Бетон и железобетон в индустриальном строительстве

Бетон и железобетон в индустриальном строительстве

В начале XX в., после первой мировой войны, самой острой проблемой, которую предстояло решать архитектуре, было создание массового жилища. Существенно возрос спрос на жилье. Однако строительные материалы стоили дорого, квалификация рабочих была сравнительно низкой. В связи с этим появилось много экспериментальных материалов и новых методов строительства. Архитекторы должны были решить новую проблему, поставленную жизнью и развитием общества. Надо было выразить и профессиональное отношение к использованию в архитектуре методов машинного производства стандартных элементов. Шли поиски наиболее дешевого материала для массового индустриального строительства. Им стал железобетон. Он был дешевле металла и естественного камня и сравнительно прост в изготовлении.

Архитектурное творчество направляется на использование железобетонных конструкций для массового жилища.

На новый принципиальный уровень эту проблему поставил Ле Корбюзье. Он постоянно стремился к демократизации архитектуры. Целью его поисков был комфорт для простого человека, улучшение условий его жизни и деятельности. Средством для достижения этого служила новая техника в строительном производстве в соединении с пластическими и конструктивными возможностями нового строительного материала — железобетона.

Традиционная несущая стена допускала освещение интерьера главным образом через окна. Это предопределяло планировку зданий. Железобетонный каркас в постройках Ле Корбюзье позволил в большой степени исключить стену, устроить оконные проемы любой формы. Возведение внутреннего несущего каркаса из бетона позволило заменить стены легкими перегородками.

Характер новых архитектурных сооружений этого периода стал прост и лаконичен, в отличие от сложных монументальных зданий прошлого. Отрабатывались типы конструктивных приемов, которые могли быть универсальны при сооружении зданий разного назначения. Настала пора активной разработки стандартов. Она началась с применением в строительстве металла, постепенно все больше сказывалась на освоении железобетона.

В 1923 г. Ле Корбюзье сформулировал революционную для того времени и на многие годы вперед идею о связи серийного домостроения, строительных материалов с развитием архитектуры. Он говорил о том, что «…Тяжелая индустрия должна заняться разработкой и массовым производством типовых элементов дома. Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения, утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства…» и далее: «Железо и цемент за какие-нибудь пятьдесят лет привели нас к достижениям, свидетельствующим об огромной строительной мощи и о полном пересмотре прежнего архитектурного кодекса». В те годы рождались и утверждались те принципы, материалом для реализации которых становился железобетон.

В 1927 г. в Штутгарте под руководством Мис ван дер Роэ была устроена выставка «Современное жилище». Она имела большое значение для определения отношения к проблеме массового жилища со стороны крупнейших архитекторов того времени. На выставке были продемонстрированы основные прогрессивные идеи применительно к застройке выделенного для этой цели жилого квартала.

Генеральный план застройки был выполнен Мис ван дер Роэ как генеральным проектировщиком выставки, а другие участники предложили свои варианты планировки жилых ячеек. В этой выставке участвовали известный немецкий архитектор П. Беренс, Ле Корбюзье вместе с П. Жаннере, В. Гропиус, П. Ауд и другие. Все они представили свои соображения по вопросам новой архитектуры, в частности В. Гропиус показал тогда первый дом из сборных элементов.

Работа над проектированием жилого квартала по теме выставки выявила основные направления развития новой архитектуры. Создавались решения, из которых позднее родилась идея унификации строительных элементов как основы планировочных приемов, присущих массовому индустриальному строительству.

Массовое строительство

Идея массового жилища захватила умы ведущих архитекторов. В. Гропиус писал о необходимости подготовки архитекторов к взаимодействию со строительной промышленностью и активному участию в разработке и проектировании всех элементов строительства. Он подчеркивал необходимость научиться делать прекрасные сооружения из промышленной продукции и важность непосредственного участия архитектора в индустриальном строительном производстве.

В. Гропиус осуществил в своих проектах опыт стандартизации, создав образец постройки типового дома для массового применения. Она была рассчитана на короткий срок строительства и предполагала сборку сухим способом из заранее изготовленных деталей.

Наиболее интересными экспонатами выставки были признаны три дома Ле Корбюзье. Один одиночный и два спаренных. Это были прообразы многоэтажного дома. Их конструкции развивали метод использования железобетонного каркаса. Основу домов составляли железобетонные и стальные колонны. В одном из четырехэтажных домов круглые колонны нижнего этажа становились квадратными в верхних этажах, где они несли балки и блоки стен из легкого бетона. Стены нижнего этажа были железобетонными.

