Городская библиотека в Выборге

Городская библиотека в Выборге

Сегодня библиотеку в Выборге (ранее — Виипури) называют иконой архитектуры XX века. Она является самым значительным сооружением Аалто тех лет, когда он использовал новую модернистскую терминологию.

Всего Аалто построил 11 библиотек, большинство из них — для Финляндии. Он — автор библиотеки Скандинавского центра в Рейкьявике (Исландия) и одной из наиболее известных библиотек в США, три библиотеки спроектированы им в Германии в соста­ве общественных центров. Выборгская библиотека из всех самая знаменитая. В ней выделяются яркие черты творческой деятельности Аалто: сложность и просто­та, ясность мысли и тонкость чувств, индивидуализм и практицизм.

Конкурсное предложение 1927 года представля­ло собой простое прямоугольное здание, симметрия главного фасада нарушалась лишь смещенным входом. Решение же внутреннего пространства было асим­метричным, предвосхитившим дальнейшее развитие этого приема в уже построенном здании, проект ко­торого претерпел кардинальные изменения. Чертежи, созданные с 1925 по 1931 год, показывают, как быстро Аалто пришел к принципам функционализма. В про­цессе разработки объемно-пространственная композиция сооружения по сравнению с первоначальной неоклассической схемой стала сложнее и динамичнее: два сдвинутых параллелепипеда разной высоты и про­тяженности.

Городская библиотека в Выборге

Истинная новизна аалтовского произведения осо­бенно впечатляет при сравнении с аналогичными по­стройками, возведенными примерно в этот же период в Манчестере (1929-1934), Берне (1928-1931), Кем­бриджском университете (1931-1934). В них традици­онные образцы классического направления явились определяющими, тогда как в библиотеке в Виипури Аалто, используя функциональный метод и актуаль­ные средства архитектурной выразительности, создал эталонное творение, ставшее предтечей многих совре­менных читален.

Библиотека расположена в старом парке площадью несколько гектаров, в свое время рядом находилась лю­теранская церковь. Фасады здания отделаны светлой штукатуркой, контрастирующей с деревьями парка. Портал главного входа облицован серым полирован­ным гранитом.

Функциональная структура строения включает чи­тальные и лекционный залы, детскую библиотеку, зал периодики и административные помещения. Главный вход находится с северной стороны, вход в детскую би­блиотеку устроен с юга, а в зал периодики — с востока. Названные части органично связаны, функциональ­ность проявляется в целом и в каждой детали. Здесь были созданы оптимальные условия для хранения книг, учтены особенности работы сотрудников и потребно­сти читателей.

Посетитель через главный вход попадает в вести­бюль, справа от которого располагается лекционный зал, отделенный раздвижными перегородками. Из ве­стибюля лестница ведет в главный читальный зал, ре­шенный в нескольких уровнях, что позволяет зонировать его пространство. В центре зала — кафедра выдачи литературы, связанная винтовой лестницей с книго­хранилищем в подвале. Читательские помещения, раз­мещенные на разных уровнях, подобно террасам холма, спускаются с вершины (в дальнейшем этот прием полу­чил развитие во многих работах архитектора). Читаль­ные залы оборудованы системой лучистого отопления и кондиционирования воздуха.

Городская библиотека в Выборге

По мнению Аалто, основную проблему при проек­тировании библиотеки рождает человеческое зрение. Библиотека может быть совершенной по композиции и функциональной в техническом отношении, однако без обеспечения своей главной, обращенной к челове­ку функции — создания условий для чтения — она не сможет отвечать ни гуманитарному, ни архитектурно­му назначению.

Уделив названной проблеме серьезное внимание, Аалто разработал уникальную систему бестеневого освещения читальных залов. Устроенные в потолке круглые фонари дают дневной мягкий рассеянный свет, создавая комфортные условия для чтения, а пло­скости стен полностью используются для книжных стеллажей. Система световых фонарей явилась соче­танием конструкций перекрытия и потолка, а также специальных устройств для установки стекол в гори­зонтальном положении.

Городская библиотека в Выборге

Лекционный зал имеет волнообразный акустичес­кий потолок. Акустической диаграммой было доказа­но, что такая форма позволяет звуку равномерно рас­пределяться по помещению. Плавные изгибы потолка, выполненные из обычной сосновой рейки, придают ему большую пластичность. В этом произведении Аалто впервые появились сложные криволинейные формы, организующие динамичное пространство интерьера и ставшие активным средством художе­ственного воздействия. В трактовке автором криво­линейного потолка 3. Гидион видел явление большой исторической важности: «Научный расчет и художе­ственное воображение привели к архитектуре, сво­бодной от жесткости и суровости, опасность которых существует и сегодня». Новаторский подход к реше­нию света и акустики в здании библиотеки стал осно­вой его архитектурного образа.

Мебель и остальные предметы дизайна были спро­ектированы специально. И вот необычные деревянные поручни, выполненные из бука, плавно «изгибаются» на главной лестнице и кафедре, своими текучими линия­ми контрастируя с геометрической четкостью объемов. Входная группа — почти скульптурное произведение, уникальная система дверей (по четыре двери в каждой из двух линеек), выполненных из бронзового профиля с расстекловкой.Городская библиотека в Выборге

Библиотеку в Виипури можно рассматривать как за­вершение определенного этапа творчества Аалто. В се­редине 1930-х годов, когда в большинстве европейских стран наметился поворот к неоклассике, маэстро своим творением утверждал возможности дальнейшего раз­вития новой архитектуры.

Современным специалистам в процессе недав­ней реставрации библиотеки потребовалось вручную изготавливать профили и ручки дверей, чтобы вос­создать шедевр дизайна по оригинальным сохранив­шимся чертежам, поскольку ни один современный за­вод не производит подобный профиль. Светильники, например, восстановили по архивным фотографиям, сохранившимся в туберкулезном санатории в Паймио. Библиотека в Выборге, можно сказать, заново родилась в 2013 году в результате межкультурного сотрудничества Финляндии и России, завершившего почти 20-летнюю эпопею реставрации, отмеченной призом модернизма Всемирного фонда сохранения памятников (Нью-Йорк, 2014) и премией от «Европы Ностра» (Осло, 2015) за высочайшее качество научно-реставрационных работ и охрану памятников модернизма.

Архитектурные особенности библиотеки в Выборге:

  • Зал периодики со входом, устроенным непосредственно с улицы;
  • Плоская кровля с фонарями верхнего света (57 штук) над всеми помещениями второго этажа;
  • Фасады, лишенные декора, отделаны известковой белой штукатуркой, каноничной для «белого функционализма»;
  • В глухих стенах располагаются вентиляционные каналы;
  • Читальные залы без перегородок и с разным уровнем пола;
  • Входная группа: главный вход из парка, уникальная система дверей;
  • Портал входной группы облицован серым полированным гранитом;
  • Изящные стальные профили окон изнутри облицованы пластинами тика
  • Группа из 11 помещений различного назначения для читателей и администрации на втором этаже. Лента остекления
  • Асимметричное решение внутреннего пространства: два сдвинутых относительно друг друга объема разной протяженности и высоты;
  • Актовый зал с витринным остеклением волнообразным деревянным потолком создает хорошую акустику и уникальным дизайном интерьера

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

восемнадцать − девять =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>