Башни “Петронас” архитектора Сезара Пелли, Малайзия Куала-Лумпур.

Башни "Петронас"

Основные факты:

  • ДАТА 1998 год
  • СТИЛЬ Постмодернизм
  • МАТЕРИАЛЫ Железобетон и облицовка из нержавеющей стали
  • АРХИТЕКТОР Цезарь Пелли, «Торнтон – Томасетти» (инженеры)
  • Самые высокие в мире башни-близнецы

Смена века и рубеж целого тысячелетия ознаменовались в архитектуре новым витком высотной гонки. Башни-Небоскребы вырастали в городах, которые раньше и не помышляли о строительстве башен. Высотные параметры зданий, еще вчера казавшиеся буквально заоблачными, быстро теряли ореол исключительности, превращаясь в самые заурядные технические характеристики. Список самых высоких построек современности обновлялся по нескольку раз в год.

На этом фоне особенно заметным достижением выглядит создание небоскребов, которые не только в определенное время возглавили мировой рейтинг высочайших зданий, но оказались в числе наиболее популярных и запоминающихся сооружений целого десятилетия. Любой архитектор вправе гордиться таким эффектным строением! Конечно, речь идет про малазийский знаменитый комплекс – башни “Петронас”.

Небоскребы – современное технологическое чудо, и в то же время они, «несомненно, символы богатства и власти. Впервые они возникли в конце XIX века, в крупных американских городах, таких как Нью-Йорк и Чикаго. Там новые богатства промышленности и торговли достигли своего пика.

Самый известный небоскреб – Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке (1931), он более 40 лет оставался самым высоким в мире, но потом рекорд перешел к другому американскому зданию, башне «Сирс» в Чикаго (1974). И еще 20 лет никто не мог превзойти новую высоту.

Высокие башни-близнецы

Проект, который, наконец, побил рекорд башни «Сирс», не оказался очередным небоскребом в Атланте или Далласе – это была пара удивительных башен в Малайзии. После того как в Азии появились «экономические тигры», возникло новое средоточие денег и власти. Неизбежным результатом стало то, что в Китае, Корее, Тайване и Сингапуре начали появляться невообразимые здания. Когда-то грандиозные небоскребы были чисто западным (в первую очередь – американским) явлением. Теперь же они выросли по всей Азии как символы национальной гордости и экономического процветания.

Башни Петронас в Куала-Лумпуре – очевидное выражение намерений бывшего премьер-министра Датука Сери Махатхира бин Мохамада сделать Малайзию страной с индустриальной экономикой и лидером региона к 2020 году. Башни стоят посреди масштабной перестройки Куала-Лумпура, вокруг них постоянно уничтожаются остатки колониального прошлого и создается совершенно новое будущее Малайзии.

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад предложил построить башни в «исламском» стиле. Поэтому за основу плана симметричных зданий были приняты две восьмиконечные звезды, а Пелли добавил полукруглые выступы для устойчивости. В итоге яркое ступенчатое завершение обоих небоскребов получилось удивительно мультикультурным.

Создатель башен – американский архитектор Цезарь Пелли, он работал вместе с инженерной компанией «Торнтон – Томасетти». В одной из башен находится штаб-квартира правительственной нефтяной компании «Petroleum Nasional Berhad». Всего в башнях 750 000 м2 офисных помещений, 140 000 м2 торговых залов и залов развлечений, 4500 мест для машин на парковке. Также там есть центр для конференций, музей нефти и концертный зал. Одним из требований к проекту было обеспечить место, где офисные работники-мусульмане смогли бы совершать обязательные молитвы два раза в день.

Башни построены в основном из железобетона, что нехарактерно для таких высоких зданий. Правда, бетон был специально разработан для этого проекта. Они опираются на множество свай, забитых в землю, в мягкий камень под ней, на целых 93 метра. Такой необыкновенно глубокий фундамент может выдерживать вес огромных башен, высотой в 452 метра.

