Архитектурный макет – способ представления проекта

Архитектурный макет - способ представления проекта

Одним из самых действенных и доходчивых способов представления архитектурного проекта является архитектурный макет. Он понятен даже далеким от архитектуры людям, наглядно демонстрирует реальные масштабы проекта, его пространственную организацию, соотношение с окружением. Пожалуй, наиболее ярко народную любовь к макетам продемонстрировала прошлогодняя выставка лорда Нормана Фостера. В ГМИИ им. А.С.Пушкина, где экспонировались уменьшенные копии построек знаменитого британского архитектора, с первого дня работы выставки стояли очереди. Нам стало интересно, что происходит сейчас на рынке архитектурного макетирования.

Всех архитекторов, окончивших специализированные вузы, в ходе обучения заставляли заниматься макетированием, которое считается неотъемлемой частью проектировочного процесса. Однако сегодня макеты стали нужны не одним только архитекторам. Все чаще они становятся элементом рекламы, помогая продать то, чего еще не существует, и теперь требуются еще девелоперам и застройщикам. Конечно, и раньше архитектурные макеты использовались для презентации наиболее амбициозных проектов, но тогда при большинстве проектных институтов существовали макетные мастерские. Кроме того, были самостоятельные предприятия той же направленности: например, на ВДНХ, в торгово-промышленной палате, при обществе «Знание», работала фабрика «Картолитография».

Сейчас их практически не осталось. Конечно, многие архитектурные бюро имеют своих умельцев, которые в тоске по скульптуре создают качественные модели будущих строений или целых поселений. Что можно увидеть не только на заседаниях согласовательных советов разного уровня, куда чаще приносят полурабочие модели, но и на архитектурных выставках. В очередной раз это подтвердил недавно закончившийся фестиваль «Арх Москва». Архитекторы придумывают порой на редкость изящные вещи и не гнушаются экспериментов. А кто не помнит историю про то, как «Проект Меганом» ради действенного убеждения заказчика воздвиг макет сначала квартиры, а потом и частного дома. В результате заказ был получен, а у бюро осталась готовая художественная инсталляция. Однако мало кто способен создавать не просто рабочие образцы или красивые концептуальные вещи, а так называемые американские модели объектов, в которых все максимально приближено к реальности: и газон, и автомобиль, и эксплуатируемая кровля. Это связано, естественно, не с бездарностью архитекторов, а с тем, что им не очень интересно заниматься одним лишь макетированием изо дня в день. Кроме того, почти ни в каких бюро нет специальных фрезеровочных, лазерных и других станков, которыми обладают настоящие макетные производства.

Макеты, представленные на монографической выставке лорда Фостера

В Москве сегодня существует около 15 больших и малых мастерских, на профессиональном уровне делающих именно архитектурные макеты (существуют и другие сферы деятельности макетчиков: технологические макеты, декорации для выставок и телестудий, прототипирование объектов промышленного дизайна). Во многих других городах России тоже есть как минимум по одной мастерской. Среди московских популярна мастерская «Дома на Брестской» под руководством Сергея Подъемщикова. Еще хорошо известны мастерская рекламно-выставочного холдинга «Привет», Первый московский макетный цех, мастер ская Алексея Слуцкого. Кроме того, существуют бригады макетчиков, собирающиеся для разовой работы или трудящиеся в архитектурных бюро и иногда выполняющие сторонние заказы. По их единодушному мнению, работы хватает на всех – порой исполнение каких-то фрагментов даже приходится перепоручать сотрудникам другой мастерской. Трудятся в мастерских обычно побригадно, причем в каждой, как правило, есть узкие специалисты – люди, которые лучше чувствуют тот или иной конкретный материал.

При появлении сложных нестандартных задач вроде ювелирных работ привлекаются мастера со стороны. Интересно, что макетному делу как отдельной специальности у нас никто не учит, хотя профессия очень многосоставная. Надо иметь навыки токаря, плотника, обладать знаниями в химии, конструктивным чутьем, художественным талантом, наконец. В результате сегодня в макетных мастерских оказываются люди с различным образованием, от архитектурного до ювелирного. Большую часть навыков они получают уже в процессе работы. Старшее поколение в основном пришло из советских макетных мастерских, работают макетчиками и студенты – некоторые так потом и остаются заниматься созданием мини-архитектуры.

Макет "Москва-Сити"

В мировой практике тоже не существует факультетов соответствующей специализации, хотя в целом за рубежом все поставлено на более широкую ногу, поскольку связано с индустрией макетного хобби. И хотя станки и технологии заимствуются из других отраслей, существуют иностранные учебники по макетному делу, в Интернете можно найти онлайн-курсы для начинающих, кроме того, производится множество антуражных деталей и полуфабрикатов вроде листов черепичных крыш различного масштаба. Вот и получается, что по большей части качественные современные макеты собраны из импортных материалов (от клеев до фигурок человечков).

Материалы и технологии

Сегодня макеты делают из бумаги, простого картона и пенокартона, пенопласта, различных видов пластиков, включающих оргстекло и ПВХ. В последнее время стали популярны деревянные макеты из массива или шпонированные: они носят более условный характер, но зато визуально воспринимаются живыми и теплыми. Кроме того, иногда заказывают работы из металла, настоящего стекла и даже бетона; для отдельных деталей используют гипс. Выбор материала зависит от назначения макета, целевой аудитории, масштабов, эстетических предпочтений автора и особенностей проекта. Естественно, что здания с большим количеством стекла редко выполняют из дерева, а маленькие типовые коттеджи на большом градостроительном макете проще отлить из гипса и покрасить.

