Борис Демидов. Интервью с архитектором

борис демидов архитектор

Как бы вы описали свою архитектуру?

Борис Демидов: Создать свою архитектуру – мечта, наверное, каждого архитектора, и об этом судить не нам и не сейчас. А если говорить о процессе проектирования, то рискну провести аналогию с джазом. Есть тема – задание на проектирование, и начинаешь развивать ее, импровизировать. И тут главное – на всех этапах чувствовать тему. Хороший музыкант может, казалось бы, совершенно уйти от нее, «запутать следы», но если это настоящий профессионал, он вернется к началу на совершенно другом уровне и после всех поисков и мучений получит достойный результат.

Если отвлечься от джаза, то считаю, что в моем городе есть замечательные традиции, которые хочется продолжать и развивать в меру своих сил и умения. Это архитектура конструктивизма, среди которой прошло детство, которая сформировала самосознание и учиться у которой никогда не поздно.

Одна из «энергетических» улочек Екатеринбурга. Борис Демидов

Что в проектной работе вы никогда не доверили бы другому, включая самых опытных и проверенных специалистов вашего бюро?

Б.Д. Когда работаю с коллегами и есть взаимопонимание (не единомыслие), то уже не важно, кто что придумал: все идет в общий котел проектирования. Здесь практически полное взаимное доверие. Ближе к реализации проекта появляются принципиальные вещи, на первый взгляд, вроде бы мелочи – цвет, фактура, тип стекла и тому подобное. Эти «мелочи» могут изменить весь облик здания, и тут нельзя ошибаться. Но уж если ошибся, то лучше сам, чем потом кивать на других.

Каковы ваши «зоны особого внимания» в работе над проектом?

Б.Д. «Зоны особого внимания» в стадии проектирования – это самое начало: замысел, идея, образ – и самый конец: материалы, детали и особенно узлы. На хороший замысел легко ляжет любая планировочная структура и технология, а грамотно придуманные и проработанные узлы могут подчеркнуть работу конструкций, усилить желаемый эффект. Конечно, в идеале – довести работу до деталей интерьеров, подбора оборудования и мебели, подсветки здания, но это не всегда удается либо по нехватке времени, либо из-за изменения функции помещений в процессе проектирования.

Административное здание на ул. Малышева. Борис Демидов

С кем из архитекторов, отечественных или иностранных, вы хотели бы работать?

Б.Д. Когда необходимо, с кем это реально возможно, с теми я и работаю: это мои хорошие друзья и коллеги, которых я уважаю и ценю почеловечески и как профессионалов. Если говорить гипотетически, то и по сей день это основатели современного движения и те сегодняшние архитекторы, в чьих работах звучат отголоски их идей, их современное понимание. Сознательно не называю имен, чтобы избежать каких бы то ни было клише. Не хочется быть модным, хочется быть немного впереди и в стороне. Такими были Мельников, Райт, такие есть и сейчас. Вот к этому уровню хотелось бы стремиться.

Назовите «места архитектурной силы», где вы заряжаетесь от архитектуры.

Б.Д. Удивляюсь немотивированному эффекту от ничем не примечательных мест: в узком проеме между домами – стена из кирпича, на которую падает боковой вечерний свет, дерево и тень от него, балкон и железная лестница на второй этаж. Смотришь – и невозможно оторваться. Такое организованное пространство, только кем? Таких мест немного, но они «заряжают» каким-то загадочным образом.

Основная проблема современной российской архитектуры?

Б.Д. У нас была и, слава Богу, осталась (в том числе и в Екатеринбурге) прекрасная архитектура мирового уровня 1920–1930 годов. Если с помощью современных технологий идеально ее воссоздать, то, скорее всего, это и будет самой современной российской архитектурой. С одной стороны, печально, что не создано ничего лучше и оригинальнее, но с другой – это обнадеживает: ведь могли же! И уже появляются постройки: пока еще

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

11 − 5 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>