Экспонаты Штутгартской выставки обнаружили большой интерес прогрессивных архитекторов мира к вопросам массового жилищного строительства. Идея перехода к сборному строительству обсуждалась и теоретически обосновывалась.

Отмечалась необходимость машинного производства строительных деталей, что смогло бы обеспечить однородность качества строительной продукции для широкого потребления.

В. Гропиус писал об индустрии жилища, об изготовлении методом массового производства готовых жилищ, которые будут не возводиться на строительной площадке, а изготавливаться на специальных предприятиях в виде составных частей или комплектов, подлежащих сборке. Кроме того, он подчеркивал, что для такого строительства необходима мощная финансовая база и в условиях частного предпринимательства такой метод не может быть осуществлен. Он отмечал также, что стандартизация частей не ограничивает многообразия индивидуального выбора, а повторение отдельных частей и идентичных материалов будет иметь ритмичное и успокаивающее воздействие.

Практика последующих лет подтвердила, что новое социальное направление в архитектуре, связанное с массовым жилищным и гражданским строительством, характерно для социалистического общества. Об этом свидетельствует опыт нашей страны.

Уже на ранних этапах становления отечественной архитектуры разрабатываются решения наиболее рациональных схем массового жилья. Учитывается его выразительность с градостроительной точки зрения. В этом плане представляет интерес проект параболического дома архит. А. В. Бунина.

Одним из значительных, осуществленных по новым принципам проектов жилых домов был выстроенный в 1928—1930 гг. по проекту архитекторов М. Гинзбурга и И. Милиниса дом на б. Новинском бульваре в Москве. Конструктивную основу составлял железобетонный каркас. Преимущественно ленточные окна и четкие горизонтальные членения стен характерны для архитектуры дома. Глухие торцевые фасады с выразительной пластикой балконов, типичной для монолитного бетона, подчеркивали использование в этом здании нового по тем временам материала в новой художественной форме.

Железобетон как новый материал активно включается советскими архитекторами в арсенал средств решения проблемы массового жилища. В 1937 г. на Первом всесоюзном съезде советских архитекторов говорилось, что советские архитекторы должны быть проводниками передовой индустриальной техники во всех звеньях строительства. Подчеркивалось, что для улучшения качества массового жилищного строительства в СССР необходимо все его перевести на типовые проекты и стандарты. Союз архитекторов считал важнейшей задачей архитекторов всемерно содействовать индустриализации жилищного строительства.

Решение проблем массового жилищного строительства в нашей стране сопровождалось совершенствованием технологии производства железобетона как материала, за годы становления и развития советской архитектуры ставшего основным в индустриальном строительстве. Применение бетона и железобетона у нас было неразрывно связано с развитием индустриальных методов, посредством которых осуществляется полносборное строительство. Простота и экономичность определяли подход к конструированию и отделке зданий из бетона и железобетона. Всестороннее изучение декоративных качеств бетона и железобетона происходило наряду с освоением крупносборного строительства.

Первые крупноблочные здания, выстроенные в Москве в 1927 г., имели готовую офактуренную поверхность стеновых элементов. Это был первый шаг к изготовлению железобетонных изделий с полной заводской отделкой. Для выявления декоративных свойств железобетонных элементов наружных стен использовались разные виды шероховатых фактур, рельефы, а также способы отделки, скопированные с тех, что применялись для естественного камня. Такие дома можно видеть в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове.

Объем капитального строительства из бетона и железобетона постоянно возрастает и почти половина его приходится на крупнопанельное домостроение.

Массовое строительство из продукции индустриального производства ведется повсеместно. Однако до сих пор еще трудно всесторонне оценить его значение. Критерий оценки подобного рода архитектуры отрабатывается. От выразительности рядовых железобетонных изделий зависит не только художественное качество отдельных зданий, но и те признаки, которые они приобретают в комплексах.

Удачно найденный для одного дома архитектурный прием не определяет достоинств застройки группы таких домов. Типовая жилая ячейка с однообразной конструктивной структурой предназначена для определенного функционального процесса. Это создает особые сложности в решении композиции больших комплексов.

