СОХО, Китай (Jian Wai SOHO, Джиан Уай СОХО)

Джиан Уай СОХО, Китай

Объект: СОХО, Китай (Jian Wai SOHO)
Программа: многофункциональный комплекс – жилье, магазины, офисы, парковки
Расположение: Китай, Пекин, район Чао Йанг
Архитекторы:
генеральный план Riken Yamamoto & Field Shop,
архитектурный проект Riken Yamamoto & Field Shop (башни, подземные пространства, ландшафт),
проектирование «СОХО-вилл» С+А,
проектирование низкоэтажных магазинов MIKAN
Конструкции: Plus One Inc.
Инженерия: Kankyo Engineering Inc.
Заказчик: SOHO CHINA Ltd.
Строительная компания: Beijing Dongfang Huatai Architectural&Engineering Co. Ltd.
Разработчик проектной документации: Beijing New Era Architectural Design Co.
Площадь территории, кв. м: 122 775
Площадь застройки, кв. м: 34 823
Общая площадь зданий, кв. м: 703 069
Сроки проектирования: ноябрь 2000 г. – сентябрь 2005 г.
Сроки строительства: март 2002 г. – сентябрь 2007 г

Несмотря на огромное количество архитекторов из Европы, проектирующих для Китая, реализованный проект «Джиан Уай СОХО» показывает, что солнце цивилизации восходит для Китая с востока,то есть из Японии – именно японскими архитекторами создано множество проектов, воплощаемых сейчас в Китае. Мастер-план этого района делал известный японец Рикен Ямамото. В своем проекте он создал не просто современную среду, а новый тип городского пространства, который задает стандарт в сегодняшнем градостроительстве.

Несмотря на сложный, на первый взгляд, план первого уровня, комплекс построен по очень простой и гибкой модульной системе, которая дает простор для всевозможных планировочных вариаций. Каждая башня, независимо от своей высоты, имеет цоколь высотой в три этажа, отданный под коммерческие функции. Между башнями расположены четыре «виллы» – пятиэтажные блоки с небольшими садиками на крыше. «Виллы» соединены с жилыми помещениями при помощи пешеходных мостков.

Все проезды для автомобилей и парковки спрятаны в нижнем, подземном уровне. На уровне улицы устроены пешеходные переходы, к которым примыкают низкоэтажные магазины и небольшие газоны. Система проемов пронизывает два уровня парковки и позволяет устроить внизу озелененный уровень с садами и пространствами для занятий спортом. Из окон верхних этажей вся эта система уровней воспринимается как пористый и сложно переплетенный футуристический ландшафт.

Как утверждает автор проекта – японский архитектор Рикен Ямамото, различная высота башен и разворот на 25° относительно главной градостроительной оси формируют динамичный силуэт, который каждый раз меняется в зависимости от местоположения наблюдателя в городе. Это, как говорит Ямамото, делает комплекс, с одной стороны, узнаваемым, а с другой – как бы постоянно меняющимся, что очень важно, учитывая
простоту его форм.

Надо сказать, это объяснение вполне в духе апологий советской архитектуры начала семидесятых. Видимо, оно понадобилось японскому архитектору для того, чтобы отвести критический взгляд от пресловутой «простоты форм».

Ночные фотографии «СОХО», Китай

А простота, тем не менее, вопиет: именно в ней и кроется сходство с советской, да и с новейшей отечественной архитектурой. Это ведь всем знакомые современные «коробочки», появляются они тогда, когда требуется как можно быстрее «выгнать» квадратные метры и разместить людей. В такой ситуации область архитектурных решений обычно смещается в сторону градостроительства – они сводятся к выстраиванию композиций из «коробочек». В данном случае последние размещаются под углом к существующей сетке улиц.

Ход очень простой и скромный, однако в китайской столице он, возможно, выглядит предельно авангардно, ведь Пекин, по крайней мере его центральная, историческая часть, представляет собой жесткую сетку, выстроенную по оси север-юг. Эта ось – не просто дань традиции фэн шуй, а своего рода градостроительно-мистический фундамент всей культуры.

Вообще, «Джиан Уай» очень напоминает архитектуру Владимира Плоткина: размах огромный, но все очень скромно. На идеологическом фронте – полный порядок: современная архитектура, «интернациональный стиль» (местным «лужковским» стилем – псевдотрадиционными небоскребами с пагодами – в Пекине уже переболели). Арсенал художественных приемов предельно прост – это бесконечная модульная сетка, под которую расчерчены все планы и фасады, в результате комплекс выглядит как гигантская
кристаллическая решетка.

СОХО, Китай. Между жилыми башнями располагаются так называемые «виллы» – небольшие здания, пространства которых сдаются под офисы

В общем, сплошное торжество модернизма, воплощенный город будущего. Возможно, что-то подобное видели в своих снах мастера современного движения, по крайней мере, все основные требования их манифестов выполнены предельно послушно, а местами даже перевыполнены: эксплуатируемые кровли – с газонами и спортплощадками; дома на опорах – целая система уровней; свободный план – пожалуйста!

Как правоверные авангардисты, авторы разработали даже новую типологию пространств и придумали для них названия. В небольших блоках – «виллах» – предусмотрены коммерческие площади, но названы они не офисами, а юнитами. Это небольшие офисные помещения, вероятнее всего, их пользователями будут предприятия малого бизнеса. Вообще же они предполагают самое разное назначение. Здесь есть несколько типов пространств: небольшие юниты под офисы с удобным подъездом, которые могут быть оборудованы в магазины, юниты с многофункциональной комнатой, которую авторы назвали «ателье», и однокомнатные юниты, свободное пространство которых можно как угодно разделить передвижными перегородками. Каждая такая единица площади может занимать от 60 до 500 кв. м, но в среднем их площадь – около 140 кв. м.

Всего комплекс насчитывает 2110 квартир. Один из главных принципов планировки юнита – то, что он может быть использован как коммерческое пространство несколькими людьми. Вообще, вся концепция проекта, несмотря на свою инновационность, предельно прагматична. В этом и заключается его главный парадокс. Оказалось, что все принципы современной архитектуры, провозглашенные в 20–30-е годы, чрезвычайно востребованны почти век спустя в условиях бурного экономического роста. Кроме того, весьма любопытен следующий факт – район «Джиан Уай» показывает, насколько легко скупые модернистские коды можно продать как буржуазную роскошь. Функционализм действительно практичен (поскольку относительно дешев) и универсален, важно только наполнить его правильными функциями – шопингом и офисами, а утопическую концепцию жизнестроительства заменить модным словосочетанием life style.

Пожалуй, в одном Корбюзье был неправ: мог ли он представить, бросая клич «архитектура или революция?», что нет никакого «или», что даже в таких странах, как Китай и Россия, где выбор был сделан в пользу последней, его архитектура в конце концов все равно окажется актуальной, причем сначала как символ коммунизма, а потом и капитализма? Впрочем, Корбюзье, скорее всего, схитрил – его лозунг был просто рекламным слоганом.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

14 + 4 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>