Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Частные особняки в Вене (арх. Адольф Лоос)

Частные особняки в Вене (арх. Адольф Лоос) Жилые здания и апартаменты

Рациональный и функциональный подход к обустройству жилища заставил архитектора Адольфа Лооса разработать комплексную систему организации внутреннего пространства. В проекте особняка зодчий не репрезентирует его владельца через эффектные архитектурные формы или своеобразие интерьеров. Лоос всегда ставит перед собой задачу достичь наиболее экономичного решения пространства, где исключительно важен комфорт и гигиена.

Раскрывая многие положения своих предыдущих высказываний, в статье «Архитектура» (1911) Лоос отмечает: «Произведение искусства стремится вырвать человека из привычного круга удобств. Дом же служит созданию удобств. Произведение искусства указывает человечеству новые пути и устремлено в будущее. В отличие от этого дом нацелен на настоящее».

Дом Х. Штайнера. Вена, Австрия
Дом Х. Штайнера. Вена, Австрия

Одним из первых зодчий выдвигает тезис о том, что функцией обусловлены не только форма, размер площади и степень освещенности помещения, но и его высота. Лоос использует трансформацию кубического объема путем оригинальных врезок, галерей, ступеней и лестниц, превращая пространство дома в сложную структуру.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Архитектор с гордостью отмечал, что ни одна фотография не способна передать яркий, отчасти театральный эффект его искусно выстроенных интерьеров. Лишенное видимых границ открытое пространство экономично согласованных разновысотных помещений именуется «пространственным планом» (RAUMPLAN). Одна из цитат Лооса метафорично раскрывает это понятие: «Корабль — образец современного дома. Здесь оптимально используется все пространство. Никакого разбазаривания площадей. Сегодня, когда так подорожала земля под строительство, каждый клочок должен разумно эксплуатироваться».

Дом Г. Шоя. Уличный и боковой фасады
Дом Г. Шоя. Уличный и боковой фасады

Планы построек зодчего действительно свободны и рационалистичны, но они совершенно не прочитываются снаружи, и здание оказывается единичным знаком, а не текстом. Композиции замкнуты и сознательно противопоставлены внешнему пространству. Геометрическая оболочка обволакивает инертный куб, создавая прочный футляр, а не модернистскую подвижную плоскость, распадающуюся на квадратики, скользящие в разные стороны. Однако, взывая к очищению поверхности от декора, Лоос, безусловно, прогрессивен. Ведь чистая поверхность — метафора пространства, а именно ему наравне с формой подчинен весь XX век.

Дом Хьюго и Лили Штайнер (1910) — один из самых знаменитых особняков Адольфа Лооса. По существовавшим в то время правилам застройки в пригородном районе Хитцинг разрешалось возводить только одноэтажные виллы, но Лоос умело обходит это распоряжение. Со стороны улицы дом Штайнера предстает симметричным одноэтажным объемом с медной крышей в четверть огромного цилиндра, а садовый фасад обнаруживает трехэтажное здание с двумя ризалитами. Прямоугольный выступ с террасой, нарушая симметрию боковых фасадов, перекликается с объемом мансарды над входом. Игра простых архитектурных форм, крупные квадратные и «лежачие» проемы без обрамлений на фоне гладко оштукатуренных поверхностей первично вызывают ассоциацию с утилитарными постройками.

Дом О. Штоссла. Фасад
Дом О. Штоссла. Фасад

Но затем восприятие необычного стильного здания меняется, и дом Штайнера становится ярким воплощением функциональной концепции жилья. Исполненный в рационалистическом духе особняк при этом не лишен живописности, достигнутой различием фасадов и динамикой геометрических форм. Интерьер дома Штайнера схож с ранними работами Лооса в квартирах доходных домов. На цокольном этаже располагается единое, вытянутое на 12,6 метра жилое пространство, где зонирование на столовую, гостиную и музыкальную комнаты осуществляется только при помощи мебели. Согласно функциональной схеме помещения в особняке делятся на обслуживаемые и обслуживающие. Первые предназначались для жизни хозяина и его друзей, вторые составляли группу служб. Обслуживаемое пространство четко отделено от обслуживающего, расположенного в подвале или на верхних этажах под кровлей.

