Чайные комнаты в Глазго. Ивовые чайные

Чайные комнаты в Глазго. Ивовые чайные

В 1896 году Макинтош познакомился с миссис Кэтрин Крэнстон — дочерью чайного магната, которая сама занималась экспортом чая. Она продумывала создание в Глазго сети чайных (вариант арт-кафе) и предложила Макинтошу поучаствовать в их оформлении. Это и стало началом дружбы, которая продлилась 20 лет, на протяжении которых миссис Крэнстон оставалась самым щедрым клиентом и постоянным покровителем мастера.

В Глазго чайные комнаты были заведениями нового типа. В отличие, например, от Франции или Австрии, с традиционной культурой кафе и кондитерских, в Британии и Шотландии процветали пабы — питейные заведения преимущественно для мужчин. Миссис Крэнстон, выступая в духе идей женской эмансипации, хотела создать новую культуру уютных кафе, куда могли прийти люди разного возраста и социального положения, в том числе дамы как в сопровождении мужчин, так и одни, где они могли свободно пообщаться за чашкой чая или кофе, позавтракать (кроме чая и кондитерских изделий подавали и легкие блюда) и даже сыграть партию в бильярд.

Ивовые чайные комнаты. Фрагмент фасада

Ивовые чайные комнаты. Фрагмент фасада

С 1896 по 1917 год Макинтош оформил дом миссис Крэнстон в Глазго, а также четыре принадлежавшие ей чайные; все они располагались на наиболее оживленных улицах центра города, где процветала деловая жизнь, и были доступны самой широкой публике.

В первом заказе — чайной на Бьюкенен-стрит, улице модных магазинов, Макинтошу досталось лишь украшение стен дамской чайной комнаты, обеденного зала и галереи для курильщиков, поскольку здание уже было построено архитектором Джорджем Вашингтоном Брауном и меблировано Джорджем Уолтоном. Мастер выбрал формат широкого фриза, опоясывающего все три помещения.

Центр композиции занимало древо жизни, к которому с обеих сторон двигались величественные удлиненные фигуры прекрасных женщин, опутанные стеблями и цветами роз. Особую монументальность этому шествию сообщал строгий ритм движения фигур и античный принцип изокефалии (равноголовия). Здесь Макинктош впервые использовал в настенной росписи трафарет, что явилось новаторским приемом, ставшим сразу популярным. Сюжетная тема была навеяна символической поэзией Данте Габриэля Россетти, культивировавшего образ Прекрасной дамы, моделью же послужила жена художника — Маргарет.

гались на наиболее оживленных улицах центра города, Ивовые чайные комнаты. Фасад

гались на наиболее оживленных улицах центра города, Ивовые чайные комнаты. Фасад

В следующей работе — оформлении чайной на Аргайл-стрит (1898) — Макинтош опять сотрудничал с Джорджем Уолтоном, только теперь он проектировал мебель и общий декор, в то время как Уолтон украшал стены. Именно здесь впервые появились знаменитые стулья «Макинтош», которые очень скоро стали неотъемлемой частью всех интерьеров мастера. На Аргайлстрит это был стул из темного дерева, с трапецевидным сиденьем, прямыми, строгими ножками и необыкновенно высокой спинкой, планки которой спускались до самого пола, образуя выраженную вертикальную доминанту.

Следующий заказ — дизайн дамской комнаты для завтраков в чайной на Ингрэм-стрит (1900) Макинтош выполнял вместе с Маргарет. Светлые, легкие, элегантные — стиль этих комнат разительно контрастировал с тяжеловатым историзмом, еще процветавшим в Глазго.

Однако главной работой Макинтоша для миссис Крэнстон (и лучше всего сохранившейся) стало строительство и оформление так называемых Ивовых чайных комнат (1903) на Сашихолл-стрит, самой фешенебельной улице Глазго. Здание получило свое имя от старого шотландского названия улицы — Ивовый Луг. Мотив ивы и ивового листа лег в основу дизайна интерьера.