Выходом из этого положения может стать более широкое использование тех эстетических свойств, которые присущи железобетону — преобладающему строительному материалу. Он имеет однородность технологии приготовления изделий в соединении с разнообразием возможных конструкций и декоративных свойств поверхности.

На ранних стадиях производства стандартной продукции для массового жилья основным архитектурным средством становится художественная обработка железобетонных панелей. При любых технологических способах производства опробованы разные виды шероховатых фактур. Рядом вариантов представлены разнотипные рельефы геометрического характера. Имеется опыт в нанесении декоративных слоев из каменной и стеклянной крошки, мелких керамических плиток, цветного песка и пр.

Эти виды отделок основаны на свойствах бетона принимать в пластичном состоянии форму фигурной матрицы или удерживать ту или иную облицовку. В практике заводского изготовления крупных панелей есть попытки изменения состава компонентов бетонной смеси для увеличения декоративности готовой поверхности. Были испытаны варианты механической отделки затвердевшей поверхности для удаления цементной пленки или машинной нарезки линейного рельефа.

Новые формы

Эти способы довольно многочисленны. Однако они не используются архитекторами в полной мере. Имеющийся опыт позволяет обеспечить осуществление разнообразных вариантов архитектурных решений на основе декорирования плоскостей, составляющих фасады зданий и сооружений.

Больше всего распространена обработка с помощью присыпок незатвердевшего бетона или обнажения структуры бетонной смеси. К фактурам аналогичного типа относятся и разновидности мелких рельефов в виде борозд, полученных поверхностной обработкой еще не совсем застывшей бетонной массы или при формовании на рельефных матрицах. Такая отделка повышает декоративную выразительность стенового материала без учета особенностей зрительного восприятия единичной формы или группы одинаковых форм.

Контрастная фактурная обработка некоторых панелей или их участков позволяет избавиться от однообразия нерасчлененных типовых прямоугольных объемов. Такой способ при тех же геометрических параметрах объемов зрительно членит их. Одинаковая степень шероховатости при контрастном цвете фактур равносильна введению цвета в решение объемов, но более долговечна и органична, поскольку принадлежит самому конструктивному материалу. Таким образом, возникла отделка контрастными или нюансными сочетаниями фактур, напоминающими шахматную доску, из декоративного щебня по поверхности панелей одной конструкции. Этот тип фактурной обработки представляет интерес как средство художественной отделки панелей.

По существу, новым приемом, связанным с художественной выразительностью современных жилых зданий, стала поверхностная обработка глухих панелей, отличающаяся от рядовых, имеющих проемы. Глухие панели встречаются не только в торцах зданий, но и в цоколях, деталях ограждений балконов и лоджий и панелях входных частей зданий. Отделка поверхности таких элементов определяет впечатление от объема в целом.

"Хабитат" (Монреаль, Канада)

Цветные фактуры, их сочетание, рельефы плоскостного типа могут использоваться для введения нового масштаба в сооружение вне зависимости от соотношений его конструктивных членений. Такие виды отделки обогащают упрощенные объемно-пространственные решения.

Одним из удачных решений ансамбля, соединивших плоскостные приемы отделки соседних зданий в единое архитектурное целое, является район Мустамяе в Таллине. Еще в начале 60-х годов, архитекторы применяли цветную фактуру на торцевых панелях домов, выходящих в сторону транспортной магистрали, и получили при этом яркие композиционные пятна, контрастно оттеняющие светло-серую фактуру рядовых панелей.

Более активный прием был использован через несколько лет при застройке района Жирмунай в Вильнюсе. Он был основан на выделении рельефными панелями лестничных клеток в девятиэтажных домах. Простой, глубокий, крупномасштабный рельеф подчинил себе монотонную тему мелкоклеточного построения многоквартирного дома. Бетонные рельефные решетки, объединяя балконы соседних секций, укрупнили метрический строй прямоугольных объемов, придали им композиционную напряженность. Рельефная плоскость, введенная в объемы, придала им новое пластическое качество.

Дальнейшим развитием этого композиционного приема является использование плоских железобетонных решеток в застройке новых кварталов района Лаздинай в Вильнюсе. На первых зданиях такие решетки равномерно декорировали отдельные объемы. В новом районе застройки последующих лет они расположены на зданиях с неравномерным смещением. Это придает динамичную направленность группе зданий. Архитекторами здесь осваиваются приемы, связанные с особой выразительностью ансамблей значительной протяженности, выстроенных из деталей заводского изготовления. Каждый дом со своими деталями становится частью художественной композиции из группы домов, составляющих единый ансамбль. Найден особый прием решения совокупности объектов массового индустриального строительства из железобетона.

