Хай-тек по правилам Фэн-шуй

Штаб-квартира компании Tokyo Enterprise. Арх.: Shin Takamatsu Architect and Associates

Тайвань особенно ярко проступил на архитектурной карте мира в 2004 году, когда шпиль очередного самого высокого небоскреба планеты Таipei 101 преодолел заветную пятисотметровую отметку. Тем не менее прекрасный остров (так переводится одно из его названий – Формоза) может похвастаться не только высотой, но и самобытностью своих зданий в стиле хай-тек.  

Примерно седьмая часть населения Тайваня (около трех миллионов человек) живет в Северной башне – именно так переводится название Тайбэй. Город расположен в долине, со всех сторон окруженной горами. Поросшие лесом холмы есть и в самом городе, причем некоторые из них превращены в парки с лесенками, крутыми каменными дорожками и беседками. На склонах высятся комплексы высоток; есть несколько холмов-кладбищ.

С любой из окрестных гор Тайбэй похож на ежа, ощетинившегося иглами небоскребов и опутанного серыми лентами автострад. А с неба на него коршунами пикируют самолеты… Впрочем, из самого города наблюдать за посадкой самолетов еще страшнее. Кажется, что железные птицы в прямом смысле идут на таран – аэропорт находится практически в самом центре Тайбэя.

Для любителей такого рода представлений неподалеку от взлетно-посадочных полос был построен «Гранд отель». Его здание выдержано в традиционном китайском стиле, из окон верхних этажей открывается головокружительная панорама Тайбэя – однако в минуты созерцания в поле зрения обязательно возникнет пикирующий прямо на отель самолет.Круглая форма здания символизирует «360 градусов великолепного обслуживания

Нужно иметь достаточно крепкие нервы, чтобы внимательно рассмотреть город и составить впечатление о его архитектуре. Тайбэй эклектичен: сказывается влияние всех, кто правил этой столицей в разные времена. Тут много и исконно китайских построек, и японских, однако преобладают, конечно же, современные здания западного образца. Особняком стоит Taipei 101 – небоскреб высотой 508 м, пока еще самое высокое здание на планете. Построенный в 2004 году по проекту архитектурного бюро C. Y. Lee & Partners, он задумывался как «символ кульминации экономического, технического и интеллектуального развития Тайваня».

Небоскреб находится в сердце престижного квартала Щин Йи – первого района Тайбэя, возведенного практически с нуля по единому градостроительному плану. Соседями самой высокой постройки планеты выступают здание мэрии, Центр международной торговли и роскошный тайбэйский Hyatt. Любопытно, что будучи апофеозом строительных и инженерных технологий XXI века, Taipei 101 не обошелся без использования традиционных китайских мотивов и эзотерических практик, внесенных в смету отдельной, весьма ощутимой строкой. Так, выбирая форму здания, создатели центра остановились на традиционной для китайского искусства растительной тематике. Девять пирамидальных секций, образующих небоскреб, символизируют гибкий, но прочный и быстрорастущий бамбуковый стебель. Кроме того, башня очень напоминает девятичастный меч даосского Воинственного Бога Благополучия.Национальный тайваньский научно-образовательный центр. Арх.: Shao-lian Chiang, 2003

Вздыбленная крыша комплекса, в свою очередь, символизирует черепаху, ползущую в северо-западном направлении, в сторону материкового Китая. Черепаха – один из символов богатства в китайской мифологии, и ее образ на небоскребе – это дань фэн-шуй. Рептилия, пусть и весьма условная, обещает долговечность и медленный, но уверенный прогресс тайваньской экономики. Специфический декор на фасадах и внутри здания также направлен на упрочение удачи и процветания посредством потусторонних сил: «облачка Руи» притягивают благополучие, традиционные монетки с квадратными дырками – богатство, а схематические дракончики, по-видимому, должны обеспечить охрану здания от злых духов. Вот такой союз коммерческой архитектуры и мастеров фэн-шуй. Кстати, Taipei 101 – это уже второе высотное здание, возведенное в так называемом треугольнике фэн-шуй, строительство в котором сулит городу небывалое процветание.

