Архитектурный стиль барокко – понятие, распространение, зодчие

Барокко. Фламинио Понцио казино Виллы Боргезе

Барокко было тенденцией, охватывавшей самые разнообразные области культуры, от театра до музыки, от поэзии до науки, от живописи до скульптуры и архитектуры. Оно стремительно распространилось по Европе и дало жизнь, с бесконечными трансформациями и адаптациями, уникальному диапазону опыта и решений, в ходе проникновения иезуитов затронув даже Латинскую Америку.

Барокко становится архитектурным стилем эпохи утверждения абсолютизма в Европе и Церкви, вступившей на путь контрреформации. Идеальные добродетели Возрождения (пропорции, композиция и т. д.) искажаются под воздействием идеи о том, что искусство должно убеждать, волновать и удивлять верующего.

Наиболее яркие личности, представляющие эту эпоху, – работавшие в Риме зодчие Бернини, Франческо Борромини и Пьетро до Кортона.

Термин “Барокко” и критический анализ

Термин «барокко» происходит от португальского термина слова “Barocco”, обозначающего тип жемчужины нерегулярной формы. В 17 в. термин барокко стали использовать пишущие об искусстве для указания на ошибочный и напыщенный вкус архитекторов того времени.

Романтизм, по большому счету не изменил этого негативного суждения, а только смягчил интонацию. Настоящую и решительную критическую переоценку внесли в 1888-1915 гг. труды швейцарца Г. Вёльфлина (1864-1945), который определил барокко как категорию и крайнюю точку, неотделимую от самой жизни искусства, как противоположность – равная по достоинству – понятию классического, трактованного как противоположный полюс, а не как единственная реальность искусства.

Основные особенности

Эстетический и интеллектуальный кризис маньеризма, вкупе с религиозным и политическим кризисом, связанным с контрреформацией, вызвали критику классических канонов и форм выражения, повысив роль фантазии, оживив чувство нового и жажду иллюзии.

Факторы зрелищности: цвет, свет, динамика форм

Особенности барокко:

  • поиск хроматических и светотеневых эффектов,
  • композиционная динамика,
  • богатство декора и разнообразие используемых материалов (стукковая лепнина, бронза, полихромный мрамор),
  • иллюзионистическая сценография с перспективой и рисованной архитектурой, которые придали убедительную оправу темам
    триумфа, апофеоза и аллегориям,
  • градостроительная систематизация, рассчитанная на создание целостного образа города,
  • предпочтение волнистых линий, даже в планах церквей.

Архитектурное пространство мыслится органично целостным; перспектива – сценографическим приемом иллюзии; здания открыты непрерывному диалогу с городской средой или с окружающим ландшафтом; скульптура всегда сохраняет динамичную связь с пространством, которое ее хранит.

В этих главных аспектах уловима глубокая связь нового стиля с исторической реальностью, в которой он зародился и развивался. Абсолютные монархии (Испания и Франция) и папство, сделавшее ставку на контрреформацию, вносили строгие, императивные категории в определение каждой формы в дворцовой или церковной постройке. Утвердилась типология однонефных, пространственно цельных храмов.

Виньола

Образцом служила римская церковь Иль Джезу, построенная по проекту Якопо Бароцци, или Виньолы (Виньола, 1507 – Рим, 1573).

Церковь Иль Джезу

Он был и теоретиком архитектуры, и действующим архитектором, активно строившим в Риме (с 1549) и для клана Фарнезе (Вилла Фарнезе в Капрароле, 1559-1573), и для Ватикана, став руководителем работ на вилле Юлия III, а с 1565 г. и на строительстве Сан-Пьетро.

Блистательная школа барокко

В Италии римское барокко прокладывает главное русло нового стиля. В Риме, столице католического мира, особенно наглядно проявляется ни с чем не сравнимое сращение художественного явления с социальной реальностью.

Была организована перепланировка Вечного города, осуществленная по прямым проспектам с ориентацией на наиболее значительные памятники. Эта сценографическая структура легла в основу барочного Рима и была воплощена стараниями целого ряда крупных зодчих:

  • Карло Мадерна (Каполаго, кантон Тичино, 1556 – Рим, 1629), автор фасадов церкви Санта-Сусанна (1596—1603) и собора Святого Петра (1603-1612);
  • Доменико Фонтана (Мелида, Швейцария, 1543 — Неаполь, 1607), которому принадлежат самые крупные градостроительные проекты конца XVI в.;
  • Фламинио Понцио (Виджью, ок. 1560 – Рим, 1613), автор, среди прочего, казино Виллы Боргезе (1609-1613) и капеллы Паолина в Санта-Мария Маджоре (1605—1611).

Карло Мадерна. Церковь Святой Сусанны

При папе Урбане VIII из рода Барберини (понтификат 1623-1644) следующее поколение зодчих довело до полной зрелости процессы, начатые ранее.

В архитектуре критическое отношение к композиционным методам классического толка уступило место их более широкому пониманию и пересмотру: главную роль в этом сыграли три главные фигуры в период около 1630 г.: Джованни Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона.

Бернини. Колоннада перед собором Святого Петра

Пространственные и объемные элементы уже не распределяются согласно простой геометрии и мгновенному уяснению их логики — они становятся полем силовых линий, заставляющих и несущие элементы, и поверхности сжиматься и изгибаться, усложняясь в соподчинении частей.

Карло Райнальди

Карло Райнальди (Рим, 1611—1691) начинал свою архитектурную практику с отцом, Джироламо Райнальди (1570—1655). По заказу папы Александра VII осуществил строительство церкви Санта-Мария ин Кампителли (1656— 1665), считающейся его шедевром и по сценической эффектности — предвестником тенденций позднего барокко.

Райнальди провел любопытную перепланировку Пьяццы дель Пополо, поставив в точках выхода осевых проспектов две одинаковые церкви: Санта-Мария ди Монтесанто (1661—1663) и Санта-Мария деи Мйраколи (1675—1681).

Представители барокко:

Также можно отметить следующих итальянских представителей стиля барокко: Карло Фонтана, А. Виттоцци, Амедео ди Кастелламонте, Гварино Гварини,  Бальдассаре Лонгена, Джованни Батиста Черано, Пьер Франческо Маццукелли.

Представители барокко во Франции: Луи Лево, Жюль Мансар, Клод Перро, Шарль Лебрен, Ж. Дюсерсо и Пьер Ле-мюэ.

Временной период обращения архитекторов к барокко не ограничиваются эпохой Просвещения: данное направление снова обрело популярность в Британии между 1890 и 1910 гг., фигурируя под названием Wrenaissance — Ренессанс Кристофера Рена.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

12 − 7 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>