Средствами фактурной обработки поверхности можно изменить зрительное впечатление от реально существующей архитектурной формы. Не только рельефом, но и другими, более элементарными способами фактурной обработки можно придать статичной форме определенную динамичность. Контуры объема могут быть подчеркнуты контрастной по отношению к рядовым панелям фактурной обработкой граней пересекающихся плоскостей.

Впечатление от объема часто ассоциируется с понятием «легкий» и «тяжелый». Эти представления могут быть усилены сочетанием разных фактур панелей, составляющих сооружение. Например, более грубая фактура панелей в верхних этажах усилит впечатление тяжести всего объема. Грубая же фактура нижних плоскостей такого же объема подчеркивает привычную последовательность перехода от тяжелого к легкому. Контрастная фактурная обработка элементов цоколя, лестничных клеток, балконных ограждений выделяет их в общем архитектурном решении по принципам, сложившимся в традиционной архитектуре из камня и кирпича.

Пластичность бетона при формовании позволяет использовать традиции национального орнамента в обработке поверхности элементов индустриального массового строительства. Типичные плоскостные узоры переходят в новый материал, в другие соразмерности, в новый пластический декор. Особенно ярко это проявилось в строительстве современных жилых зданий Алма-Аты, Ташкента и других южных городов. Здесь плоскостной декор был издавна спутником архитектуры. Плоский рельеф и фактурная обработка, являясь продолжением национальных традиций, позволяют придать индивидуальный оттенок изделиям массового индустриального строительства.

Эксперименты, выявляющие декоративные особенности поверхности железобетонных изделий, развиваются, распространяясь от приемов, связанных с отдельным домом, до способов повышения выразительности комплексов.

Новая эстетика объемно-пространственных групп жилых образований создается путем комбинаций стандартных элементов при варьировании декоративной отделки их поверхности.

Как правило, вопрос эстетической выразительности конструктивного материала сложен. Это особенно важно при массовом производстве железобетонных изделий. Происходит совершенствование самих конструкций. Уменьшаются размеры сечений, повышаются нагрузки, ими воспринимаемые. Разрабатываются элементы с такими параметрами, которые позволяют более универсально использовать их для сооружений разных назначений. Одновременно решается вопрос получения максимальной декоративной выразительности рисунка и поверхностной обработки строительных деталей. Кроме того, необходимо добиться наибольшего числа пластических вариаций для образования форм объемов при наименьшем количестве исходных элементов.

Экономика требует, чтобы строительство велось из ограниченного сортамента изделий. Массовое производство может иметь невысокую стоимость и приемлемую трудоемкость изготовления стандартных изделий при ограниченном числе типоразмеров. Однако создание разнообразных выразительных по пластике форм зданий из ограниченного набора стандартных изделий — задача чрезвычайно трудная.

Другим весьма прогрессивным-по идее опытом создания открытых пространственных систем из стандартных бетонных элементов для жилища был экспонат Всемирной выставки 1967 г. в Монреале. Композиция, получившая название «Хабитат», была выстроена по проекту канадского архитектора М. Сафди. Объем составлялся из стандартных однотипных по форме объемных элементов, сгруппированных в виде живописной и сложной открытой пространственной структуры. Каждый из элементов был одновременно и жилой ячейкой, и опорой для террасы стоящего выше блока.

Кусты блоков соединялись между собой галереями. В результате образовалась нестандартная объемная форма, в которой каждая единица имела некую внутреннюю автономию. Поворот каждого единичного объема изолировал его от соседних. В этом сооружении стандартные бетонные блоки сочетались таким образом, что в различных пространственных разворотах они выглядели по-разному. Такой прием архитектурной композиции не связан с традиционным вертикальным и горизонтальным расчленением объема.

К недостаткам этого сооружения относят необходимость индивидуальной корректировки каждой ячейки» Несмотря на это, опыт ценен проверкой принципа получения неординарной композиции из простейших элементов.