Конкурсный проект офисных зданий высотой 451,9 метра для нефтегазовой компании был принят в 1992 году. Возведение 88-этажных башен началось в 1994-м, а официальное открытие состоялось в 1999 году. Строительством занимались сразу две конкурирующие компании, и в процессе они решили множество уникальных технических и инженерно-строительных задач.

Например, в ходе геологических изысканий выяснилось, что выделенная для башен площадка находится на разнородных участках грунта, что привело бы к проседанию частей постройки. В итоге здания полностью перенесли на 60 метров и вбили сваи на глубину более чем 100 метров в мягкий грунт. Сегодня это один из самых больших бетонных фундаментов в мире.

Человек западной культуры, воспитанный на эстетике знаменитых американских небоскребов первой трети XX века, увидит в характере завершений Башни Петронас отсылки к иерархичным шпилям архитектуры ар-деко, ставшим вновь актуальными в высотной архитектуре благодаря распространению идей постмодернизма. Приверженцами мусульманских традиций многоярусное ступенчатое завершение с чередованием скругленных и прямоугольных выступов прочитывается как современное отражение исламского декоративизма.

Внимательный наблюдатель может усмотреть в этом сооружении также отсылки к старинной индуистской и буддийской архитектуре. И уж само собой напрашивается сравнение с соседними индонезийскими памятниками (в частности, с древним культовым комплексом Прамбанан на острове Ява). Кроме архитектурных ассоциаций возникает еще одна — с формой парадных головных уборов правителей Южной Азии. Так что многообразие завуалированных культурных кодов, когда каждый может найти в этом здании что-то свое, привычно-близкое, объясняет его высокую популярность у представителей самых разных народов.

Близнецы Башни Петронас — редкий пример комплекса, который вызвал огромное количество подражаний и реплик во всем мире (надо еще учесть, что возведены они отнюдь не на заре развития высоток, а совсем недавно). Еще в процессе строительства в 1996 году комплекс был признан самым высоким парным офисным комплексом, а спустя годы остается самой знаменитой парой из всех высотных близнецов мира.

После успеха «Петронас» сдвоенные высотные башни оказалась на пике моды. Многие именитые архитекторы стали предлагать заказчикам аналогичные

Общий вид площади и башни "Петронас"

композиционные решения. При этом сам Сезар Пелли больше не возвращался в своем творчестве к этой идее, предпочитая разрабатывать иные образные решения, в том числе и для высотных зданий.

Башни Петронас исключительно высокотехнологичен, он буквально напичкан техническими новинками и новейшими материалами. Общая площадь всех помещений комплекса колоссальна: на 213 750 м2 могли бы поместиться 48 футбольных полей! А собственно здания с прилегающим участком занимают 40 гектаров городской территории.

Основу конструкции парного высотного комплекса составляет отнюдь не легкая сталь, как можно было бы предположить из-за ажурности очертаний фасадов. Существенным ограничением, повлиявшим на выбор основного материала для несущих конструкций, было требование построить небоскреб из малайзийских строительных материалов.

Местная промышленность не могла в нужные сроки произвести высококачественную легкую сталь. Поэтому для «Петронас» был разработан специальный эластичный бетон с добавлением кварца, сравнимый по прочности со сталью. В процессе строительства из-за некачественного бетона пришлось разобрать готовый и заново сделать целый этаж. В итоге небоскреб получился вдвое тяжелее аналогичных стальных.

Башни "Петронас". Ажурный связующий мост

Конструктивный каркас и внутренние пространства выверены до миллиметра. В башнях нет центрального стержня, а в лифтовых шахтах ради эффективного использования места ездят по два двухэтажных лифта, которые останавливаются каждый на своих этажах — четных либо нечетных. Кроме того, поскольку сейсмоустойчивость — важный фактор при строительстве во всем регионе, то к башням «Петронас» тоже были повышенные требования в этой области.

Устройство небоскребов таково, что они устоят, даже если лишатся поддержки трех из шестнадцати несущих колонн. Связующий ажурный мост на гигантских шаровых опорах тоже выполняет функцию дополнительной страховки: он не позволяет башням слишком сильно раскачиваться и отклоняться друг от друга, придавая конструкции большую жесткость и устойчивость. Кроме того, этот воздушный переход — еще один путь эвакуации между верхними частями комплекса при пожаре.