Дом Гюстава и Хелен Шой (1912) сыграл важную роль в эволюции архитектуры начала XX века. Ступенчатый абрис постройки намечает тенденцию ар-деко, а суровая пластика гладкого кубического объема и четкое сопоставление плоскостей вполголоса заявляют о будущей эпохе модернизма. Также дом Шоя становится вторым после виллы Карма европейским примером использования крыши как открытой террасы. Достоинства плоских крыш Лоос оценил, будучи в Америке, и по возвращении в Австрию стал их активным пропагандистом. Подобная зиккурату ступенчатая форма особняка явно противоречила местным традициям конструкции кровли, что вызвало серьезное недовольство.

Дом Хорнера. Уличный и боковой фасады
Дом Хорнера. Уличный и боковой фасады

Общественность поставила вопрос законности возведения в Вене зданий такого типа, настойчиво требуя остановки строительства. Но архитектор с легкостью мотивировал нестандартное решение необходимостью устройства отдельных выходов на террасы из спален обоих этажей, так как часть дома хозяин планировал сдавать в аренду. По требованию Шоя второй этаж здания был абсолютно изолирован, и особняк получил два автономных входа — с улицы и с садовой террасы. Они расположены на разных осях, ничем не акцентированы, а потому ни один из них не имеет статуса главного. В отличие от дома Штайнера в доме Шоя комнаты размещены несимметрично. Некоторые оконные проемы устроены там, где они практически не нужны и выполняют исключительно декоративную функцию.

Дом писателя Отто Штоссла (1911–1912) в сравнении с предыдущими работами Лооса выглядит очевидным шагом назад. Его национально-романтический образ напоминает и особняки, построенные на рубеже веков в Дармштадской колонии художников во главе с Й. М. Ольбрихом, и ранние венские дома Й. Хоффмана. Два верхних этажа размещены под традиционной черепичной крышей. В мансардной зоне расположена терраса с выдвинутым на ширину карнизов эркером в форме трапеции. Минимальные сведения об этом проекте указывают лишь на то, что пространственное положение дома обусловлено выбором оптимальных условий освещения всех комнат в зимний период.

Дом К. Шрассера. Уличный фасад
Дом К. Шрассера. Уличный фасад

Дом Хорнера (1913) также близок композиции сооружений Ольбриха. Кубический объем с полуцилиндрическим скатом крыши, мансардный этаж, прямоугольный эркер над входной зоной в виде лоджии, асимметрия и компактный план в целом создают ощущение старомодной постройки.

Особняк венского промышленника Карла Штрассера (1919) — результат реконструкции трехэтажного дома 1896 года. Через трудности размещения различных по функциям комнат в прежнем архитектурном объеме проходит кристаллизация «пространственного плана» Лооса, и потому в доме Штрассера он прекрасно разработан. Здесь впервые появляется большой холл, к которому стянуты все помещения. Пространство использовано предельно рационально с применением разноуровневых зон для его экономии. Там, где потребовалось расширение площади, зодчий проектирует прямоугольный эркер, продляя по фасаду линию его выступа узкой открытой террасой.

С точки зрения лоосовского принципа безорнаментальности в доме Штрассера привлекают внимание два помещения. В столовой, облицованной светло-красным ониксом, проходит барельефный потолочный фриз, а в зале для музицирования можно встретить аллюзию к архитектурному ордеру — мраморный столб, напоминающий колонну. Это зримо подтверждает то, что Лоос все же не был ортодоксальным сторонником пуризма — в отдельных случаях орнаментальный и пластический декор ему вовсе не чужд.

Дом И. Руфера. Уличный и боковой фасады
Дом И. Руфера. Уличный и боковой фасады

Вехой в развитии концепции «пространственного плана» Лооса считается дом Иосифа и Марии Руфер (1922). Четырехэтажная постройка приближается к идеальным кубическим пропорциям, куда максимально экономно вписаны жилые и обслуживающие помещения. Для обустройства открытой террасы Лоос вырезает часть объема последнего этажа. В уровне первых двух этажей высоты перекрытий различны, внутри остальных — тождественны. При отсутствии жестких планировочных осей связь комнат устанавливается через композиционные узлы, чью роль играют самые высокие помещения.

Пространство дома организовано вокруг призматического столба в центре строения. Он служит опорой для лестниц и одновременно выполняет функцию короба, где проведена газовая и отопительная системы, а также скрыты водопроводные трубы и электропроводка. На второй этаж ведет наружная деревянная лестница. Главное место в доме занимают столовая, музыкальная комната и библиотека, расположенные в двух уровнях и объединяющие первый и второй этажи.

Дом Рейтлера. Уличный фасад
Дом Рейтлера. Уличный фасад

Оконные и дверные проемы, следуя свободной планировке внутренних пространств, разбросаны на фасадных плоскостях совершенно произвольно. При этом один из фасадов Лоос декорирует репликой фрагментов зофорного фриза Парфенона. Претенциозную деталь на пуристической поверхности стены Лоос оставляет без комментариев. Можно только предположить суть его замысла: или, откровенно эпатируя зрителя, своеобразно напомнить об истоках и традиции, или, напротив, высказать иронию по отношению к ней.

В том же 1922 году Лоос занимается перестройкой дома Рейтлера. Центральный ризалит уличного фасада и некоторая хаотичность в расположении окон тонко смягчают общую строгость здания. Постройка выполнена с исключительным вкусом и даже через столетие не утратила современности облика. В 1936 году планировка дома претерпела существенные изменения: его разделили на две семьи, но, к счастью, это никак не отразилось на экстерьере.

Среди реализованных проектов венских частных особняков «RAUMPLAN» Лооса достигает апогея в доме Ханса и Энн Моллер (1928). Здание в четыре этажа имеет компактный прямоугольный план, а пространственная композиция из ступенчатых объемов несколько напоминает дом Шоя. Однако эта постройка теснее связана с садовой зоной, менее замкнута и статична — ее оживляют лестничные спуски, ограждения террас и балконов, на крыше-террасе появляется пергола. Архитектурные формы дома Моллера аскетичны, но лишены сухости и монотонности. Кроме пространства, вырезанного из общего объема под просторную террасу и дополненного с той же стороны дома пристройкой гаража, Лоос выдвигает из куба объем галереи.

В центре симметричного уличного фасада образуется прямо угольный эркер, чья нижняя грань служит козырьком над главным входом, а верхняя — маленькой террасой. Пространственное сочетание комнат в доме Моллера настолько усложнено, а уровни полов в пределах одного этажа настолько различны, что понятие «этаж» становится здесь слишком условным. Разница вертикальных отметок резче всего там, где расположены холл, столовая и музыкальная гостиная с выходом на террасу и в сад. Дом Моллера знаменит не только креативными формами современного функционального жилья, но и роскошью созданных Лоосом интерьеров.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Все проемы уличного фасада отличны друг от друга.
  • Столбы ограды палисадника вдоль уличного фасада выполнены аналогично массивным парапетным тумбам в ограждении плоской крыши и балкона.
  • Окна и двери бокового фасада находятся в разноуровневых и разнофункциональных помещениях, а потому выглядят хаотично разбросанными по фасадной плоскости проемами, чьи форма и размер совершенно различны.
  • В доме Штайнера функциональная крышатерраса пока отсутствует. В венских частных особняках она появится чуть позже — в доме Шоя.
  • Объединение в одной постройке двух типов крыш — скатной мансардной и плоской — придает дому Штайнера необычный облик.
  • Благодаря симметричным ризалитам дом достаточно вытянут в глубину приусадебного участка, а садовый фасад защищен от уличного шума и пыли.
  • Объем одного из помещений первого этажа вынесен за пределы фасадной плоскости в виде прямоугольного в плане выступа, чья верхняя грань позволила обустроить террасу на втором этаже.
  • Со стороны сада здание имеет три этажа и представлено совершенно иначе.
  • На первом этаже, ближе к садовой зоне расположено единое помещение длиной 12,5 м. Оно одновременно выполняет функцию столовой, гостиной и музыкальной комнат.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал