Большая арка Дефанс (арх. Поль Андре)

Большая арка Дефанс

Один из самых известных объектов-знаков Поля Андре — Большая Арка Дефанс. В 1989 году по заказу президента Франции Франсуа Миттерана в районе Дефанс было выстроено офисное здание в виде пустого куба, ставшее, по мнению самого Миттерана, «триумфальной аркой XX века».

Дефанс – западный пригород Парижа, где располагается деловой квартал и куда стекается более 2 млн. туристов в год, чтобы посмотреть на такие монументы, как Большая арка Дефанс датского архитектора Йохана Отто фон Спрекельсена (1929-1987), общественные скульптуры Александра Колдера, Хуана Миро и Ричарда Серра. В 1980-е, когда началась активная застройка квартала, французский президент Франсуа Миттеран руководил парижской архитектурной градостроительной программой Grands Projets.

Самым значимым проектом стал конкурс 1982 года на проект памятника, приуроченного к 200-летию Французской революции (1789). Победу одержал фон Спрекельсен, преподаватель архитектуры, автор лишь нескольких каменных церквей в модернистском стиле.

Строительные работы начались в 1985 году, однако уже в следующем году архитектор покинул команду. Работы завершил Поль Андрё, спроектировавший аэропорты Парижа и другие сооружения в разных странах мира. Арка расположена внутри 10 км оси, ведущей по к центру Парижа, и служит визуальным противовесом Триумфальной арке (1836).

История Арки такова: еще в конце Первой мировой войны родилась идея продлить историческую ось Парижа от Лувра через площадь Согласия и Триумфальную арку до западного района, где располагалось Министерство обороны, обозначив получившуюся перспективу каким-либо величественным архитектурным сооружением. Тогда идея не нашла своего продолжения и к ней вернулись лишь в 1951 году, но и тогда ее реализация была отложена на несколько десятилетий.

В 1982 году датский архитектор Иоганн Отто фон Спрекельсен выиграл конкурс, объявленный президентом Франции и собравший 484 проекта со всего мира. Иоганн Отто фон Спрекельсен предложил создать Триумфальную арку в виде полого куба. По состоянию здоровья он не смог довести строительство до конца и уже в 1986 году передал всю документацию своему французскому коллеге Полю Андре, который и заканчивал сооружение, ставшее знаменитым. Большая Арка Дефанс торжественно открылась к 200-летию Великой французской революции.

Простой и в то же время мощный дизайн выбрал президент Франции Миттеран из-за его «чистоты и силы». Йохану Отто фон Спрекельсену уже доводилось использовать кубические формы при сооружении церквей, чему свидетельством Церковь Ван-геде (1974) в Гентофте и Церковь в Стафнсхольте (1981) в Фаруме, обе в Дании. Здесь эти формы приобрели гигантские размеры при содействии датского инженера и коллеги Эрика Рейтцеля. Хотя кубическая форма в таком масштабе – явление редкое, крупные кубовидные сооружения в последние несколько лет переживают расцвет популярности.

С точки зрения символики было необходимо, чтобы последняя точка исторической оси была зафиксирована Большой Аркой Дефанс. Дело в том, что градостроительная история Парижа связана с созданием композиционной оси города, которая начинается у главного тронного зала Лувра и идет на запад параллельно Сене. Идея создания исторической оси стала основной концепцией регулярной планировки города как выражение бесконечной власти французского абсолютизма.Большая арка Дефанс

Барон Осман проложил по этой оси Елисейские поля, и она же стала композиционной осью квартала Дефанс. Однако Большая Арка Дефанс расположилась не точно на исторической оси, а с отклонением в 6,33 градуса. Из-за находящихся под землей станций парижского метро, а также с учетом расположения автострады и железнодорожных путей строение пришлось немного сместить, чтобы прочно закрепить фундамент.

Большая Арка Дефанс представляет собой почти идеальный куб с длиной 108, шириной 110 и высотой 112 метров. Сооружение крепится на 12 опорах, установленных на гидравлических домкратах, чтобы дать возможность шаткой почве выдержать массу в 300 000 тонн. Постройка создана из бекона и облицована каррарским мрамором. Фасад дополнительно покрыт 2800 панелями из непрозрачного стекла.

Архитектурные особенности Большой Арки Дефанс

  • Арка стала композициооной осью квартала Дефанс;
  • Большая Арка Дефанс представляет из себя 35-этажное офисное здание;
  • Наверху устроена смотровая площадка;
  • Почти идеальный куб имеет длину 108 м., ширину 110 м. и высоту 112 м.;
  • В центре арки размещена композиция “Облако”;
  • Арка отклоняется от исторической оси на 6,33 градуса из-за того, что было необходимо создать прочный фундамент;
  • Перед Большой Аркой Дефанс создано комфортное общественное пространство.

В центре арки есть большое пустое пространство, в котором, по замыслу Поля Андре, помещен необычный тент, названный архитектором «Облако». Стены этого масштабного сооружения выглядят монолитными, но в них имеются окна. Внутри 35-этажной постройки расположены офисы государственных структур, выставочные залы. С обеих сторон арки устроены лифты, поднимающие посетителей наверх.

На крыше Большой Арки Дефанс предусмотрена смотровая площадка. Однако на такой высоте людей бы просто сдувало ветром, поэтому на крыше из специальных стеклянных панелей образован настоящий лабиринт. Проходя по нему, посетители спокойно могут перемещаться с одной стороны площадки на другую, любуясь при этом красотами Парижа.

Арка из стали и бетона, облицованная каррарским мрамором, имеет близкую к кубической форму, достигая в высоту около 110 м с каждой стороны. Она отклонена от оси приблизительно на б градусов, чтобы ее основание примыкало к железнодорожным станциям. Ее вес составляет 300 тыс. тонн, что в 30 раз превышает массу Эйфелевой башни.

По бокам в Большой арке Дефанс располагаются офисные помещения. Изначально здесь была установлена смотровая площадка и ресторан для гурманов, однако после несчастного случая с лифтом в 2010 г. они оказались закрыты. Современные церкви фон Спрекельсена в Дании имеют кубическую форму, поэтому это сооружение — лишь гигантская модель его предпочтений.

После успеха Центра Жоржа Помпиду (1977) Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано реализацией проектов Grands Projets руководили два французских президента: Валери Жискар д’Эстен и Франсуа Миттеран. Миттеран говорил: «Красота стимулирует любопытство. ..И я хочу, чтобы крупные проекты помогли нам понять наши корни и нашу историю, позволили предвосхитить будущее и покорить его».

Мы находились в весьма стесненных обстоятельствах при сооружении «современной Триумфальной арки», продолжавшей историческую ось Парижа с востока на запад.

ПОЛЬ АНДРЁ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

семнадцать + 15 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>