Принципы создания живописных пространственных систем из однотипных объемных элементов были разработаны К. Малевичем. Это проекты супрематических архитектурных композиций, относящиеся к 1917—1923 гг. Разнообъемные простейшие параллелепипеды составлялись им в динамические комбинации. Взаиморасположение этих форм, их повороты под прямым углом, а также контрасты их размеров были главным средством получения новых пространственных построений.

Выразительность, основанная на динамической направленности сочетаний элементарных фигур, — принципиально новый прием построения объемной композиции. Он открывает путь перехода на новую ступень художественного творчества, имеющего в основе бесконечные структурные комбинации простейших объемных форм.

Отличительным признаком развития современной архитектуры является то, что она создается на базе высокого качества и большого количества строительных изделий при невиданных темпах строительства. При этом бетон и железобетон наиболее широко используемые материалы. Их преимущество состоит в том, что пластические свойства бетонной массы одновременно проявляются и в форме конструкций, в своеобразной декоративности поверхности и в организации новых структурных построений.

Художественная выразительность объема складывается при соединении идеально точно изготовленных стандартных элементов свободной пластической формы, специфичной для бетона. Их повторяемость дает качественно новую характеристику эстетическому своеобразию современной архитектуры.

В ансамбле Новый Кретей в Париже можно видеть, что вносит усложнение типового железобетонного элемента в выявление объемной формы. Балконы из тонких криволинейных железобетонных скорлуп придают динамичную скульптурность зданию. Форма балконов похожа на корму парохода. Их скульптурная пластика сочетается с относительной конструктивной тонкостью. Это явно видно в местах соединения элементов, образующих балконное ограждение. Оно переходит в относительно узкий похожий на стебель импост, от которого отходят скорлупы. Форма скорлуп приобретает новое качество при множественном повторении в группе зданий.

Новый Кретей в Париже

Новый Кретей в Париже

Их скульптурные массивы подобны фантастическим кораблям. Сходство это усиливается скруглением контура плоских кровель. Интересно введение в эту пространственную композицию здания с меньшим числом этажей, но с такими же балконными элементами. Законченность ансамблю придает рельеф местности, который оставлен в первозданном состоянии. Зеленые газоны, подходящие к домам, органично переходят в архитектурный объем.

Границу этой своеобразной по архитектуре группы образует протяженный криволинейный фронт восьмиэтажного жилого блока с метрическими рядами железобетонных перегородок между лоджиями. Железобетонные элементы этого блока не повторяют по рисунку те, что в отдельно стоящих домах. Однако есть в них общее. Оно состоит в особенностях пластики бетонных конструкций. Если в точечных домах присутствует сложная скульптурность форм, то в протяженном корпусе рисунок бетонных деталей проще и курватура самого корпуса компенсирует его пластическую выразительность.

Стержневой бетонный элемент, на который нанизаны балконные оболочки, раскрыт вверх. Плоская бетонная стенка — контрфорс зрительно подхватывает вертикаль межквартирных перегородок и служит опорой глухого ленточного ограждения второго и третьего этажей и расширяется книзу. Этим подчеркиваются два тектонических приема, используемых в зависимости от роли здания в композиции ансамбля.

Поверхность бетона в лепестковых балконах — гладкая. Их форма очень выразительна. В протяженном жилом корпусе (рис. 50) выявлена шероховатая фактура плоских бетонных элементов. Усложненная конструктивная форма не нуждается в особой выразительности фактурной обработки. Плоская поверхность, напротив, ею обогащается. Возникает некоторая мера во взаимоотношении степени сложности формы железобетонного элемента и степени декорирования его поверхности, которая достигается вскрытием структуры конструктивного материала, фактурная обработка элемента более сложной формы уже не имеет того значения, которое порой определяет художественные качества плоских панелей.

Артбетон

В последние десятилетия возникло новое направление, связанное с использованием эстетических свойств бетона для массового индустриального строительства. Оно наиболее четко проявилось и сформировалось в США и Франции под названием «артбетон». Смысл его заключается в том, что прорисовка форм стеновых элементов или прочих открытых конструктивных деталей из бетона и их фактурная обработка выполняются с особой тщательностью.

Артбетон

Материал, имеющий в основе технологию приготовления обычного бетона, приобретая отточенность формы и выразительность ее поверхности, становится артистичным и представляет самостоятельную художественную ценность. Номенклатура не должна при этом превышать десяти типоразмеров. В противном случае фирма-изготовитель не берется за поставку строительных деталей из железобетона.

