Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Гардский мост (Ним, Франция)

Гардский мост (Ним, Франция) Здания транспорта и связи

У римлян не было водопроводных кранов, так что воду доставляли при помощи гравитации.

Основные факты:

  • ДАТА: около 18 года до н. э.
  • СТИЛЬ: Арочный акведук
  • МАТЕРИАЛ: Камень
  • ПОСТРОЕН: при Марке Агриппе

Гардский мост пересекает реку Гард на территории Южной Франции. Три ряда каменных арок поднимаются на высоту 47,5 метра над своим отражением в воде. Это самая известная сохранившаяся часть каменного римского акведука и самый высокий из построенных римлянами мостов.

Настоящий шедевр инженерии, в котором функциональность, основанная на точном математическом расчете, сочетается с удивительной красотой.

Мост был меньшей, но важной частью 48-километрового акведука, построенного при Марке Веспасиане Агриппе около 18 года до н. э., для снабжения римского города Нимауса (современное название -Ним) чистой водой из рек Айрон и Юр из области Юзес. Акведук проходил через холмы и долины, по трубопроводу, через тоннель, шел по верху стены и пересекал реку.

Вода двигалась по нему благодаря силе тяготения. Высота акведука равномерно понижалась по всей длине, и водный поток непрерывно тек с небольшим уклоном от источника до места назначения.

Деталь средней и верхней каменных аркад.
Деталь средней и верхней каменных аркад.

Вода преодолевала расстояние 48 километров от Юзеса до Нима с перепадом по высоте всего 17 метров! Для всех является загадкой такое техническое совершенство римских акведуков, которые были важной частью системы водоснабжения и канализации, существовавшей по всей Римской империи.

Ступенчатая аркада

Чтобы провести водопровод через реку Гард на нужной высоте, понадобилось построить мост из трех уровней каменных аркад. Первыи ряд состоит из шести арок высотой 20.5 метра, самый большой пролет — 24,4 метра. Одиннадцать арок среднего яруса поднимаются на высоту 19,5 метра.

Верхний уровень образуют 35 арок высотой 7,4 м. По верху шел закрытый трубопровод — глубокий канал с затертыми цементом стенками.

Гардский мост

Из опор на разной высоте выдвинуты каменные блоки, то ли это опора для строительных лесов, то ли следы ремонта кладки. На камнях арок до сих пор видны надписи, сделанные строителями, вроде FR S III — from sinistra, что значит «передний ряд, третий слева».

По акведукам, таким как Гардский мост, чистую воду доставляли в города. Во времена правления императора Адриана 17 акведуков снабжали Рим свежей водой.

Гардский мост был сильно поврежден в V веке н. э., но к тому времени акведук уже мог не работать, разрушенный набегами варваров из Центральной Азии. В 1747 году нижний ярус расширили в два раза, чтобы сделать проезжую часть.

Сейчас по Гардскому мосту могут ходить только пешеходы. Полтора миллиона туристов каждый год приезжают посмотреть на останки величественного акведука, и по нижнему или верхнему ярусу переходят мост. Благодаря реставрациям в XVII, XVIII и XX веке его воздушные аркады, построенные также без всякого раствора, прекрасно сохранились.

Отчет сэра Чедвика

После падения Римской империи в Европе перестали использовать специальные системы водоснабжения и канализации. В XIX веке в связи с ростом промышленности проблема гигиены встала очень остро, и британское правительство поручило найти решение сэру Эдвину Чедвику, юристу и общественному деятелю.

сэр Эдвин Чедвик
сэр Эдвин Чедвик

Чедвик исследовал то, что осталось от римских систем доставки воды и канализационных стоков. В своем «Отчете о санитарных условиях жизни работающего населения Великобритании», напечатанном в 1842 году, он доказывал, что проблема была бы решена, если бы Британия достигла того уровня гигиены и санитарных условий, которые считались стандартом в Древнем Риме.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал