Биологический музей Фрэнка Гери

Биологический музей Фрэнка Гери

Восьмидесятипятилетие американского архитектора Фрэнка Гери ознаменовалось открытием здания частного музея Бернара Арно, Фонда торговой марки «Луи Виттон», а также обширной ретроспективы работ мастера в Музее современного искусств — Центре Жоржа Помпиду. Но кроме того, в октябре 2014 года в Панама-сити открылась первая очередь Биомузея — Biomuseo.

Супруга зодчего по происхождению панамка, а потому архитектор объявил, что его первый проект в Латинской Америке — дар панамскому народу. Гери признавался: «Этот проект для меня очень личный. Я чувствую тесную связь с народом Панамы и твердо верю, что мы должны пытаться сохранять все разнообразие жизни, которое находится под угрозой во всем мире».

Внешний облик музея напоминает и знаменитый «Эль Гуг» (в связи с «эффектом Бильбао» определилось еще одно целевое назначение Биомузея: сделать это место столь же привлекательным для мирового туризма и таким образом способствовать экономическому расцвету региона), и Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе.

Биологический музей Фрэнка Гери

Однако «развевающиеся», словно на ветру, поверхности блоков здания на этот раз Гери сделал разноцветными, яркими, как бы демонстрируя многообразие тропического мира Панамы — страны, которая в сознании американцев в географическом и геологическом плане представляет мост между Северной и Южной Америками. Собственно музей (его площадь составляет 4100 квадратных метра) и выстроен на территории бывшей военной базы рядом с мостом Двух Америк — автодорожным неразводным мостом над акваторией пересечения Тихого океана с Панамским каналом, соединяющим два материка. Окна музея, возведенного, по сути, на дамбе, позволяют его посетителям любоваться панорамными видами Панамского перешейка и навигацией океанских судов, а пассажиры проплывающих лайнеров могут удивляться странным нагромождениям конструкций, по форме схожих с неубранной кучей мусора (и это напоминание о необходимости экологической заботы о нашей планете, об охране окружающей среды — еще одна задача музея), однако ярко и весело разместившимся на берегу.

Макет Биомузея

Есть и еще одно явное отличие от предыдущих знаковых построек Гери: здесь нет скругленных линий, на манер рондокубизма. Напротив, острые грани веселых ярких панелей, их ровные сгибы скорее напоминают кубизм аналитический. Проект музея разрабатывался компанией «Гери технолоджис» В сотрудничестве с корпорацией «Аутодеск», крупнейшим в мире поставщиком программного обеспечения для промышленного и гражданского строительства, машиностроения, рынка средств информации и развлечений. Инженеры именно этой компании разрабатывали технологические параметры стальных конструкций и несущих балок.

Идея строительства у правительства Панамы родилась еще в 1999 году, после того как страна официально получила контроль над Панамским каналом. Первоначально предполагалось соорудить гигантский аквариум. Ныне в рамках развития музея планируется устройство двух больших аквариумов для представителей морских глубин региона, бассейна Карибского моря и Тихого океана. Строительство Биомузея (он имеет еще одно официальное наименование: Музей биоразнообразия: Мост жизни в Панаме) началось за десять лет до его открытия с запланированным правительственным бюджетом в 60 миллионов долларов. Однако для его завершения потребовались дополнительные вклады 100 частных инвесторов. Одним из кураторов музея стал Фонд «Амадор».

В интерьере Гери спланировал восемь галерей для интерактивных диорам, самая масштабная из них — «Панамарама» — состоит из идущих по всем поверхностям стен масштабных дисплеев. Изображения «транслируются» и на потолке. Так зритель оказывается полностью погруженным в атмосферу тропического леса с его богатейшими флорой и фауной. Разнообразными выставками музея оказывается представленным и геологический феномен Панамского перешейка, три миллиона лет назад соединившего дрейфующие континенты. Экспозиции разрабатывались Брюсом May в сотрудничестве со Смитсоновским институтом тропических исследований (именно это учреждение стало спонсором научного контента Биомузея) и университетом Панамы.

В центральной части здания Гери устроил соединяющий два крыла музея открытый четырехугольный атриум, покрыв его цветными жестяными панелями, которые укрепил на тонких бетонных стойках разной высоты под разными углами с диагональными балками на манер зонтичных спиц. Их расположение учитывает и розу ветров, и дождевые потоки, и направление горячих солнечных лучей, защищая помещение, как скатные крыши окрестных домов. Более массивные бетонные прямоугольные столпы фиксируют углы и высятся над входами в отходящие от атриума помещения.

Жестяные панели разного масштаба асимметрично складываются Гери, словно бумажные листки «по линеечке», правда, — по линеечкам разнонаправленным, как в оригами. Их яркая покраска основными цветами напоминает просвещенным зрителям полотна наших отечественных авангардистов — Василия Кандинского и Казимира Малевича. Внутренняя поверхность под металлическими листами и некоторые фрагменты кровли кажутся гофрированными. Игра разнообразных фактур поверхностей, их цвета и формы превращают здание в подлинно визуальный аттракцион.

Вокруг атриума сосредоточены магазины, кафе и, кроме постоянных экспозиций в «крыльях», — пространства для временных выставок. Именно с уровня атриума, который на этаж приподнят над поверхностью земли, и открываются самые впечатляющие виды на окрестности.

Здание окружает ботанический сад, на территории которого также проходят временные выставки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

16 − тринадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>