Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Blizard Building (Институт цитологии и молекулярной биологии) Уильяма Олсопа

Blizard Building (Институт цитологии и молекулярной биологии)

Объект: Blizard Building (Институт цитологии и молекулярной биологии) Уильяма Олсопа
расположение: 4 Newark Street, Лондон
архитектура: SMC Alsop, AMEC
заказчик: Queen Mary College, Лондонский университет
генеральный подрядчик: Laing O’Rourke
управление проектом: Gardiner & Theobald
конструкции: Adams Kara Taylor
оборудование и электрика: WSP
контроль за расходованием
средств: Turner & Townsend
общая площадь, кв. м: 9000
проектирование: 2001–2003
строительство: 2003–2005

Градостроительная справка

■ Blizard Building возведен на территории кампуса колледжа Queen Mary Лондонского университета, в районе Уайтчепл, который находится на юго-востоке Лондона и соседствует с одной стороны с Сити, а с другой – со знаменитым архитектурными инновациями районом доков. Уайтчепл (Whitechapel) назван так в честь часовни Святой Марии (первое письменное упоминание о ней встречается в 1329 году). Госпиталь, к которому относится медицинский колледж, основан в 1740 году, со временем он стал крупнейшей больницей Лондона. В викторианскую эпоху этот район превратился в плотно застроенный торговый центр города. Сегодня его часто называют Лондоном Диккенса, так как он подробно описан во многих произведениях этого знаменитого писателя. Однако современный Уайтчепл имеет мало общего с городом, по которому бродил Чарльз Диккенс: в годы Второй мировой войны сюда попала бомба, практически полностью уничтожив историческую застройку. В середине 1950-х район был заново отстроен, его архитектурными доминантами стали Королевский госпиталь Лондона и Лондонский университет.

Blizard Building можно назвать программной работой Уильяма Олсопа. Возведенные им эффектные корпуса-параллелепипеды уже украшают Колледж дизайна и искусств провинции Онтарио(Ontario College of Art & Design) в центре Торонто и Голдсмитс колледж (Goldsmiths College) в Лондоне, для которого он спроектировал корпус им. Бена Пимлотта. В 2000 году архитектор был удостоен престижной архитектурной премии Стерлинга за здание Пекэмской библиотеки (Peckham Library), возведенной в юго-восточном Лондоне.

Blizard Building (Институт цитологии и молекулярной биологии) Уильяма Олсопа. Второй корпус.

Строительство Blizard Building стало частью проекта развития территории кампуса Лондонского университета. Комплекс Института цитологии и молекулярной биологии построен для Queen Mary College и носит имя выдающегося анатома, хирурга и естествоиспытателя сэра Уильяма Близарда, одного из его основателей, жившего в XIX веке. Градостроительный план университетского комплекса предполагал для застройки вытянутый, сравнительно узкий участок, зажатый между Тернер-стрит и существующим корпусом колледжа, носящим имя лейтенанта Перрина (Perrin LT). Казалось бы, банального прямоугольника с ровными рядами аудиторий и лабораторий для выполнения научно-учебных функций вполне достаточно. Но Уильяма Олсопа пригласили именно для того, чтобы он создал нечто необычное и привлекательное, ибо он известен своим нетривиальным подходом к проектированию университетских зданий. К примеру, новый корпус торонтского колледжа дизайна он построил не вместо старого, а над ним: эффектный параллелепипед, украшенный черно-белыми «пикселями», гигантской плитой накрывает старинное здание.

Современные университеты, будучи учреждениями не только образовательными, но и коммерческими, давно поняли, что здание, разработанное в мастерской Олсопа, не только престижно (это значит, что университет может позволить себе пригласить такого известного архитектора), но и свидетельствует об отсутствии излишнего консерватизма. Создавая свой необычный проект, Уильям Олсоп стремился «стимулировать исследовательский процесс». Любой желающий сегодня может посетить Blizard Building и узнать, какими видятся клетки и молекулы известному архитектору. Впрочем, Олсоп остался верен себе – комплекс представляет собой два правильных параллелепипеда, соединенных переходом из цветного стекла на уровне второго этажа. У них есть общий подземный этаж, уходящий на 6 м ниже нулевой отметки здания.

Снаружи «Облако» обернуто белой эластичной тканью, которая хорошо пропускает свет.

В подземном уровне размещены преимущественно рабочие места исследователей – их предусмотрено 400, они занимают 3800 кв. м из 9000 кв. м здания и большей частью находятся под эдаким стеклянным колпаком – трехэтажным практически полностью остекленным корпусом (так решена проблема инсоляции). Еще ниже расположен служебный тоннель, пролегающий строго посередине корпуса. Трехэтажный стеклянный корпус задуман как сооружение не только утилитарное. По мысли Уильяма Олсопа, необычные архитектурные решения подчеркивают сложность и важность проводимых здесь исследований. А так как атмосфера в научном учреждении может существенно повлиять на результат работы, архитектор простимулировал мышление ученых, подняв над рабочим пространством на опорах залы для совещаний и семинаров. Эти помещения заключены в капсулы, напоминающие молекулу, клетку и другие объекты их исследований. По периметру на уровне второго и третьего этажей «объекты исследований» окружены переходами с ограждениями из цветного стекла, такого же, как на фасадах.

