Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Фонд «Прада» (арх. Рем Колхас)

Фонд «Прада» (арх. Рем Колхас)

Фонд «Прада» был основан одноименным итальянским домом моды в 1993 году как организация, посвященная искусству, кино и философии. Поддерживая художников и устраивая временные выставки по всему миру, он сделался одной из самых авторитетных арт-институций в Италии, а Рем Колхас негласно стал его главным архитектором, вместе с бюро ОМА он много лет работал над выставочными пространствами «Прада» во многих странах.

В мае 2015 года в Милане появился собственный полноценный музей современного искусства — Фонд «Прада». Рем Колхас, OMA и его исследовательское подразделение превратили в музейное пространство семь зданий спиртового завода в районе Ларго Изарко, на юге города, добавив к ним еще три новых.

Комплекс Фонда «Прада»
Комплекс Фонда «Прада»

«Мы проанализировали ту архитектуру, которая уже здесь была, и решили, что существует целый ряд условий и ряд потребностей в современной культуре, которые были забыты или не учитывались ранее, и постарались учесть их, — сказал Рем Колхас на открытии комплекса. — Когда я впервые увидел заводские постройки 1900-х годов, я не нашел их выдающимися.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Но эти конструкции, с их скромным архитектурным языком, сегодня стали очень популярны в качестве музейных зданий по всему миру. Почему это происходит? Художники не хотят выставляться в пространствах, которые конкурируют с их работами. По-видимому, они не хотят никакой “архитектуры” вообще». Говоря это, Колхас подразумевал, что при всех выставочных возможностях музеев и галерей у современного искусства есть свои законы экспонирования.

Сочетание новых конструкций и старой архитектуры
Сочетание новых конструкций и старой архитектуры

Конечно, он не является архитектором «белого куба», стерильного пространства, с каким сегодняшние галеристы привыкли работать. И уж точно это не тот зодчий, который стал бы заниматься чистой реставрацией промышленной архитектуры. Поэтому он не сохраняет старое и не строит на месте старого новое, он использует существующее оптимально, чтобы оно отвечало современным функциям, и безжалостно расправляется с тем, что не подлежит реконструкции.

Архитектор разместил три новых здания (кинотеатр, выставочную галерею «Подиум» и башню) на территории комплекса так, чтобы они наравне со старыми участвовали в организации пространства и чтобы посетитель фонда, увидев одновременно и те, и другие, не мог сказать наверняка, какому времени принадлежит архитектура, представшая перед его глазами.

Фонд «Прада». Проект
Фонд «Прада». Проект

«Подиум», предназначенный для проведения временных выставок, и кинозал были внедрены в центр существующей застройки и поделили пространство на сеть небольших двориков. Кинотеатр, с зеркальным остеклением представляет собой самостоятельную постройку, частично углубленную под землю, а подиум пристроен к уже существовавшему зданию, известному как «Дом с привидениями». ОМА полностью покрыло фасады старого сооружения сусальным золотом.

Разумеется, такое решение сильно расходилось с функционалистской позицией самого Колхаса, но архитектор объяснился так: «Идея с сусальным золотом появилась в последний момент, это оказалось намного дешевле, чем использовать такие традиционные материалы, как, например, мрамор. Мы хотели показать, как тончайшее покрытие может полностью преобразить ничем не примечательное сооружение». Здание стало доминантой комплекса, а когда будет завершена башня (ныне только заканчиваются строительные работы), сооружения композиционно уравновесят друг друга.

Выставка «Серийная классика» в «Подиуме»
Выставка «Серийная классика» в «Подиуме»

Выставочные залы башни, согласно проекту, будут на метр выше на каждом следующем этаже, что окажет сильное влияние на экспозицию и восприятие посетителями предметов искусства, в ней представленных.

Фонд «Прада» открылся выставкой «Серийная классика», экспозицию которой также подготовило бюро ОМА: в залах «Подиума» была выставлена коллекция античных скульптур и римских копий. Проект посвящен изучению серийности и копирования в классическом искусстве. А в Венеции Фонд «Прада» представил коллекцию миниатюрных копий с древних статуй в рамках проекта «Портативная классика». Обе эти биеннале имели огромное значение: фонд поднял современное искусство до уровня итальянских древностей и классики и показал, что будет активно работать и с тем, и с другим.

В то же время в золотом «Доме с привидениями» в рамках постоянной экспозиции были экспонированы изваяния американца Роберта Гобера и француженки Луиз Буржуа, то есть посетитель мог перейти от античных скульптур к современности. Новый и старый, горизонтальный и вертикальный, широкий и узкий, белый и черный, открытый и замкнутый — на этих контрастах и противоречиях оказалось построено и пространство комплекса Фонда «Прада», и экспозиции выставок, размещенных в его залах.

Выставочные залы музея
Выставочные залы музея

«Идея сохранения памятников восходит к началу современной эпохи. В XIX веке считалось, что сохранения достойно то, что существует по крайней мере две тысячи лет, — говорит Колхас. — Сегодня же мы уже на стадии проектирования решаем, как долго просуществует то или иное здание».

С начала XX века ход времени ускорился, и то искусство, что было создано 50–60 лет назад, по сути ничтожно недавно, уже хранится в музеях или может быть добавлено в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Городские пространства все больше заполняются «памятниками», которые функционально не соответствуют времени или перестанут соответствовать ему завтра. Рем Колхас и бюро ОМА придерживаются мнения, что с любой архитектурой нужно работать, не разрушать ее, а переосмыслять, сохраняя исторические аспекты, но наделяя новыми возможностями.

Такие реконструкции, особенно как в случае с Фондом «Прада», осуществленные на окраинах города, провоцируют сложные культурные и урбанистические процессы. Этот аспект работы Колхасу особенно интересен. Несколько лет назад, трудясь над проектом реконструкции пригорода Парижа Ла Дефенс, он предложил снести несколько построек 25-летней давности. Казалось бы, зачем, ведь это молодая архитектура, которая могла бы прослужить долго? «Красота этой идеи состоит в том, — отвечает Колхас, — что вы можете создавать нечто лучшее каждые 25 лет».

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Строительство башни будет завершено в ближайшее время. Она станет самым высоким зданием комплекса.
  • Фонд «Прада» был основан одноименным итальянским домом моды в 1993 году.
  • Для создания музея Фонд выбрал комплекс бывшего спиртового завода в районе Ларго Изарко.
  • Колхас добавил к существующей застройке промышленного комплекса три новых здания.
  • Фонд «Прада» стал первым музеем современного искусства в Милане.
  • Добавив новые постройки, Колхас создал сеть внутренних дворов.
  • Обыграв старую застройку яркими цветовыми элементами, Колхас вводит посетителя Фонда «Прада» в заблуждение: нелегко сразу определить, к какому времени относится то или иное здание, так как все они выглядят очень современно.
  • Одно из уже существующих зданий, «Дом с привидениями», Колхас полностью покрыл сусальным золотом.
  • К «Дому с привидениями» примыкает «Подиум», где открылась первая музейная выставка, посвященная скульптуре.
  • В музейном пространстве «Прада» проводит показы высокой моды, для которых ОМА и Колхас также разрабатывают концепции.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал