Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Эрнст Мавлютов — Тысячелетие Казани

Тысячелетие Казани

Казань отметила свое тысячелетие. К этой дате город готовился несколько лет. Были реконструированы Кремль и Ярмарочная площадь, площадь Свободы и театр Камала, пешеходные зоны на улицах Баумана и Петербуржской, парк «Тысячелетие» и Баскет-холл. Открылись первые пять станций метро, берега реки Казанки были соединены новым мостом. В столице Татарстана было построено 1 млн.. кв. м, жилья. Развитием города руководит Эрнст Мавлютов, начальник главного архитектурного управления.

Эрнст Мавлютов

Какие градостроительные события последних лет, на ваш взгляд, наиболее значимы для Казани?

Э.М. Конечно, это разработка Генерального плана развития города. Он был разработан казанскими проектировщиками совместно с московскими специалистами, его утвердили в I квартале 2008 года. Этот документ задал вектор развития города до 2050 года, впрочем, в данный момент проходит работа по первой части генплана, рассчитанная до 2019 года. Главное значение генплана в том, что на основе этого стратегического документа будут, в конечном счете, разработаны предельные параметры использования земельных участков. Инвесторы, таким образом, получат некоторую гарантию от рисков вложения капитала – в виде четких требований к параметрам застройки, ограничений того, что «можно» и чего «нельзя», позволяющих им заранее четко оценить свои возможности и возможности города. Эти параметры дополнят уже существующие Правила застройки и землепользования. Кстати, Казань – один из первых городов в России, где были приняты и успешно действуют такие правила. Сейчас ведется работа по приведению их в соответствие с новым Градостроительным кодексом РФ.

Тысячелетие Казани прошло успешно, Казанский метрополитен, который построили за очень короткое время, впервые пустил поезда по своим рельсам в год тысячелетия 2005 году. Знаменитая ТатНефть Арена, ставшая домашней площадкой для хоккейной команды АК Барса, построена и впервые открыта как раз в тысячный по счету день города. Что можно сказать и про другие объекты: мост через Казанку, и даже сама улица Татарстан в ее нынешнем виде были открыты именно в 2005 году.

Параллельно ведется разработка концепций развития отдельных территорий города. Так, в конце августа был закончен проект комплексного освоения одной из самых старинных, насыщенных культурными и архитектурными памятниками зон города – Старо-Татарской слободы. Автором концепции выступил ведущий мировой специалист в области градостроительства и ревитализации исторических городов, президент Академии архитектуры в Мендризио (Швейцария), профессор Хосе Асебильо. Сейчас создается общественная рабочая группа по координации дальнейшей разработки этой концепции. А известное американское бюро NBBJ начало разработку концепции развития района на правом берегу Казанки. Речь идет о формировании общественного центра на намывной территории всего в километре от Кремля.

 

Назовите основные проблемы города. Какая из них наиболее актуальна и каким образом она может быть решена?

Э.М. Казань – древний город, а проблемы всех древних городов схожи. На стратегическом уровне мы стараемся решать их с помощью генерального плана. Пожалуй, одна из самых актуальных проблем – это транспорт. Ведь мы имеем дело с традиционной исторической сеткой улиц. Впрочем, и новые районы, спроектированные в эпоху развитого социализма, не предусматривали лавинообразного роста количества автомобилей. Для решения этой проблемы предусматривается активное развитие транспортной инфраструктуры: строительство многоуровневых транспортных развязок, завершение проектов «большого» и «малого» колец. Кроме того, предусматривается перераспределение движения с целью уменьшения доли транзитного транспорта через город – как железнодорожного, так и автомобильного. Для этого на основных въездных автомагистралях строятся три новых автовокзала. В старых районах города мы стараемся выделить достаточное количество территорий для размещения гаражей, а для проектирования новых районов вводим нормы по размещению парковок, соответствующие современным условиям.

 

Какие основные решения приняты вами и вашим коллективом за последнее время?

Э.М. Наше управление провело огромную работу по координации проекта Генерального плана города. Впервые в таком масштабе к проектированию были привлечены ведущие западные бюро: Erick van Egeraat Associated Architects, NBBJ, Atkins, а также ведущие международные инвестиционные компании, приносящие новые идеи, подходы к проектированию и освоению новых территорий и реконструкции исторической части. Кроме того, управление отвечало за проведение 9-го Всемирного конгресса Организации городов всемирного наследия, прошедшего в Казани 19–23 июня, когда город принял 70 мэров исторических городов и представителей из 120 стран мира. Также в конце июня мы организовали съезд главных архитекторов городов и субъектов РФ. За последний год управлением проведено 15 архитектурных конкурсов, в том числе с международным участием. В данный момент на завершающей стадии находятся 4 конкурса, среди них конкурс на разработку концепции больницы скорой медицинской помощи, которая будет отвечать последним мировым требованиям в области здравоохранения (первый тур, «конкурс портфолио», уже проведен, в финал вышли три бюро – из США, Англии и Чехословакии).

С чем вы связываете будущее города?

Э.М. Во-первых, с пониманием особенностей города и правильным их использованием. Для нас приоритетны те направления, которые сохраняют уникальность города и его непохожесть на остальные. Для Казани это сохранение исторической среды, освоение набережных, городских пляжей, доступных горожанам. Ряд территорий города, такие как острова Казанки, Русская Швейцария, Лебяжье озеро, Березовая роща должны получить статус особо охраняемых зон, что позволит сохранить экологию Казани. Кроме этого, необходимо возродить искусство Place Making, которое подразумевает создание качественных пешеходных пространств, зеленых зон, благоустройство городских территорий, включая дворовые пространства. Площадь озеленения должна составлять 40 %, не считая озеленения дворов, садов, участков индивидуального строительства. Чрезвычайно важно также развитие спортивных сооружений, рекреации, студенческого жилья, ведь Казанский университет, один из старейших в России, и многие другие вузы ежегодно привлекают в город множество студентов. Конечно, многое зависит от уровня профессионализма специалистов в области архитектуры и градостроительства. Казанская архитектурная школа способна обеспечить очень хороший уровень подготовки, и мы этим по праву гордимся.

Наши студенты и выпускники являются лауреатами российских и зарубежных конкурсов, успешно работают в профессии. Город, со своей стороны, вносит вклад в подготовку профессиональных кадров, например, в этом году 10 наиболее подготовленных студентов были отправлены на стажировку за рубеж – в Голландию и в Швейцарию. Также по гранту Правительства РТ более двух десятков студентов и аспирантов-архитекторов начиная с 2006 года ежегодно отправляются на стажировки в российские и зарубежные образовательные и научные центры. В-третьих, мы связываем будущее города с созданием благоприятных условий для инвестиционно-строительной деятельности, учитывающей общественные и частные интересы. Ради привлечения в город новых девелоперов мы в данный момент разрабатываем новые правила землепользования и застройки, направленные на упрощение процедур согласования и выдачи разрешения на строительство. Этот документ выступит для предпринимателей, решившихся на строительство в Казани, своеобразной гарантией и защитой от рисков.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал