебель на светлом фоне создает удивительный эффект прозрачного легкого, парящего пространства, превращая интерьер в «обитель прекрасных душ».

Дом на холме — своеобразная «ручная работа» мастера, где все — от архитектурного проекта, до дизайна встроенных гардеробов, дровяных шкафов, каминных щипцов и кочерги — продумано и прорисовано им самим. В самых потаенных углах, в кладовой, прачечной, кухне видна забота Макинтоша о максимальной функциональности, полезности и при этом красоте даже малозаметной детали. Жена архитектора Маргарет создавала дизайн тканей для декорирования комнат, она же явилась автором гипсового резного панно над камином гостиной.

Каждый интерьер Хилл-хауса — отдельная самостоятельная композиция, где все продумано и выполнено настолько тщательно, что отсутствие какого-либо фрагмента либо привнесение чего-то чужеродного может только исказить первоначальный замысел. Внимание Макинтоша к деталям простиралось до подробных инструкций хозяевам дома по поводу букетов цветов, которые могут стоять на столе в гостиной, чтобы не вступать в конфликт с остальным декором. Такие же предписания художник составлял и для паркового ландшафта, подробно указывая, где и какие именно деревья должны быть высажены.

Хилл-хаус стал идеальным воплощением столь любимой эпохой модерна идеи панэстетизма, тотальной красоты, которая должна постоянно присутствовать в жизни человека, окружая его в мельчайших деталях быта. Поэтому и художник обязан быть универсалом, способным создать не только дом, но и окружающий ландшафт, интерьер, мебель, панно, ткани, светильники, то есть общую, пронизанную единым стилем и эстетикой среду обитания. Теоретики эпохи модерна отрицали деление искусства на большое и малое, прикладное, утверждая, что все, созданное руками человека, является результатом творческого акта, а значит — произведением искусства.

Гостиная

Гостиная

Один из документов Дармштадтской выставки 1901 года гласит: «Все — искусство. И не существует созданных человеком вещей, которые могут быть чем-то иным, нежели искусством». Подобные идеи красной нитью проходят через творчество многих мастеров «Прекрасной эпохи», от Анри Ван де Вельде и его знаменитого «Ред-хауса» в Уккле (1896) до Паласа Стокле Йозефа Хоффмана (1905–1911), испытавшего, кстати, значительное влияние Макинтоша. Дом на холме стал одним из лучших воплощений эстетики модерна, безупречным образцом стиля, элегантности и красоты, привнесенных в повседневную жизнь человека.

Архитектурные особенности объекта:

  • Хилл-хаус явился образцом любимого Макинтошем баронского стиля, обращенного к кельтским истокам, эпохе шотландского Средневековья и архитектуре норманнов XI–XIII веков. Подобные предпочтения отвечали общим романтическим увлечениям национальной стариной эпохи историзма и модерна.
  • Дом из грубо обработанного местного песчаника, покрытый серой штукатуркой, смотрится очень эффектно среди окружающего ландшафта. Серый цвет его массивных стен перекликается с холодным облачным небом Шотландии.
  • Фасады дома почти не имеют декора. Их главным украшением являются разной величины строгие прямоугольные и квадратные окна с частой расстекловкой, круглые башни и эркеры.
  • Главный фасад обращен на юг, и с этой стороны расположены жилые комнаты, из окон которых открывается великолепный вид на залив.
  • Хилл-хаус был построен в соответствии с идеалами Августа Пьюджина «изнутри наружу» — живописность его силуэта обусловлена, как асимметрией плана, так и разными уровнями и формой крыш.
  • Хилл-хаус стал образцовым воплощением культа собственного дома эпохи модерна, прекрасно переданного в лозунге тех лет «Мой дом — моя крепость».
  • В северо-восточном крыле расположены кухни, служебные и детские комнаты.
  • Дом окружен большим парком, также спроектированным Макинтошем вплоть до деталей: художник дал подробные инструкции, какие деревья должны быть высажены для формирования необходимой композиции.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

семнадцать − 2 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>