Бизнес-центр Лангензипен

Бизнес-центр «Лангензипен»

объект: Бизнес-центр «Лангензипен»
расположение: г. Санкт-Петербург, Петроградский административный район, Дивенская ул., д. 1
заказчик: управляющая компания «Теорема»
архитектура: nps tchoban voss, Берлин, Германия; «Чобан и партнеры», Москва, Россия
конструкции: «Каркас +»
проектирование интерьеров вестибюлей и лифтовых холлов: Сергей Чобан
генеральный подрядчик: «Теорема»
каменный фасад: «Каменный остров»
монтаж инженерных систем: «Теорема»
вентиляция, кондиционирование: «Петроспект»
котельная, газовое оборудование: «Энергофорт»
сборка стеклянных фасадов: «Панорама»
изготовление стеклянных панелей с цифровой печатью: Okalux (Германия)
фото для стеклянных панелей: Кристиан Галь
поставка лифтов: «Интерсервис-Гарант»
проектирование: 2004–2005
строительство: 2005–2006 (примерно 20 месяцев)
площадь застройки, кв. м: 1152
общая офисная площадь, кв. м: 12 000 (в старом и новом зданиях)
этажность: 6 офисных и 2 жилых этажа
функциональное зонирование: банковские и офисные помещения, два жилых пентхауса
площадь офисных
этажей, кв. м: 850

Прежде всего, «Лангензипен» это не совсем новостройка. Железобетонный каркас промышленного цеха – возведенного в 1965 году бывшего завода «Знамя труда» положен в основу здания. Этот каркас использован для нового строительства, от него здание унаследовало структуру и высотность поэтажных членений. По мнению архитектора, сегодня никто бы так строить уже не стал, однако пришлось исходить из сложившейся ситуации. Задачей проектировщиков было создание нового облика здания, его перепрофилирование для современных, предусмотренных заказчиком функций и включение в существующий контекст, что подразумевало, в частности, соединение с находящимся в непосредственной близости  зданием из красного кирпича в псевдорусском стиле, построенным в 1896 г.

Переход между двумя столь разными постройками было решено сделать в виде нейтральной стеклянной пристройки-цезуры, сквозь которую пропущены панорамные лифты и которая становится коммуникационным ядром, объединяющим два здания в единый комплекс. Архитектор предпочел не менять форму уже имеющегося здания, не усложнять ее пристройками или выступами, а создать ей современную оболочку, обращаясь при этом к традиционному пониманию фасада с характерным для застройки этого района Петербурга вниманием к детали. Прежде всего, здесь выделяется традиционная иерархия фасадов: главный, обращенный к проспекту, – торжественный и изощренно декорированный, с величественно выступающим классическим эркером; его более скромная реплика – дворовый фасад; с ними контрастируют функциональный южный фасад-переход, соединяющий здание с соседним, но еще сильнее – торцовый фасад по Двинской улице, отделанный натуральным камнем, апеллирующий к теме глухих петербургских брандмауэров со случайно разбросанными узкими окнами-бойницами.

Бизнес-центр «Лангензипен». Архитектурное бюро «Чобан и партнеры»

Этот каменный фасад плавно перетекает в кровлю, создавая четкое обрамление для продольных стеклянных фасадов. Безусловно, основным притягательным элементом этого здания является его главный фасад. Как и здание в целом, он состоит из противоречий. Это – фасад-обманка, фасад-иллюзия. Он сконструирован из стеклянных панелей, созданных на основе новейших технологий, но при этом нанесенные на них мотивы уносят не в будущее, а в прошлое. Фасад стеклянный, но при этом – вовсе не прозрачный, как можно было бы ожидать; он пытается быть тем, чем на самом деле не является. За счет нанесенных на стекло фотографий лепного декора создается видимость объема, иллюзия фактурности и не присущей стеклу материальности. Эта иллюзорность дополнительно подчеркивается и «родными» свойствами стекла – его способностью отражать свет, ландшафт, окружение. Первоначально Сергей Чобан собирался воспроизвести на фасадах своего дома элементы декора петербургских фасадов, которые, по его мнению, чаще всего сами являются не более чем обманкой, декорацией. Однако затем решено было выбрать мотивы в Риме – городе, вдохновившем многих петербургских архитекторов и художников. Немецкий фотограф Кристиан Галь отснял римские фасады, фрагменты которых были перенесены в Германии фирмой «Окалюкс» на стеклянные панели, доставленные затем в Петербург и собранные местной фирмой «Панорама».

