Барокко и рококо

Замок Мезон. Париж. Барокко и рококо

Содержание

Римское барокко

Архитектура барокко зародилась в Риме в XVII в., во времена триумфа католической церкви, считавшей, что искусство должно играть важную роль в превращении Рима в истинно католический город. Улицы, расходящиеся от со­бора Св. Петра, вскоре были застроены многочисленными роскошными здани­ями. Барокко отличалось повышенной эмоциональностью, стремлением к грандиозности, манерности. Стирались границы между действительным и вооб­ражаемым, между возможным и фанта­стичным. Новый стиль прекрасно владел классическим ордером, но его принципы творчески модернизируются. Разорванные фронтоны, гигантские портики, выпуклые и вогнутые стены свободно использовались архитекторами. Барокко стало временем ярких творческих индивидуальностей.

Церковь Иль-Джезу. Рим (1568-1584 гг.)

 Церковь Иль Джезу

Иль-Джезу, кафедральный собор ордена иезуитов, был заново отделан в соответст­вии с новыми принципами. Для него характерна драма­тическая подчеркнутость изображений, призванных укрепить веру прихожан. Расписная лепнина обрамляла фрески.

Одним из ведущих лейтмотивов архитектуры барокко были разорванные фронтоны – круглые или треугольные. Они придавали фасаду динамичность и скульптурность.

Площадь Св. Петра. Рим (начата в 1656 г.)

В плане площадь Св. Петра, созданная архитектором Джованни Лоренцо Бернини, состояла из двух частей: овальной, раскрытой к городу, и трапецие­видной. Эта композиция создает прекрасный подход к собору, большое пространство, способное вместить молящихся.

собор Святого Петра

Бернини окружил овальную площадь Св. Петра колоннадой, создав, таким образом, крытую галерею. Галерея состоит из двух рядов парных колонн, создаю­щих иллюзию массивной стены, отгораживающей гале­рею от города, но, в то же время, сохраняющей связь с ним. Сам Бернини описывал колоннаду как «материнские руки», распростертые, чтобы принять верующего и воссоединить его с церковью.

Балдахин расположен над криптой, ведущей к гробнице св. Петра. Он пред­ставляет собой гигантский бронзовый алтарь, состоящий из навеса со стрельчатыми арками, поддерживаемыми тремя витыми колоннами.

Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, Рим (1665-1667 гг.)

Спроектированный Франческо Борромини фасад Сан-Карло подчинен волнообразному движению. Два яруса ордеров и три пролета удивительно пластичны: средний пролет выступает вперед, боковые как бы западают назад.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане

Папа Сикст V и его преемники пре­вратили Рим в католическую столицу. Римская знать начала перестраивать свои особняки и строить новые в стиле барокко. В это время работали такие выдающиеся архитекторы, как Бернини, Борромини и другие. К середине XVII в. стиль достиг зрелости. Для барочных церквей характерны центричная планировка, создание оптических иллюзий, обильно украшенные фасады.

Лоджия. Палаццо Боргезе. Рим (1607)

Использование открытых лоджий стало популярным в XVII в. Олин из ранних примеров – палаццо Боргезе, в котором боковые крылья соединены с основным зданием открытой лоджией. При этом сохранен ренессансный внутренний дворик.

Барокко. Фламинио Понцио казино Виллы Боргезе

Палаццо Барберини. Рим (1628-1633 гг.)

К. Мадерна, Ф. Борромини и А. Бернини участвовали в создании палаццо Барбери­ни, сочетающего элементы городского дворца и загород­ной виллы. Средняя часть фасада заглублена, боковые крылья образуют открытый парадный двор. Палаццо расположено на участке неправильной формы. Внутренний дворик, окруженный двухэтажными аркадами, является ядром композиции. Предпочтение отдано продольной оси комплекса, и вся композиция развивается в глубь участка.

Единство пространства в итальян­ском барокко достигает своего пол­ного развития в церквях Северной Италии. Каркас с готическими ребрами, купола, полукупола, большое подкупольное пространство обеспечивают создание единого пространства и строгого архитектурного образа.

Палаццо Барберини

Гигантский ордер пред­ставляет собой колонну, или пилястр, поднимаю­щуюся на два или более этажа вверх, объединяя здание по вертикали.

Волнообразное движение, пронизывающее как фасады, так и интерьеры церквей, характерно для барокко. Это движение создает чередование выпуклых и вогнутых частей. Характерное для стиля барокко украшение, картуш представляет собой лепное или графическое украшение в виде обрамленного завитками щита или свитка, служащее для помещения надписей, вензелей, эмблем.