Артбетон утверждает преимущества заводского производства железобетонных изделий для массового индустриального строительства. Изготовление элементов любой формы не составляет особых трудностей. Технология производства перестала быть тем препятствием, которым она была на ранних этапах развития заводского домостроения.

Диапазон художественных признаков артбетона включает форму, цвет и фактурную обработку элементов. Эти признаки закладываются при изготовлении строительных элементов. Устанавливаются параметры составляющих артбетона. В первую очередь выбирается цемент — белый или серый. Учитывается другой, важный по воздействию на декоративность поверхности компонент — инертный материал в виде мелкого гравия, мраморной, гранитной, известняковой крошки или каких-либо иных пород с разной крупностью зерен.

Виды отделок поверхностей изделий из артбетона разнообразны: здесь и покрытия из мелкой керамики разных цветов, из стекломозаики, фактуры гладкие или с отпечатками текстуры, имеющейся . на поверхности форм. Технология получения фактур включает отмывку водой с легким обнажением заполнителя, протравление кислотой, пескоструйную обработку, шлифовку или о.т-чистку металлическими щетками.

Однако не только отделка определяет художественное качество артбетона, но и то, что элементы можно собирать в разных вариантах.

Выбор формы элемента для зданий массового индустриального изготовления в артбетоне определяется s зависимости от характера общего конструктивного и художественного решения и назначения в нем отдельных элементов. Условия эксплуатации зданий, атмосферные воздействия также учитываются при выборе формы элементов. Принимается вариант, наилучшим образом приспособленный к удалению с него возможных загрязнений. Предусматривается поведение поверхности формы в процессе естественного старения железобетона, поэтому особенностью творческой работы с артбетоном становится непременное сотрудничество архитектора с технологом и инженером. Этим обеспечивается условие, чтобы форма отдельных элементов и всего сооружения, собранного из них, удовлетворяла одновременно художественным, техническим и экономическим требованиям.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что на ближайшую перспективу артбетон станет тем средством создания выразительности новой архитектуры, которое соединит в себе достижения техники, наилучший экономический и художественный эффект. В таком соединении могут гармонично сочетаться те достоинства архитектуры, которые до сих пор считались несовместимыми даже в лучших произведениях зодчества.

Во Франции с использованием артбетона выстроено значительное число комплексов, отдельных зданий и сооружений. Среди них центр социального обеспечения и административный центр в Гренобле, новый аэропорт де Фре в Орли, аэропорт Руасси, район Новый Кретей, районное отделение социального обеспечения в Лиможе, коммерческий центр «Талломонт» в Мэнвиллье, автостоянка на площади Девы в Руане и ряд других.

Особый интерес представляет застройка района Сант-Женевьев-де-Буа жилыми зданиями. В конструктивную основу их заложена система из железобетонных элементов, которая может быть вписана в любой генеральный план, каждый раз становясь по-новому живописной. Застройка района составляет часть многолетней программы массового полносборного жилищного строительства из четырех типов жилых домов.

Особо была продумана проектировщиками группировка зданий. Она рассчитана на создание разнообразных пространственных перспектив, раскрывающих свободные благоустроенные участки.

квартирами. В этой комбинации использованы секции двух типов: линейная и крестообразная. Они позволили получить разные планировочные решения застройки и варианты объемно-пространственных построений. Из секций этих типов могут быть скомбинированы крестообразные в плане, многосекционные линейные и башенные композиции.

Архитектурное решение, выполненное с ограниченным числом элементов, в целом получило художественно активную выразительность, сочетающую рельефную пластику бетонных форм с четким геометризмом объемов. Набор, образовавший фасады, состоял из пяти элементов. Все элементы были соразмерены в зависимости от планировочного замысла. Здания, выполненные из литых бетонных элементов на основе белого цемента, представляют собой сочетание крупных рельефных форм со смягченными закругленными и геометрически более строгих с обычными прямоугольными гранями. В целом архитектура района Сант-Женевьев-де-Буа в «Гнездовье цапель» приобрела особую выразительность благодаря пластике бетонных форм. Этот пример убедительно показывает, что для массового индустриального строительства из бетона необязательно серое однообразие. Положительный результат дали поиски комбинационных сочетаний одинаковых элементов. Отформованные заранее фасадные элементы могут придать архитектуре из индустриальных деталей неповторимую прелесть и привлекательность.