Понятно, что делать архитектурный макет из пластика, который используется лишь один раз, финансово невыгодно. А вот модели, которые предстоит демонстрировать по нескольку лет, перевозя с выставки на выставку, лучше заказывать в более прочных материалах. И еще необходимо учесть, что пластик является достаточно хрупким материалом, а прозрачный к тому же имеет свойство со временем желтеть. При этом, однако, именно пластик разных цветов и фактур лучше всего позволяет имитировать различные строительные и отделочные материалы. Тем более что вышеупомянутые листы с черепичной крышей – далеко не единственные макетные «полуфабрикаты», которые можно сейчас приобрести. В продаже также имеются кирпичные пластины с продавленными швами, фасадная плитка, другие модульные материалы.

Макет «Согласованного города» состоящий только из творений Алексея Бавыкина, занял один из залов на его монографической выставке в МуАре Этот арт-объект, представленный на выставке Алексея Бавыкина, напоминает его проект офисного здания на Можайском шоссе

Если раскладка штучных материалов нестандартная, ее создают на месте, например, гравируя на том же пластике. Для этого существуют специальные станки, как небольшие ручные, так и огромные программируемые гиганты, которыми не каждая организация может похвастаться. Размер режущих и других станков бывает особенно важен при выполнении крупных макетов, в особенности геодезических подоснов для них. Некоторые современные станки способны решать не только плоскостные задачи, но создавать объемные детали.

При отсутствии стремления к полной правдоподобности сетку швов выполняют из самоклеящейся пленки, которую потом «накатывают» на заготовку вручную. Пленку используют и в других случаях, поскольку на ней можно напечатать любой рисунок. При этом, несмотря на появление высокотехнологичных способов изготовления отдельных элементов, работы макетчикам не убавилось – от них стали требовать большей деталировки и более сложного устройства.

Модель для сборки

Если макету здания предстоит красоваться в офисе продаж, то его можно сделать разборным, с внутренней планировкой. Правда, макетчики нередко отговаривают от такого решения, поскольку архитектурный макет – это все-таки не конструктор, и со временем постоянные манипуляции могут сильно подпортить товарный вид изделия. Решением этой проблемы может стать изготовление одного дополнительного этажа с типовой планировкой, который будет существовать отдельно. Интересно выглядит макет, половинки которого скреплены на вертикальных петлях: одна может демонстрировать планировку, а другая – конструктивный разрез.

Некоторые макеты настолько удивляют тем, как они сделаны, что становится не важно, что же они изображают

Уже обыденными стали макеты со встроенным светом. Впрочем, тут есть свои тонкости. Например, внутри может быть организован общий световой короб с люминесцентными или другими газоразрядными источниками света, но можно и установить светодиоды именно в тех местах, откуда в реальности будет идти свет. Большой восторг у всех вызывают автоматизированные модели, которые актуальны при демонстрации возможностей «умного дома». К таким макетам прилагается пульт, который включает свет, открывает двери, поднимает жалюзи. Естественно, стоимость такого изделия возрастает.

Не мини-цены

Представители макетных мастерских любят сравнивать стоимость современного архитектурного макета с ценами на автомобили, говоря, что они варьируются от стоимости отечественного автомобиля до стоимости иномарки. Вилка наиболее часто встречающихся сумм: $ 7–12 тыс., но бывают макеты по $ 70 тыс. и по $ 500 тыс. Цена зависит от стоимости деталей. Дешевле всего изготовить макет из бумаги, дороже из картона, пластиковая же модель обходится примерно в $ 15 тыс. Макет дома с колоннами, карнизами и статуями дороже, чем выполненный из тех же материалов макет панельного дома. Хотя тут все не так просто, поскольку в модернистском проекте очень важна отточенность каждого стыка.

Это предъявляет повышенные требования к мастерам. Кроме того, стоимость зависит от количества стандартных деталей. В среднем на 15–20 %, но иногда и на 50 % увеличивает общую цену создание разборных макетов с планировкой. Влияет на итоговую стоимость миниатюрного дома и наличие в нем электроники. Так, например, встроенное освещение обойдется на 10 % дороже. Не последним фактором в ценообразовании оказывается и то, какие материалы предоставляет клиент макетчикам. Идеальный вариант – это чертежи, со всем деталями.

При сложных фасадных решениях бывают важны даже поэтажные планы, но в большинстве мастерских есть свои архитекторы, которые готовы подготовить необходимые исходники на основе фотографий, 3D-графики и даже ручных эскизов. Кстати, качество исходных материалов влияет и на скорость исполнения – макеты в среднем делают от двух недель до месяца. Кроме изготовления макета за отдельную плату в мастерской предлагают: обеспечение его защитным прозрачным колпаком, обслуживание, ремонт. Собираясь заказать архитектурный макет, важно учесть, что как минимум треть его стоимости придется отдать в качестве аванса на материалы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

пятнадцать − три =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>