Стеклянные стены фасадов украсили панно художника-авангардиста Брюса МакЛина (Bruce McLean), более всего напоминающие известный психологический тест «пятна Роршаха». Напротив трехэтажного корпуса стоит второй, шестиэтажный, более узкий в плане параллелепипед, условно названный «Заводской стеной» за то, что в нем находится практически все сложное электромеханическое и электронное оборудование. Если трехэтажный исследовательский корпус насквозь прозрачен, чтобы все могли наблюдать, что происходит внутри, то шестиэтажный технический призван эффектно его оттенять – большая часть стен покрыта цинковыми панелями, отражающими свет. В темное время суток на отражающую часть «Заводской стены» из соседнего здания можно проецировать слайды, видео и другие изображения. Остеклен лишь уровень первого этажа, что позволяет подчеркнуть визуальную связь с красочным интерьером соседнего корпуса.

Стеклянные стены фасадов украсили панно художника-авангардиста Брюса МакЛина. Уильям Олсоп

Здесь же расположены главный вход, общедоступный кафетерий, а также внушительных размеров лекторий, рассчитанный на 400 мест, то есть способный вместить весь штат Blizard Building. Это помещение представляет собой амфитеатр, выдержанный в спокойной зеленой гамме. Интерьер не обошелся без вездесущих аллюзий на тему биологии и химии: под потолком и по периметру размещены плоские светильники в форме дисков, а над сценой – дисковидные панели, предназначенные для улучшения акустики, причем дизайнеры стремились и тем и другим предметам придать отчетливое сходство с эритроцитами. От главного входа в «Заводской стене» в исследовательский корпус ведет стеклянная галерея, соединяющая корпуса над землей на уровне второго этажа.

В едином обширном пространстве этого здания интерьерными доминантами являются четыре удерживаемых опорами капсулы, внутри которых находятся различные общественные помещения. Первая напоминает огромную оранжевую молекулу – в ней размещен Центр клетки общей площадью 195 кв. м. «Молекула» практически герметична, так как «атомы», из которых состоит ее поверхность, представляют собой повторяющуюся структуру, составленную из небольших геодезических куполов, отлитых из металлорганического композитного материала. Именно поэтому сверху из «Молекулы» поднимаются рукава воздуховодов. Второй объект носит условное название «Гриб». На его «шляпке» расположен открытый павильон, ярко-красный внутри и черно-белый снаружи, имеющий форму, приближенную к треугольнику (по вершинам углов есть проходы, через которые соединяются галереи второго уровня).

Ножкой «Гриба» служит винтовая лестница, напоминающая двойную спираль молекулы ДНК. Она обеспечивает доступ к лаборатории, находящейся внизу. Высота прочной балюстрады, окружающей павильон, меняется по его периметру, что позволяет спрятать отдельные части лаборатории от посторонних глаз. Кроме того, в «Грибе» устроена комната для проведения семинаров и совещаний, отделенная от кольцеобразного коридора непрозрачными перегородками-экранами. Расположенные в южном конце корпуса объекты, напоминающие облако и звезду, служат среднего размера аудиториями; они предназначены для проведения семинаров и рассчитаны примерно на три десятка студентов каждый. «Облако» состоит из ряда связанных между собой эллиптических колец, которые выполняют роль шпангоутов. Интерьер облицован изо гнутыми панелями из дуба, а снаружи конструкция обернута белой эластичной тканью, которая хорошо пропускает свет.

Кроме того, с торцов «Облака» расположено два эллиптических иллюминатора. «Звезда» представляет собой комбинацию выступающих деталей, удерживаемых на вантовых растяжках и снаружи обернутых огнеупорной эластичной тканью. Внутри оболочки находится площадка, расположенная на высоте второго уровня здания, – она укреплена на четырех опорах. Изнутри зал, заключенный в эту капсулу, устлан ковровым покрытием. Возможно, именно за эту сложную звездоподобную конструкцию Главный форум европейских архитекторов (Leading European Architects Forum) отметил новое здание колледжа в номинации «Лучшее использование современных технологий в крупномасштабных проектах». Вдобавок к инновационному дизайну, экстраординарным объектам, выдающемуся художественному оформлению и необычному освещению новый корпус колледжа примечателен своим цветовым решением.

Розовые и пурпурные оттенки преобладают в «связках» моста-галереи, в смелый оранжевый выкрашены стены при главном входе, насыщенно-красный ковер простирается через все галереи стеклянного корпуса, а глубокий зеленый цвет доминирует в интерьере лектория. Несмотря на то что все эти дизайнерские изыски, казалось бы, не совсем подходят для учебного, а тем более научно-исследовательского учреждения, руководство университета считает, что это «здание разрушает шаблонные представления о научной практике в Великобритании». В конце концов, исследовательские институты и медицинские школы по всему миру сейчас действительно соревнуются за право называться лучшей исследовательской командой, так почему бы одним из аргументов в этой интеллектуальной «гонке вооружений» не сделать архитектуру?

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал