Торговый комплекс Haas-Haus (Дом Хааса) в Вене

Торговый комплекс Haas-Haus (Дом Хааса) в Вене

Значительным событием, вызвавшим бурную полемику в венском обществе, стало строительство Хансом Холляйном в 1990 году на площади исторического центра города, напротив величественного готического собора Святого Стефана, здания торгового комплекса Haas-Haus («Хаас-хаус» – «Дом Хааса»). В одной его части расположились отель, ресторан и кафе, а в другой — множество магазинов и салонов модной одежды ведущих мировых брендов. Название комплексу дал дом ковров Филиппа Хааса и сыновей, находившийся здесь с XIX века.

Оригинальное здание в стиле историзма было разрушено во время Второй мировой войны, после на его месте построено другое, а в середине 1980-х годов объявили конкурс на возведение современного здания, в котором победил Ханс Холляйн.

Интересно, что венцы, обычно любящие все новое, в штыки восприняли дизайн-идею Холляйна. Его постмодернистская архитектура, организующая в урбанистическом плане прилегающие городские пространства, в стилистическом отношении воспринималась вызовом окружающей застройке.

Торговый комплекс Haas-Haus (Дом Хааса) в Вене

Еще до начала строительства сильная оппозиция доказывала, что ультрасовременной архитектуре не место в центре исторической Вены. Тем не менее проект удалось утвердить, а со временем здание Haas-Haus («Хаас-хаус») стало не только неотъемлемой частью площади, но даже гордостью и архитектурным символом австрийской столицы. Возможно, это произошло потому, что Холляйн, прекрасный знаток родного города, сумел создать тонкую, но хорошо заметную перекличку нового здания с историческим наследием Вены, этим вписав его в общий контекст венской традиции и создав исключительно оригинальный, но, тем не менее, органичный городу ансамбль. 

Массивное железобетонное здание облицовано камнем и зеркальным стеклом. Широкий полукруг его фасада, очевидно, намекает на древнюю римскую цитадель Виндобон, возникшую на территории бывшего кельтского поселения предположительно в I веке до н. э. и положившую начало истории Вены. Следы бывшей планировки крепости и сегодня сохраняются в районе старого центра города. Не только в общей форме «Хаас-хауса», но и в трех его разных фасадах Холляйн применил характерные для венской архитектуры элементы.

Облицованный серым гранитом нижний ярус комплекса перекликается с серыми каменными фасадами окружающей исторической застройки, а свойственную столице несколько чопорную торжественность ему сообщают спаренные колонны из черного лабрадорита. В верхних ярусах главенствуют характерные для современной Вены цилиндрические формы и зеркальные плоскости.

Выступающая из общего объема композиция из двух поставленных один на другой зеркальных полуцилиндров разного диаметра, внизу заканчивается асимметричным кубом, облицованным камнем. Острые грани куба резко контрастируют с доминирующими мягкими и расплывающимися формами здания, привнося напряжение и акцентируя на себе внимание. И это неслучайно, поскольку именно под нависающим кубом располагается главный вход в «Дом Хааса».

Фрагмент фасада

Выходящая на две пешеходные улицы скругленная стена ступенчато делится по диагонали на «материальную» и «дематериализованную» части: одну — каменную, с квадратными окнами, и вторую — из темного зеркального стекла, в котором отражается площадь Святого Стефана, готические башни собора и детали исторической застройки. Таким образом происходит мягкое растворение ультрасовременных форм в пространстве старой площади, объединение традиционной и новой архитектуры в одно целое. Надо сказать, что различные эффектные отражения собора Святого Стефана в глади стеклянного фасада «Хаас-хауса» являются излюбленной темой венских туристических открыток и буклетов. Холляйн умножил присутствие старинной архитектуры на площади, обеспечив целую симфонию ее отражений.

Сам архитектор так говорил об этой работе: «Когда я строил коммерческий центр “Хаас-хаус” в Вене, то добивался того, чтобы это сверхтехнологичное здание было терпимо и дружественно по отношению к главной венской святыне — стоящему напротив собору Святого Стефана. Собор отражается в здании, угол которого напоминает по форме романскую башню, находившуюся когда-то на месте Haas-Haus. Это многоголосие, полифония делают город живым».

Композиционным центром интерьеров «Хаас-хауса» является круглый в плане пятиуровневый атриум, перекрытый плоским стеклянным куполом с искусственной подсветкой, над которым встроены еще четыре этажа конторских помещений. Атриум окружен полукругом галерей, в которых размещалась торговая зона. Напротив, подобно скале, возвышается многоуровневый уступчатый объем с лестницами, эскалаторами, переходами, мостиками и балкончиками.

Купол атриума

Постоянное движение вверх и вниз, большое количество переходов, видов и мизансцен, игра поверхностей стен, лестниц, полов, мастерски прорисованные детали и роскошные отделочные материалы, отражающие зеркала и стекла витрин, — все превращает прогулку по «Хаасу-хаусу» в увлекательное путешествие, подобное театрализованному аттракциону. На верхнем же этаже комплекса расположены кафе и ресторан, из панорамных окон и с террас которых открывается захватывающий вид на площадь и величественный собор.

Все в Haas-Haus подчинено торжествующему принципу ансамблевости, когда архитектор, подобно композитору, продумал не только основную тему своего произведения, но и множество развивающихся на ее основе вариаций, каждую мелкую деталь и каждую паузу.

Все, от плоскостей фасадов до рисунка ограждений лестниц и балконов, встроенных светильников, дизайна вывесок магазинов, здесь соединяется в единый гармоничный комплекс, функциональный, эффектный и зрелищный. С 2014 года знаменитый универмаг поменял свое назначение, сменив владельцев. Теперь основную часть здания занимает страховая компания Do & Со.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

3 × четыре =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>