Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Дэвид Чипперфильд — приз Большого Джима

Дэвид Чипперфильд Новости застройщиков

В 1988 году один выдающийся британский архитектор выиграл конкурс на проект реконструкции одного из самых знаменитых музеев Германии – Государственной художественной галереи в Штутгарте (Staatsgalerie Stuttgart). Угадав возможность построить нечто запоминающееся, архитектор предложил радикально новое прочтение контекста. При том что он всегда интересовался адаптацией исторических мотивов, его главной задачей стало создание городского пространства принципиально нового типа, уникальной типологии – с помощью системы рамп, террас и пешеходных дорожек, окружающих ротонду. Три десятилетия спустя другой выдающийся английский архитектор (тоже, кстати, вынужденный работать в основном за границей) Дэвид Чипперфильд вновь приглашает нас в окрестности Штутгарта освидетельствовать свою последнюю постройку, во многом похожую на Штутгартскую галерею.

Новое городское пространство Джеймса Стирлингабыло настолько мощным, что, несмотря на свою немалую величину, собственно галереи с характерными для технологичных 1980-х фонарями в крыше казались на его фоне случайными и неубедительными. Тогда как знаменитые градостроительные достижения этого проекта задают тон и поныне.

Однако, в отличие от Джеймса Стирлинга, для чьих работ были характерны вольные интерпретации античных мотивов: преувеличенный масштаб, неожиданные противопоставления, – Дэвид Чипперфильд оттачивает здесь чувство абсолютного минимума. Недолгое время поработав у Ричарда Роджерса и Нормана Фостера, Чипперфильд открыл собственную мастерскую в 1984 году. Сделав некоторое количество небольших проектов, в основном магазинов для Иссея Мияки, для Joseph. Он построил знаменитый Nick Knight House в Ричмонде, музей Гото в Токио и мое любимое место медитации – художественный центр Арнольфини (Arnolfini Art Center) в Бристоле. Открыв офисы в Японии и Германии, Чипперфильд приобрел солидную репутацию своими работами, отмеченными специфическим отношением к проблеме традиции и новаторства. Он был одним из первых, кто начал говорить о «медленности» архитектуры в сравнении с быстрыми переменами в других творческих практиках и медиа. И в соответствии со своими установками Чипперфильд начинал медленно.Музей современной литературы, Марбах. 2006 Арх.: David Chipperfield Architects

В последние годы, однако, ситуация изменилась. Деятельность его офиса обрела определенный темп, что ярче всего иллюстрирует работа над павильоном регаты на кубок Америки в Валенсии (America’s cup Pavilion), спроектированным и построенным всего за 11 месяцев. Воплощая все более масштабные и сложные программы, Чипперфильд, похоже, до сих пор сохранил принципиальность и остался верен своим взглядам. В ближайшие несколько лет мы увидим, насколько хорошо он управляется со своей разросшейся мастерской, в которой в 1997 году трудились всего 21 человек, а теперь – в 10 раз больше. Музей современной литературы в Марбахе (Германия) – прекрасный пример того, как Чипперфильд, выполняя все более сложные и престижные проекты, сохраняет строгость стиля. Хотя кое-кому показалось, что здание, с его торжественной колоннадой, бодро марширующей по периметру стен, несет в себе нечто фашистское. В действительности же колоннада служит более скромным целям. Одна из них – неустанный поиск абстрактной формы, другая – функциональные потребности музея.

Убежденный в том, что развитие творческих идей само по себе придает архитектуре смысл, Чипперфильд, вполне вероятно, вспоминал Карла Фридриха Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel), работая на берлинском Музейном Острове, рядом с его прекрасным Старым музеем (Altes Museum). А может быть, он вспоминал ордер голландского архитектора-монаха Ханса ван дер Лаана (Hans Van Der Laan). Однако что бы ни было источником его вдохновения, здание получилось решительно новым, невиданным. Классический ордер демонтирован до абсолютного минимума – квадратных колонн с сечением 250 мм, поддерживающих ступенчатые террасы, окруженные низкими парапетами. Акрополь как система террас производит впечатление поселения более древнего, чем соседняя стилизация 1903 года – музей Шиллера.

Музей современной литературы, Марбах. 2006 Арх.: David Chipperfield Architects

Притом двухъярусная колоннада играет практическую роль, смягчая в здании силу уличного света. Как и в Берлинской галерее Миса Ван дер Роэ, посетители входят в здание через верхний павильон, похожий на периптер, а затем спускаются вниз. Лоджия – это фонарь, который через вестибюль и лестницу втягивает свет внутрь. При этом уровень освещенности от 10 000 lux (небо) снижается до предельно допустимых в экспозиционных залах 50 lux. Внутри здание выглядит спокойно, просто и освежающе нетехнологично. А снаружи прекрасные террасы и портики заслуженно полюбились горожанам, как и те, что спроектировал Стирлинг тридцать лет назад.

Музей современной литературы  в немецком Марбахе Чипперфилд построил в 2007 году и получил за него престижнейший приз – премию имени Джеймса Стерлинга, учрежденную RIBA (Королевским институтом британских архитекторов).

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал