Детский музей в Хьюстоне (арх. Р. Вентури)

Детский музей в Хьюстоне (арх. Р. Вентури)

Кажется, во всей архитектурной практике Роберта Вентури не найти здания, которое ярче и смелее отображало бы идеи постмодернизма, чем Детский музей в Хьюстоне. Все, что здесь требовалось сделать, — изменить пропорции, масштабы, добавить немного китча и краски в традиционные и даже классические формы архитектуры. Ведь это эстетика игрушки: чтобы привлечь ребенка, нужно сделать любую вещь яркой. Отсюда ирония: серьезная архитектура музейной институции говорит на языке игры.

Конечно, ребенок и взрослый увидят это здание по-разному. Детский музей в Хьюстоне воплощает собой все те принципы, о которых Вентури писал в «Сложностях и противоречиях в архитектуре». Это тот же символический Лас-Вегас, то есть перенос знаков и аллегорий на сооружение без подмены означаемого, при котором копируются не только внешние особенности, но и суть формы.

Портик на входе в Детский музей

Портик на входе в Детский музей

Сам Вентури не упоминает Диснейленд в своих теоретических трактатах, но действует по точно такому же принципу. Вентури-урбанист четко осознал ключ к решению проблемы, как приспособить музей для детей.

Что нужно сделать, чтобы туда ходили именно дети, а не взрослые? Почему обычные выставочные площади, постоянные экспозиции и памятные места не подходят для ребенка? Потому что там царит монохромная скука и нельзя ни к чему прикасаться. Вентури ставит точку в этом вопросе: едва очутившись в музее, зритель попадает в «Детский зал» с радужными арками и ритмической аркадой, визуально обеспечивающей динамику всему выставочному пространству. Эта аркада идет по всей длине здания и служит чем-то вроде позвоночника, на котором держатся боковые помещения.

В Детском музее все экспонаты можно трогать руками. Помимо галерей с интерактивными объектами и инсталляциями здесь есть классы для занятий, зрительный зал, художественная студия и сувенирный магазин, а также офисы для сотрудников музея. Выставочные площади расположены в глубине строения, в то время как административные помещения выходят окнами на улицу Бинц. Также при музее существуют художественные мастерские, они размещены в отдельном здании.

Фасады Детского музея

Фасады Детского музея

Вентури всегда считал, что декорация, наложенная на фасад, играет главную роль в создании образа сооружения. И в случае с Детским музеем фасад — действительно первая скрипка. В его оформление архитектор включает элементы как традиционной классической, так и современной архитектуры.

Главный фасад адаптирует символику соответствующих монументальных институтов — традиционных музеев и галерей, характерных для «взрослого» мира, в то время как крытая галерея, идущая вдоль здания по улице Бинц, поддерживается ярко окрашенными человечками, которые получили название «caryakids». Это тоже трансформация классической архитектуры — «детки» заменяют собой не только колонны, но даже более близкий образ — атлантов и кариатид, выполняя по сути их функцию.

Детский музей в Хьюстоне. Портик и галерея с «атлантами»

Детский музей в Хьюстоне. Портик и галерея с «атлантами»

Первое, что видит посетитель, оказавшийся перед зданием музея, — совершенно одичавший классицизм: желтая лепнина, портик из четырех пухлых колонн с разно цветными узорами вместо капителей, поддерживающих изогнутый фронтон и фриз со словом «Музей», составленным из огромных лососево-розовых букв. Все это вместе с неоновой иллюминацией напоминает мультипликационную версию какого-то очень правильного классического или античного сооружения.

К такому поп-классицизму обращались и другие представители постмодерна. К примеру, Чарльз Мур, работая над проектом Пьяцца д’Италия для Нового Орлеана использовал все возможные варианты ордерных конструкций сразу, что лишь подтверждает уместность сравнения постмодернизма с поп-артом, одного из разобранных в обзорной главе настоящей книги тезисов.

Но за всей игривостью оформления Детского музея в Хьюстоне скрывается самый обыкновенный модернизм двух-трехэтажного здания со сплошным или ленточным остеклением. Наложенная поверх него декорация лишь прячет структуру сооружения, но не разрушает ее. И, кажется, это неспроста: всего в нескольких метрах, через дорогу от музея, находятся два корпуса Музея изобразительного искусства Хьюстона, построенных главным американским модернистом Мисом ван дер Роэ (Куллинан-Холл и Браун-павильон, 1958 и 1974 годов соответственно).

Экспозиция Детского музея

Экспозиция Детского музея

«Воспринимаемая глазом простота дорического храма достигнута с помощью знаменитых искусных и точных оптических корректив его геометрии и тех противоречий и напряжений, которые присущи его ордеру. Дорический храм смог достичь видимой простоты через истинную сложность. Когда сложность исчезла, как в храмах недавнего прошлого, бессилие заменило простоту», — писал Вентури в «Сложностях и противоречиях архитектуры».

И в Детском музее через иронию над классикой и современностью он пытается преодолеть это бессилие архитектуры. Но проблема архитектуры заключается не только в самой архитектуре. Когда музей превращается в машину по производству смыслов, он становится предметом критики уже не зодчих, а философов-постмодернистов.

Вентури и его супруга, работая над Детским музеем, добились лучшего результата, идя по пути постмодернизма, чем это им удавалось в любом из проектов. В то же время, кажется не привязанные к каким-либо условностям, они сделали целый словарь элементов своей эпохи. Элементы, которые характеризуют архитектуру — гипертрофированный орнамент, фасады, необычные сопоставления повседневного, современного и классического — все это смягчает строгость архитектуры, но не дает забыться: главный вход в музей углом вклинивается в жилой район.

Разноцветные «арки», поддерживающие свод галереи

Разноцветные «арки», поддерживающие свод галереи

Музей служит уникальным примером решения урбанистической задачи — Вентури создает здание-объект, интересное и привлекательное само по себе, не нуждающееся в объяснении или рекламе. В тот момент, когда мастер в трактатах рассуждает о типологии архитектуры и делит здания на декорированные сараи и «утки», стоит задать вопрос: а какое место в той системе занимает здание Детского музея в Хьюстоне?

С одной стороны, оно все-таки остается сараем, потому что не изображает само по себе ничего. С другой — предельная очевидность его функции близка к тому, что Вентури описывает как «магазин с хот-догами, сделанный в форме хот-дога». Просто здесь архитектору приходится работать не с конкретным предметным понятием, а с абстрактным — с «детством» как таковым. Поэтому Вентури преподает зрителю прекрасный архитектурный урок, в рамках которого на примере одного-единственного проекта объясняет, что такое постмодернизм.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Вместо традиционных капителей колонны завершаются ярким узорным фризом.
  • Яркий желтый портик является лишь декорацией, «наложенной» на стеклянный архитектурный объем.
  • Вход в музей украшен декоративным портиком с классическим треугольным фронтоном.
  • Критики назвали стиль архитектуры музея «поп-классицизмом», подразумевая параллель с поп-артом в искусстве.
  • Вентури использует весь набор элементов классической архитектуры, вернее сказать, их мультипликационную версию.
  • Ирония — один из главных методов Вентури в работе с формой.
  • Здание составлено из нескольких «блоков» двухтрех этажей.
  • Место традиционных атлантов и кариатид, поддерживающих своды галереи, заняли фигурки детей.
  • В основной конструктивной части здания Вентури использует формы модернистской архитектуры.
  • Через дорогу от Детского музея находятся два корпуса Музея изобразительного искусства Хьюстона, построенных главным американским модернистом Мисом ван дер Роэ.

 Автор статьи: Кинякина Екатерина

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

18 − шестнадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>