Он мог использоваться и как чисто декоратив­ная, ничем не запол­ненная деталь.

 Французское барокко

Генрих IV уделял большое внимание строительству. В Париже была создана цепь площадей, окруженных прекрас­ными дворцами. В центре площадей располагались статуи монарха. Спокой­ный и однообразный стиль архитекту­ры, свойственный этим зданиям,

распространился затем на загородные дворцы аристократии, а также на и дома. Такие архитекторы, как Франсуа Мансар, Жюль Ардуэн-Мансар и Луи Лево, проектировали широкие фасады с повторяющимися мотивами, создающими барочные эффекты.

Замок Мезон. Париж (1642-1646 гг.)

В этом замке Франсуа Мансару удалось связать три части здания в одно целое. На фасаде повторяются парные колонны и фронтоны.

Замок Мезон. Париж

Люксембургский дворец. Париж

Строительство дворца, предназначавшегося для Марии Медичи, начал в 1615 г. архитектор Сало­мон де Бросс. Фасады были украшены парными пилястрами и колоннами с рустовкой. Перед традиционными французскими слуховыми окнами были расположены балюстрады.Люксембургский дворец. Париж

Главной частью градостроительного проекта Генриха IV было устрой­ство первых королевских площадей. Королевская площадь (Вогезов) была окружена домами и аркадами. На каждом отдельном доме расположена крутая мансардная крыша. Кирпичные фасады отделаны вертикальными полосами из камня. После того как Людовик XIV отверг проекты итальянских архитекторов, он учредил комиссию французских архитекторов для строительства восточного фасада Лувра. В результате была спроектирована величественная колоннада, состоящая из гигантских парных колонн и высокого цоколя.

Характерные для фран­цузской архитектуры XVII в. парные колонны с каннелюрами придавали ритмичность длинным и однообразным фасадам дворцов. Широкие пролеты между колоннами оставляли место для больших окон и подъездов. Во французской архи­тектуре XVII в. распрост­ранены большие консоли, часто в форме свитка или волюты. Обычно они несли декоративную, а не структурную, функцию.

Церковь Дома инвалидов. Париж (1680-1707 гг.)

Мотив вертикального движения начинается от колонн портика и идет вверх до самого купола, высота которого увеличена за счет аттика, распо­ложенного между куполом и барабаном. Консоли и позолоченные рельефы вокруг купола подчер­кивают барочный динамизм церкви.

Купол парижской церкви Дома инвалидов

Жюль Ардуэн-Мансар получил заказ на строи­тельство купольной церк­ви между двумя крыльями Дома инвалидов. Огром­ная купольная ротонда преобразила весь ан­самбль. Ротонда вписана в квадрат, углы которого образованы капеллами. Ясность композиции, уравновешенность масс сочетаются с торжествен­ностью образа.

Круглое или овальное слуховое окно часто украшало купол и ман­сардную крышу здания в стиле барокко.

Французское барокко: Версаль и его влияние

В 1664 г. Людовик XIV поручил архи­тектору Лево перестройку Версальского замка. Монарх хотел, чтобы его дворец превзошел размером и величием дворцы его министров. Строительство дворцов и парков Версаля проходило в несколько этапов в XVII-XVIII вв. и являлось крупнейшим строительством своего времени, влиявшим на развитие фран­цузской архитектуры в целом. Все изве­стные скульпторы и художники того времени были заняты в создании этого ансамбля. Аристократия Парижа стала строить свои резиденции, или отели, ориентируясь на Версаль.

Дворец строился в несколько этапов и явился отра­жением идеалов абсолютной власти Людовика ХIV. Апартаменты короля, расположенные в конце просторного внутреннего дворика, являются смысловым центром здания, от них в боковые флигели и крылья расходится огромная анфилада комнат.Версаль

Фасад со стороны улицы обычно был украшен окнами, дверьми и бал­конами. Отделка деталей была, в то же время, роскошна и подражала версальскому стилю. Обычными украшениями были декоративные консоли, разорванные фронтоны, замысловатые выступы, рельефные скульптурные панели и кариатиды.

Зеркальная галерея. Версаль (1678 г.)

Галерея была построена в 1678 г. Ардуэн-Мансаром. На одной стороне длинного здания были располо­жены открывавшиеся в сад окна, на противополож­ной – венецианские зеркала. В зеркалах отражался свет, золото, цветной мрамор и фрески с жизнеопи­санием монарха. Стиль этой галереи стал образцом украшения для европейских дворцов XVIII в.