Однако не только использование европейских технологий отличает это здание. «Европейскость» заложена и в его характере. При всей своей иллюзорности и театральности «Лангензипен» воссоздает не только классическую трехчастную схему – с непременным цоколем, бельэтажем и аттиком, но и достаточно честно отражает изначальную концепцию функционального зонирования здания. Первый этаж выделяется большими окнами-витринами – расположенные за ними помещения планировались для кафе или магазинов; центральная часть со сгруппированными по три узкими окнами – зона офисов; а в двух верхних этажах с большими прямоугольными окнами изначально планировалось жилье. Подобная функциональная схема, разработанная архитектором и отразившаяся в членении фасадов, является скорее исключением для России, где преобладают крупные жилые или офисные комплексы, а также шопинг-моллы и гигантские торговые центры.

Вестибюль офисного центра. Фасадная тема продолжается в дизайне интерьера общественных зон

Однако именно такой тип функционального зонирования – с совмещением в одном здании жилых, офисных, а зачастую и гастрономических или торговых функций – распространенная практика в застройке центральной части Берлина. Согласно этому принципу застраивалась вся Фридрихштрассе, Ляйпцигер платц и другие участки в центре города. Эта многофункциональность в использовании каждого здания призвана была наполнить город жизнью, так как за счет магазинов и кафе на первых этажах, а также жилья наверху офисные здания не вымирают по окончании рабочего дня. Собственно, этой европейской традиции придерживался и Петербург начала ХХ века. Однако в процессе строительства «Лангензипен» первоначальная схема претерпела изменения. Теперь на первом этаже разместится отделение банка по работе с клиентами, в следующих трех этажах расположатся офисные помещения банка, в двух верхних этажах – офисы, предназначенные для аренды, а жилые пентхаусы – в надстройке на крыше. В объединенном с новостройкой старинном здании на первых этажах будет располагаться ресторан, выше – офисные помещения. Инвестор и девелопер комплекса – управляющая компания «Теорема», специализирующаяся на строительстве бизнес-комплексов высшего класса, – сделал в данном случае ставку не только на удачное расположение бизнес-центра – с прекрасным транспортным сообщением, сложившейся инфраструктурой, близостью к культурным достопримечательностям и важным общественным точкам города, – но и на столь распространенное в Европе понятие «адреса», непременной чертой которого является индивидуальный, запоминающийся облик здания. Безусловно, такое решение стоило определенных затрат. Однако уже сегодня, когда здание еще не полностью сдано в эксплуатацию, подписаны договоры аренды на 55% его площадей.

Комментарий архитектора Сергей Чобан

■ Для Петербурга и, в частности, для Петроградской стороны очень характерен контраст между «лицевой» и «нелицевой» сторонами зданий. Я всегда выделяю здесь три составляющие. Прежде всего, это парадный, часто перегруженный декором уличный фасад и контрастирующие с ним безыскусные дворовый и боковой фасады. Затем знаменитые петербургские брандмауэры, воспетые в графике Добужинского или в иллюстрациях Шмаринова к Достоевскому. И, наконец, третий компонент – это навесные лифты. Эти металлические каркасы-пристройки появились в начале XX века при модернизации жилого фонда. В Европе они часто выглядит уродливо, а в Петербурге – наоборот. Меня с детства восхищала «колоннада» лифтов в одном из домов на Пушкинской улице.

И все три эти элемента присутствуют в доме на Каменоостровском. Есть стеклянный западный фасад с рамой из черного металла и панорамными лифтами. За счет него создается переход между кирпичной старой постройкой и новым зданием. Есть безусловно честный, очень материальный, напоминающий брандмауэр боковой фасад. Хотя он сделан из натурального камня, за счет того, что блоки точно пригнаны друг к другу, он выглядит как гладкая, монолитная стена. И, наконец, главный фасад «Лангензипен» – нарочито декоративный, торжественный, но при этом откровенно «приклеенный» к зданию. Эта «приклеенность» подчеркивается тем, что металлические элементы крепления не совпадают с изобразительными мотивами. По сути, это такая же богато декорированная кулиса, как и исторические парадные фасады Санкт-Петербурга. Эта архитектурная традиция делает город интересным и обаятельным.

И мне хотелось продолжить эту традицию, но на современном уровне. Мне всегда интересно наблюдать спонтанно возникающие решения в пределах определенного направления. И новое здание «Лангензипен» умышленно обыгрывает спонтанность контраста, противопоставления частей единого целого. Боковой фасад – простой и «честный», а два продольных – жеманные и иллюзорные. Они выполнены из стекла, но имитируют лепнину, они создают ощущение глубины и объема, но на самом деле плоские. Собственно, по этому принципу выполнены фасады большинства петербургских зданий: их единственная функция – создать эффектную кулису, обрамляющую пространство улиц и площадей.

Схема проезда: Бизнес-центр Лангензипен:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

один − 1 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>