Айронбридж (Колбрукдейл, Англия)

Айронбридж (Колбрукдейл, Англия)

23 октября 1779 г. Дерби потратил 9 гиней на пиво для рабочих, они праздновали завершение работ над основной конструкцией.

Основные факты:

  • ДАТА: 1781 год
  • СТИЛЬ: Арочный мост
  • МАТЕРИАЛ: Чугунное литье
  • СОЗДАТЕЛЬ: Томас Фэрнол Причард

Первый большой мост, построенный в основном из металла, – знаменитый Айронбридж через реку Северн под Колбрукдейлом, в графстве Шропшир был открыт 1 января 1781 года.

Инновации в металлургии

В начале XVIII века английский мастер-металлург Абрахам Дерби изобрел способ получения чугуна с помощью кокса – топлива на основе жирного угля, из которого выведены смолы и нефтепродукты и оставлен чистый уголь.

До этого для получения чугуна в небольших количествах использовали древесный уголь, но все попытки выплавить металл с помощью жирного угля не увенчались успехом из-за содержания в том нефтяных смол. Способ, придуманный Дерби, был действенным и экономически эффективным, он вывел инженерное дело на качественно новую ступень.

Восточный Шропшир, родное графство Дерби, стали называть колыбелью промышленной революции. Металлургические, гончарные и керамические мастерские процветали там благодаря богатым залежам железной руды, угля, глины и известняка.

Готовый товар сплавляли по реке на баржах, но в границах промышленного района сырье перевозили с места на место по обычным дорогам. Для всех были очевидны преимущества, которые дало бы строительство моста через реку Северн.

На чугунной арке высечена надпись с датой окончания основных работ.

На чугунной арке высечена надпись с датой окончания основных работ.

В 1775 году несколько влиятельных промышленников собрались, чтобы обсудить проект такого моста, который бы связал два берега реки, и при этом никак не помешал судоходству.

Одним из промышленников был Абрахам Дерби III. внук первого Дерби. Он унаследовал изобретение деда и искал новые рынки сбыта чугунного литья. Дерби был убежден, что чугун – упругий, в отличие от камня, и негорючий, в отличие от дерева – может стать прекрасным недорогим строительным материалом.

На реке Северн часто случались сильные наводнения, поэтому Дерби отстаивал проект однопролетного моста, без опор на речном дне. Ему понадобилось много упорства, чтобы убедить местную власть в том, что чугун – подходящий материал для строительства моста с таким, как тогда считалось, широким пролетом. И в 1776 году Парламент, наконец, разрешил строительство моста из чугуна.

Айронбридж (Колбрукдейл, Англия)

Главный предшественник

Дерби пригласил местного архитектора Томаса Фэрнола Причарда для разработки проекта. Был принят проект моста из трех концентрических ребер, образующих полуокружность.

Абрахам Дерби III с воодушевлением занялся строительством моста. Он специально расширил мастерские в Колбрукдейле, чтобы отлить 21-метровые чугунные ребра, и сам следил за строительством каменных береговых опор по сторонам реки.

Детали замысловатого чугунного литья.  В наши дни у одного конца моста построили небольшой музей и магазин для туристов.

Детали замысловатого чугунного литья. В наши дни у одного конца моста построили небольшой музей и магазин для туристов.

Дизайном металлических элементов занимался Томас Грегори, старший мастер-декоратор. Грегори работал плотником, отсюда детали стыков, характерные для деревянных конструкций: соединения типа «шипом в гнездо» и «ласточкин хвост».

Понадобилось 18 месяцев, чтобы закончить мост с его пролетом в 30,5 метра и проемом над водой высотой 14 метров. До 1931 года по нему ездили экипажи, сейчас мост пешеходный.

Единственная проблема с конструкцией возникла из-за ошибок в устройстве каменных опор, от этого берега стали съезжать к середине реки. Чтобы предотвратить сползание берегов, в 1973 году дно реки между опорами укрепили железобетонным основанием.

Проект ругали за консервативный внешний вид, но Абрахам Дерби добился того, чего хотел – чугун был признан как строительный материал. Это нововведение в корне изменило принципы проектирования многоэтажных зданий, появилась возможность строить небоскребы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

10 − 10 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>