Градостроительные проблемы Москвы

Градостроительные проблемы Москвы

Градостроительные проблемы Москвы, в последние десять лет превратившейся в одну грандиозную стройку, сегодня очевидны. Теоретически новый генеральный план,который будет представлен к утверждению в следующем году, должен решить хотя бы часть из них, однако пока этот важнейший документ не вступил в юридическую силу. В рамках подготовки документа российские градостроители решили встретиться с зарубежными коллегами и проанализировать опыт западноевропейских мегаполисов.

В конце июня в столице в здании Конгресс-центра московской мэрии состоялся международный семинар «Москва и европейские мегаполисы: опыт планирования устойчивого градостроительного развития», который был посвящен наиболее острым вопросам градостроительной политики. Главным завоеванием этого мероприятия стало участие в нем международной европейской ассоциации METREX (Глазго). Эта ассоциация объединяет в себе специалистов-практиков по планированию развития 120 метрополий Евросоюза, а также чиновников, специализирующихся в этой сфере деятельности. Всего в работе семинара приняли участие около 30 иностранных экспертов, в том числе генеральный секретарь METREX Роджер Рид, вице-президент ассоциации Сильвана Санлоренцо, руководитель планирования и разработки стратегии Лондона Кевин Рейд, директор департамента городского планирования Амстердама Зеф Хемел, президент организации планирования и защиты окружающей среды Афин Катерина Сикьянаки и другие. Они представили «этапы большого пути» (читай: планирования и развития) Лондона, Парижа, Мадрида, Барселоны, Милана, Берлина, Афин, Амстердама. Доклады были ориентированы на освещение проблем, аналогичных тем, что существуют в российской столице. За два месяца до семинара иностранным участникам были разосланы доклады московских коллег, посвященные актуальным градостроительным проблемам Москвы.

Западным экспертам, по их собственным признаниям, было интересно исследовать современную Москву с ее амбициозными архитектурными проектами, баснословно высокими ценами на недвижимость и обилием торговоразвлекательных центров. Главным отрицательным фактором эксперты назвали отсутствие четко сформулированной стратегии развития города при наличии качественно и детально разработанных отдельных городских подсистем.

Скорее всего, это печальное наследие советских времен, когда развитие города задавалось идеологией. В результате множество архитекторов и градостроителей работает над разрозненными проектами, но никто не заботится о том, чтобы соотнести их друг с другом. Тогда как очевидно, что мегаполис таких размеров и такой плотности, как Москва, должен точно знать свои планы на долгие годы вперед. Надо сказать, что генеральный план Парижа и сейчас рассматривается непосредственно президентом страны как общегосударственная задача. Итогом двухдневного семинара стал список из 12 рекомендаций к разработке генплана, которые вряд ли стали неожиданностью для московских архитекторов.

В частности, эксперты посоветовали совершенствовать процесс совместного планирования развития Москвы и области. Подобное предложение они обосновали тем, что многие большие столичные парки продолжаются в области, что в области находятся источники московской питьевой воды, что многие москвичи имеют пригородные дома, да и в целом область и столица обеспечивают друг другу рынок труда и реализации товаров. В сфере жилищной политики эксперты обратили внимание на то, что большая часть новых жилых площадей не по карману простым горожанам, а в качестве примера решения данной задачи предложили опыт голландских городов. Проблемы транспортной инфраструктуры было рекомендовано решать посредством развития межмагистральной сети улиц. Впрочем, тут же прозвучало предупреждение о том, что в таком случае в городе появится больше автовладельцев. На сегодня стандартным показателем автомобилизации жителей мегаполиса считается 25% (у нас – пока 13%). При этом путь избавления от пробок европейцы видят в развитии общественного транспорта: увеличении количества радиальных и кольцевых веток метро, как недавно сделали в Мадриде; выделении для наземного транспорта отдельных полос движения, как в Париже. Лондонские представители рассказывали о введении платы за въезд на личном автотранспорте в центр города.

Еще одна рекомендация – создание полицентричной системы развития мегаполиса, причем имеется в виду не только строительство общественных центров и торгово-обслуживающих комплексов, но и создание рабочих мест. Также иностранные специалисты указали на необходимость разработки проектов реконструкции промышленных территорий, ведь именно в них уже на протяжении 30 лет почти все европейские мегаполисы черпают возможность для нового строительства. Не забыли европейцы в своих рекомендациях экологическую политику и необходимость совершенствования инженерной инфраструктуры. Специалисты METREX не только рекомендуют, они готовы помочь москвичам реализовать свои советы. Уже заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого западные градостроители будут консультировать российских коллег. Планируется заключить соглашения о сотрудничестве и с проектными организациями отдельных европейских городов. Кроме всего прочего, в ближайшее время на русском и английском языках будут изданы все материалы семинара – они обещают стать настольной книгой всех градостроителей.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

4 × пять =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>