Некоторые капители в интерьере дворца украшены позолотой и резными гирляндами, листьями аканта, животными и химерами. Большая часть орнаментов Версаля выполнена в виде золоченых рельефных арабесков, завитков листвы и гирлянд. Это в полной мере относится и к прямолинейным классическим панелям, выполненным из дерева или цветного мрамора.

Салоны в Версале имели собственные темы. По раз­ные стороны Галереи зеркал располагались салоны Войны и Мира. Семь комнат королевских апарта­ментов именовались по названиям семи планет, и в их отделке использовались соответствующие аллего­рии. Каждый салон украшали панели с рельефами, связанными по теме с фреской на потолке.

 Раннее английское барокко

Развитие английской архитектуры XVII в. было ускорено лондонским пожаром, уничтожившим в 1666 г. значительную часть города, включая восемьдесят семь приходских церквей. Вскоре после по­жара было выпущено несколько «Актов о восстановлении города Лондона», где особо упоминались церкви и собо­ры. Главный топограф Кристофер Рен отвечал за планирование и постройку новых церквей. Получивший хорошее научное образование, Рен сумел ус­пешно преодолеть возникшие трудности строительства, используя остроумные решения в стиле барокко. Одной из наиболее сложных задач было восста­новление собора Св. Павла. Рен создал несколько различных чертежей нового собора. В окончательном проекте, од­нако, ему пришлось учесть нежелание англичан использовать континенталь­ный стиль барокко.

Библиотека Тринити- Колледж. Кембридж (1676-1684 гг.)

Для создания фасада библиотеки К. Рен использовал оптические эффекты, замаскировав противоречие между вынужденно низким этажом библиотеки и высотой дорического ордера, заполнив арки первого этажа резными круглыми окнами.

Библиотека Тринити- Колледж

Сент-Джеймс. Лондон (1683 г.)

Как писал К. Рен в своем «Меморандуме» (1711 г.), его городские церкви были спроектированы как аудитории или не­большие театры, с рядами скамей, идущих по трем сторонам помещения, позволяя прихожанам слышать проповедь, что особенно важно в проте­стантском богослужении. Характерно расположе­ние кафедры в центре храма, между рядами скамей, в то время как алтарь расположен у стены восточного конца здания.

Сент-Джеймс. Лондон

Сент-Брайд. Лондон (1701-1703 гг.)

Городские церкви обычно строили на ограниченном пространстве и из дешевых материалов. Стройные колокольни, возвышав­шиеся над окружающими домами, были их главным украшением. Колокольня Сент-Джеймса – четы­рехъярусная, с каменной лестницей в центре.

Сент-Брайд. Лондон

Каждый этаж – вось­миугольный, с арочными проемами и угловыми пилястрами.

Собор Св. Павла (1675-1710 гг.)

В первоначальном проекте К. Рена присутствовал гигантский ордер, но архитектор должен был пой­ти на компромисс, так как портландские камено­тесы заявили, что не смогут найти блоки камня нужного размера. Фасад сделан в стиле барокко, с двойными коринфскими колоннами и пилястрами и богато украшенными башнями, повторяю­щими колоннаду центрального барабана.

Собор Св. Павла

Большая модель собора Св. Павла была предвари­тельным проектом здания. Она имела центричную планировку, с вогнутыми наружными сте­нами, большим внутренним куполом, окруженным крытой галереей с часовнями, и вторым, малым куполом над входным портиком. Проект напоминал великие соборы в стиле барокко в континентальной Европе, и не получил одобрение духовенства, посчитавшего его оторванным от традиций и непрактичным.

Окна наружных стен собора Св. Павла особе богато декорированы. Лепнина огибает верх проема и резко обры­вается на уровне пяты свода, обрамляя окно декоративными «ушками», напоминающими разорванный архитрав.

К. Рен хотел создать купол, возвышающийся над Лондоном. Результа­том стало очень сложное архитектурное решение с внутренним куполом с верхним отверстием, открывающимся во вто­рой, наружный купол и фонарь. Между купо­лами были расположены контрфорсы, поддер­живавшие скрытый кирпичный конус.

Позднее английское барокко

Вторая фаза английского барокко нача­лась с приходом нового поколения ар­хитекторов, некоторые из них работали с К. Реном. Главным создателем нового стиля был Николас Хоксмор, помощник Рена при выполнении многих королев­ских заказов, включая Гринвичский госпиталь, законченный после смерти Рена. Этот госпиталь, с двойным внут­ренним двориком и боковыми крылья­ми, стал предшественником нового типа английской дворцовой архитектуры в стиле барокко.

Дворец Бленхейм. Оксфорд (1705-1724 гг.)