Упомянутый ажурный мост, соединяющий башни, в действительности крайне тяжел: его вес составляет целых 452,6 тонны. Эта часть комплекса специально изготовлена в Южной Корее и в разобранном виде (493 отдельных фрагмента) летом 1995 года перевезена в Малайзию. Сборка конструкции осуществлялась у подножия башен, а монтаж с основными объемами уже на высоте.

Проект здания с самого начала выполнялся с учетом нужд государственной нефтяной корпорации «Петронас», и в итоге штаб-квартира обошлась заказчику и основному инвестору в 2 млрд ринггитов (800 млн долларов). Но помимо удобного и статусного офиса компания стала обладателем одного из наиболее узнаваемых сооружений десятилетия, а Куала-Лумпур и Малайзия в целом приобрели новую главную градостроительную доминанту, поистине знаковый памятник современной архитектуры, да еще имидж передовой и прогрессивной державы региона в области современной архитектуры, инженерии и строительства — бонус, который невозможно исчислить в денежном выражении.

В здании есть музей, выставочные залы и художественная галерея, а на посещение смотровых площадок приходится потратить целый день, поскольку очередь выстраивается еще ранним утром, а к 6 утра уже прекращается регистрация на возможность попасть в эту очередь.

Ветреные высоты

Помимо прочности строений, есть еще одна большая проблема для таких небоскребов. Чтобы люди могли легко попадать на верхние этажи, нужно много лифтов, лифты занимают очень много пространства на этажах. Так что две 44-этажные «пристройки» возле башен нужны затем, чтобы в зданиях хватало места для офисов.

Между башнями есть двухэтажный «небесный мост» длиной 48 метров и весом 738 тонн. На высоте примерно в половину башен по нему можно перейти из одного вестибюля с лифтом к другому. Кроме того, это аварийный выход для поразительно высоких зданий. Такие здания от сильного ветра могут покачиваться, поэтому «небесный мост» прикреплен к зданиям подвижными креплениями, он 138 м может смещаться с каждой стороны до 30 сантиметров. Башни с «небесным мостом» кажутся огромными воротами обновленного города, который быстро растет вокруг них.

Башни Петронас больше не считаются самым высоким зданием в мире. В 2004 году рекорд перешел к тайваньскому небоскребу «Тайбэй 101». Кроме того, гигантские здания сейчас строятся в Южной Корее и Шанхае. Стоят ли эти здания тех огромных денег, тех ресурсов и энергии, которые в них вкладываются, – это политический вопрос, и на него до сих пор нет ответа.

Махатхир доказал, что азиаты могут добиться развития без демократии и процветания без политических прав. Исторически небоскребы были символами западного капитализма и бурной энергии развития. Могут ли они служить символами чего-то в совершенно других культурах – мы еще увидим. Но они уже производят впечатление, напоминая нам о стремлении к переменам, которое сделало Азию сильной и вывело ее в XXI век.

Свидетельства популярности творения Пелли мы можем наблюдать в массовой культуре. В фильме «Западня» с участием Шона Коннэри и Кэтрин Зета-Джонс значительная часть интригующей истории про крупнейшую электронную банковскую кражу накануне нового, 2000 года разворачивается в необычных пространствах парного малазийского небоскреба. Наиболее захватывающий эпизод снят на подвесных конструкциях и праздничной иллюминации моста, соединяющего верхние части башен. Ловкий побег героев фильма завершается прыжком с парашютом в лифтовой шахте, что было бы невозможно в менее технически совершенном и не столь масштабном сооружении.

И если в цифровом выражении у малайзийских близнецов постепенно появляется все больше конкурентов, то по образно-художественному уровню эту работу смело можно считать одной из подлинных вершин творчества Сезара Пелли.

Читайте также:
Самые высокие телебашни в мире

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

13 − десять =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>