Пластические принципы организации объемно-пространственных форм на основе артбетона демонстрирует также комплекс административного центра имени Виктора Гюго района Пантэн в Париже. В этом комплексе линейные контуры прямоугольных поверхностей составляют главную художественную тему. Имеется два варианта решения прямоугольных эркеров—сдвоенный и одинарный. Контур проема и гладкое поле стены из натурального бетона составляют основу сложной метрической композиции фасадных поверхностей объемной формы. Активными средствами этой композиции является шаг выступающих эркеров и тонких вертикальных бетонных импостов.

Патина, которой покрывается поверхность натурального бетона в естественных условиях, смягчает некоторую сухость геометризма форм. Особенность бетона как строительного материала в этом объекте заключается в разнообразии сочетаний плоскостных элементов.

Артбетон является результатом соединения совершенной технологии производства с пластическими свойствами исходного материала — бетонной массы. Поиск решения выразительных форм идет по пути, подсказанному конструктивными ритмами. В этом отличие от традиционного использования пластических свойств бетона. Структурность и пластичность, повторяемость при индивидуальной выразительности единицы—основные черты артбетона, ценные для реализации новых композиционных закономерностей массового индустриального строительства.

Грандиозные объемы массового индустриального строительства из бетона и железобетона выдвигают новые художественные задачи. Декоративно-художественная оценка архитектуры в этом случае строится не столько на достоинствах отдельного здания, сколько на их совокупности. Уже не отдельный типовой элемент, а в целом дом становится той первичной композиционной единицей, из которой возникает новый масштаб объемно-пространственного решения.

Однако при новых масштабах строительства чистота каждого составляющего элемента, которым в этом случае становится дом целиком, приобретает особое значение. С него начинается и им кончается целостное восприятие всего ансамбля. Архитектурная проработка железобетонных крупнопанельных зданий важна с нескольких позиций. Наиболее существенные из них — соразмерность деталей, непосредственно воспринимаемых зрителем с его индивидуальным, человеческим масштабом, и соразмерность объема в целом с градостроительным масштабом.

Размеры крупных элементов в свою очередь определяются параметрами, связанными с оптимальной грузоподъемностью машин и механизмов завода-изго-товителя, условиями монтажа, функциональным назначением изготовляемой формы. Современные технологические возможности производства стимулируют создание крупноразмерных строительных элементов, необычных с точки зрения привычных масштабных соразмерностей архитектурных деталей и целого. Возникающий психологический разрыв должен быть учтен и компенсирован архитектором.

Технология строительного производства и способов изготовления конструкций из бетона и железобетона постоянно совершенствуется и развивается. Это особенно видно на сооружениях, относящихся к массовому индустриальному строительству. Однако композиционные возможности в этом случае сравнительно ограничены. В противовес этому в индивидуальных объектах складывается ряд различных оригинальных приемов возведения зданий, которые могут быть использованы как средство выявления художественных особенностей архитектуры массового назначения.

Учет и неучет особенностей железобетонных элементов, определяемый условиями их изготовления, может содействовать или тормозить воплощение эстетических принципов современной архитектуры. Достаточно ясно то, что каждый из способов заводского изготовления форм имеет свои «разрешающие возможности» для выявления их специфических художественных признаков. Это в свою очередь определяет достоинства конкретных архитектурных сооружений и их комплексов.

Отечественная и зарубежная архитектурно-строительная практика массового строительства имеет достаточно приемов построения архитектурных форм при сборном, сборно-монолитном и монолитном способах производства. Сборные изделия из железобетона изготовляются в заводских условиях полностью и на месте строительства только собираются. При этом характеристика художественного решения связана с формой, размером и декоративной обработкой сборных элементов. Размеры сборных железобетонных элементов предопределяются возможностями технологии строительного производства ,транспорта и монтажа.

С точки зрения композиции архитектурных форм более мелкие стандартные элементы, в частности мелкие и крупные бетонные блоки, не влияют на создание принципиально новых по тектонике построений. В них реализуются те же строительные и композиционные возможности, что и в традиционных материалах. Железобетонные панели по сути стали переходным этапом по пути к новым образным решениям, связанным с развитием сборного строительства. Однако до сих пор они часто используются для построений, по тектонике похожих на каменные и кирпичные сооружения, а по существу обладающих новыми конструктивными принципами.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

14 − 1 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>