Герцог Мальборо пору­чил Вэнбру строительство дворца, который, в то же время, являлся бы памят­ником победам британ­ского оружия. Вэнбру совместно с Хоксмором использовали эту возможность для создания триумфального архитектурного сооружения, с массивными корпусами, напоминающими крепость.

Дворец Бленхейм. Оксфорд

Касл-Ховард. Йоркшир (1699-1712 гг.)

Выполненный Вэнбру план Касл-Ховарда основан на плане с двумя сливающимися внутренними двориками. Слу­жебные помещения формируют стороны первого открытого дворика и связаны с центральной купольной частью здания колоннадами, образующими второй дворик.

Барокко Северной и Центральной Европы

Стиль барокко распространился в Се­верной и Центральной Европе в конце XVII в. Здесь столкнулись римское ба­рокко и французский классицизм. Двор­цы Праги, Вены и Стокгольма в плане напоминают французские, но роскош­ная скульптура, подчеркивающая плас­тичность фасада, родственна римскому барокко. В XVIII в. юг Германии и Ав­стрии взял за образец церкви итальян­ского барокко. Были популярны богатые скульптурные фасады, с буквальным ци­тированием античных римских мотивов, что отражало роль Рима как религиозной столицы. К 1800-м гг. Вена и Прага лидировали в том, что стало называться международным стилем барокко.

Дворец Клам-Галлас. Прага (1791 г.)

Богатство тяжелых украшений подъездов с чертами римской пластичности сочетается с версальским стилем в отделке интерьеров.

Дворец Клам-Галлас

Королевский дворец. Стокгольм (1697-1771 гг.)

Построенный Никодимом Тессином для Карла XII. королевский дворец в Сток­гольме является примером дворцов, ставших популяр­ными в Европе в XVIII в. Большой внутренний дворик с входом с четырех сторон, парковая терраса, располо­женная между двумя высту­пающими крыльями, и фасад, напоминающие Люк­сембургский дворец. Лувр и Версаль.

Королевский дворец. Стокгольм

Излюбленным барочным мотивом являются атланты. Эти гигантские мускулистые согнутые фигуры поддержи­вают арки, балконы. Обычно атланты распо­лагались парами.

Церковь Св. Карла Борромея

Эклектичный стиль церкви явился результатом использования античных мотивов. Фасад украшен двумя гигант­скими колоннами, напоминающими колонну Трояна в Риме и монумен­тальным храмовым портиком. Крылья фасада напоминают крылья собора Св. Петра. Общая композиция является попыткой воссоздать библейский храм Соломона.Церковь Св. Карла Борромея

На плане видно центральное купольное пространство овальной формы, с ясно выраженной продольной осью. Величественный фасад с портиком, скрыва­ющим истинные размеры находящейся за ним церкви.

Рококо

Стиль рококо, по сути, был стилем отделки, развившимся в архитектуре городских домов и отелей парижской знати. Жюст Орель Мейссонье, Жиль Мари Опенор, Никола Пино и Жермен Боффран были архитектора­ми, сумевшими создать более интимные и удобные интерьеры, украшенные легкими изящными панелями, лепни­ной, росписью. Часто использовались арабески и китайские безделушки.

В то время как во Франции рококо лишь изредка встречается во внешней отделке здания, в Южной Германии довольно много церквей было построено в этом стиле. В стиле рококо часто использовали лепные украшения, обрамляющие панели, зеркала и потолки. В Отель-де-Субиз (1738-1739 гг.) все углы скруглены, соединения потолка и стены скрыты.

Для стиля рококо ха­рактерно использование определенных мотивов: раковин, сосулек и кам­ней, украшавших гроты. Арабески в стиле ро­кайль были, в основном, абстрактными и распо­лагались симметрично вокруг архитектурных обрамлений.

Классический фасад французских отелей контрастировал с интерьерами в стиле рококо. Но балконы были един­ственным элементом фасада, оформленным в стиле рококо. Класси­ческая каменная, балюс­трада балконов часто замещалась металличес­кой в виде сплетающихся свитков, поддерживаемых консолями. Рокальный декор часто использовал мотивы листьев, цветов, а также экзотические фигуры, сфинксов, женские маски с воротником из перьев.

Церковь Пилигримов в Фирценхахлигене, Южная Германия (1772 г.)

В плане церковь состоит из нескольких овалов разных размеров, причем центральный овал напоминал прямоугольник с закругленными углами. Интерьер украшен в стиле позднего рококо.

Церковь Пилигримов в Фирценхахлигене

Рокайльный декор располагался на стенах и сводах церквей. Панели, обрамленные завитками и ракушками, фрески, картуши и арабески покрывают стены.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

двенадцать + семнадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>