Первой стала высотка Shin Kong Tower, третий небоскреб в данный момент находится на стадии проектирования. И нужно отметить, что тайваньский небоскреб-рекордсмен – отнюдь не единственный пример удачного союза современной архитектуры с тысячелетними эзотерическими практиками. Достаточно вспомнить здание Банка Шанхая в Гонконге, которое построил известный архитектор Норман Фостер. После консультаций с мастерами фэн-шуй владельцы здания внесли существенные изменения в интерьеры, в частности, перенесли несколько уже установленных эскалаторов. Такие консультации обходятся иногда дороже, чем работа архитектора, но за постоянное процветание и успех в бизнесе и личной жизни не грех и переплатить. Трудно сказать, в какой мере следуют рекомендациям старинных эзотерических практик архитекторы японского бюро Shin Takamatsu Architect and Associates, но при внимательном изучении построенного ими здания штабквартиры корпорации Tokyo Enterprise становится понятно, что проектировщики очень суеверны.

Так, японцы традиционно не признают четвертых этажей (иероглиф четыре является одновременно и обозначением смерти): вне зависимости от того, поднимаетесь вы по лестнице или на лифте, после третьего этажа вы попадаете сразу на пятый. Это здание называют в Тайбэе черной жемчужиной современного делового района Ней Ху. По сравнению с небоскребом, который отсюда хорошо виден, японский комплекс невелик: общая площадь двух зданий составляет всего 60 тыс. кв. м, высота каждого из них – 49,9 м. Здания-близнецы имеют плавно изогнутые черные фасады. Изменение формы для пущего эффекта подчеркнуто тонким металлическим профилем, который, как исполинская сеть, покрывает каждое из строений, делая их похожими на трехмерные компьютерные модели.Восточный фасад здания напоминает гигантскую волну

По ночам, когда «сети» подсвечивают синим, это сходство еще усиливается. Впрочем, самым необычным силуэтом в Тайбэе может похвастаться здание торгового центра Core Pacific City Mall (арх.: The Jerde Partnership International), имеющее форму шара. До недавнего времени (пока не построили «бамбуковый» небоскреб) оно даже считалось символом острова. Считается, что это самый большой шопинг-центр в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Шарообразный магазин работает круглые сутки, по совместительству исполняя роль архитектурного чуда и здания-аттракциона. Сама форма здания – это тоже символ: торговый центр предоставляет полный спектр услуг, эдакие «360 градусов великолепного обслуживания». И действительно, посетителям предлагают практически все виды услуг и товаров.

Здесь, как в Греции, есть все: по воскресеньям в «шаре» устраивают даже банджоджампинг. Прекрасным вариантом времяпрепровождения на Тайване являются музеи – только крупных на острове почти два десятка. Чего стоит хотя бы музей тайного города (в нем хранятся ценности императорского дворца, вывезенные Гоминьданом во время отступления с материкового Китая). Архитектура тайваньских музеев тоже тяготеет к символизму, и здания иногда становятся интереснее самих коллекций. В этом плане, вероятно, одним из наиболее интересных на острове является археологический музей Shihsanhang, построенный в 2002 году по проекту архитектора Де Хун Суня (De-Hung Sun). Музей, рассказывающий о коренных народах и истории Тайваня, расположен практически на месте раскопок. Со стороны океана здание напоминает авианосец. Сбоку оно похоже на исполинскую волну, а при входе посетителей встречает странного вида башня. Архитектурный образ здания базируется на трех концептуальных составляющих.

Гора – это ян, т. е. мужское начало, вода – инь, т. е. начало женское, а третье начало – время – символически отражено во всех трех блоках здания и тех материалах, из которых они созданы: в песчанике стены, титане волны и цементе башни. Музей поражает не коллекцией, а зданием и прекрасными видами: самые эффектные открываются со смотровой площадки, расположенной «на гребне» волны и в наклонной восьмиугольной башне. Интересно организовано передвижение посетителей по музею. К экспозиции, которая находится в нижней части здания, дойти просто, но чтобы потом выйти, нужно обязательно подняться наверх в башню, оттуда спуститься в музейный двор, а затем – вниз по узкой лестнице, зажатой между высокими песчаными стенами. Нужно отметить, что оригинальность здания и его технические характеристики не остались без внимания – в 2002 году оно было удостоено сразу нескольких престижных архитектурных наград, в том числе Национальной тайваньской премии и Far East Architecture Award.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

20 − 7 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>