Ивовые чайные комнаты. Главный зал Рум де Люкс. Фрагмент настроения

Ивовые чайные комнаты. Главный зал Рум де Люкс. Фрагмент настроения

Макинтош полностью перестроил главный фасад бывшего четырехэтажного здания склада, удачно вписав его в окружающую застройку: мастер согласовал с соседними зданиями и линию окон, и линию карнизов. Композиция фасада асимметрична, оживление ей придает контраст широкого бельэтажного окна, легким плавным изгибом выступающего наружу, с несколько утопленным внутрь цокольным этажом. Белый цвет и гладкая фактура, окна разного размера, орнаментальные вставки образующие пунктирные границы по периметру здания, — все это сообщает фасаду легкость и воздушность.

Внутри Макинтош создал сложный организм из многих помещений самого разного назначения. В бельэтаже со стороны фасада располагались дамские чайные комнаты, к ним с тыла примыкала столовая, а сверху — чайная галерея. На втором этаже находилась обитая дубовыми панелями бильярдная и мужские комнаты для курильщиков.

Главной изюминкой дамских комнат был роскошный зал де Люкс. Сводчатый потолок и широкое, во всю стену, окно-эркер, выходящее на Сашихолл-стрит, обеспечивают ему объемность и прекрасное освещение. Изысканная цветовая гамма — сочетание серого, фиолетового и белого цветов — образована мягким серым ковром, фиолетовым шелком драпировок простенков, белой мебелью и нежной розово-фиолетовой обивкой стульев с высокой спинкой.

Ивовые чайные комнаты. Главный зал Рум де Люкс Чайные комнаты на Ингрэм-стрит. Декоративное панно дамской комнаты для завтраков

Ивовые чайные комнаты. Главный зал Рум де Люкс Чайные комнаты на Ингрэм-стрит. Декоративное панно дамской комнаты для завтраков

К этому добавляется стенной фриз с вставками из свинцового стекла и зеркал, покрытый росписью с мотивом ивового листа, и великолепные двустворчатые, украшенные зеркальными вставками и росписью двери. В Ивовых чайных «авторским» является все — от мебели и текстиля до столовых приборов, карты меню, униформы официантов и посуды с узором из ивовых листьев. На одной из торцевых стен, напротив камина, располагается декоративное гипсовое панно Маргарет Макдональд, вдохновленное сонетом Данте Габриэле Россетти «О вы, все вы, кто бродит в роще ив».

Последним проектом Макинтоша для Кэтрин Крэнстон стала бирюзовая Китайская чайная комната на Ингрэм-стрит (1911), в которой в полной мере отразилось его увлечение японским искусством. Оформленные Макинтошем Чайные комнаты миссис Крэнстон стали новым словом в культурной жизни Глазго и принесли художнику самую широкую популярность. Они не только воплощали новые прогрессивные социальные идеи, но и демонстрировали невиданную дотоле ясность и легкость, изысканную элегантность и утонченную красоту.

Архитектурные особенности объекта:

  • Композиция фасада асимметрична, оживление ей придает контраст выступающего широкого окна бельэтажа и задвинутой вглубь здания цокольной части, а также разный размер окон верхних этажей.
  • Белый цвет и гладкая фактура, как и орнаментальные вставки, образующие пунктирные границы по периметру здания, подчеркивают легкость и воздушность фасада, выделяя его из городского окружения.
  • Макинтош удачно вписал фасад Ивовых чайных комнат в окружающую застройку, согласовав с соседними зданиями и линию окон, и линию карнизов.
  • На втором этаже располагалась бильярдная и мужские комнаты для курящих.
  • В цокольном этаже, в широком световом проеме расположена зона входа и витрин. Она кажется утопленной вглубь по контрасту с выдвинутым вперед бельэтажем. Входная дверь расположена слева.
  • В концепции Ивовой чайной были заложены как общие залы, так и раздельные женская и мужская зоны. Все это предоставляло возможности и для деловых встреч, и для обеденного или вечернего отдыха в изысканной, уютной обстановке в самом центре города.
  • Макинтош подчеркнул важность бельэтажа, оформив его в виде едва обозначенного застекленного эркера, выступающего наружу легким плавным изгибом. За стеклянной лентой его широкого окна располагается роскошный зал де Люкс Дамских чайных комнат.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

пятнадцать + 6 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>