Архитектурный конкурс. Инструкция

Архитектурный конкурс. Инструкция

КЛАССИФИКАЦИЯ

Архитектурный конкурс – тонкий и сложный  инструмент. Как и в случае с любым инструментом, результат применения зависит от умения им правильно пользоваться. Поэтому для начала стоит сразу определить основные термины и понятия. Прежде всего, необходимо разобраться с типом конкурса – открытым или закрытым.
При открытом конкурсе заказчик не выбирает участников – как правило, приглашаются все желающие. Список участников ограничивается лишь вступительным взносом или же формальными требованиями, например наличием лицензии на проектирование. Для архитекторов открытые конкурсы имеют смысл лишь на определенном этапе становления бюро. Как правило, это удел молодых. Известные бюро довольно редко принимают участие в таких соревнованиях в силу загруженности повседневной работой. Исключение составляют конкурсы на объекты общемирового или общенационального значения.

Закрытый конкурс характеризуется ограниченным количеством участников. Обычно участвуют не больше десяти команд. Организатор осуществляет их выбор, что дает высокий уровень результатов.

Конкурс и тендер. Следует различать эти понятия. По словам архитекторов, многие отечественные инвесторы и девелоперы не видят принципиальной разницы между ними. А между тем различие фундаментальное. Смысл тендера заключается в возможности выбрать оптимальное в экономическом смысле решение – он направлен на понижение цены товара или услуги. Поэтому чаще его проводят среди подрядчиков, а не архитекторов. Конкурс же – прежде всего соревнование стилевых концепций и проектных
идей, его цель – архитектурное качество. Помимо этого необходимо разделить конкурсы
по видам. Довольно интересную классификацию предложил Александр Асадов: по его словам, подобно наукам, их надо разделять на прикладные и поисково-этапные. Последние, как правило, проводились на бюджетные средства и были посвящены территориям, где сосредоточены интересы нескольких девелоперов. Всего в 90-е было проведено порядка десяти подобных мероприятий, но сейчас они почти не проводятся. За последние семь-восемь лет гораздо более актуальными стали «прикладные» конкурсы, проводимые частными инвесторами, которые, вкладывая свои средства, ожидают получить архитектурное решение, рассчитанное на ближайшую перспективу. Именно такие конкурсы являются предметом данной статьи.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Пока на российском архитектурном рынке возможности конкурса как инструмента управления используются не в полной мере. Процедура его проведения должна быть хорошо отлажена, а многие компании еще не выработали подобные механизмы. Очень важно правильно поставить задачу и грамотно подготовить проектную документацию. Для начала, помимо собственно задания (на жаргоне архитекторов оно зовется «хотелкой»), заказчику нужно собрать максимум информации по участку: это геоподоснова (желательно в цифровом виде), исходно-разрешительная документация, если есть – ландшафтно-визуальный анализ, транспортная схема, а также функциональные и объемно-пространственные ограничения.
Подготовительную работу лучше проводить силами какой-то одной компании либо архитектурного бюро девелопера. В столице когда-то за эту работу брался Союз московских архитекторов, но делал это факультативно. Как написано в «Правилах проведения архитектурных конкурсов в г. Москве» 1998 года, этим может заниматься любая другая проектная лицензированная организация. Впрочем, главное – чтобы она не просто проводила конкурсы, а накапливала и упорядочивала различную информацию, необходимую для их проведения. В принципе, эти функции были возложены на отдел в структуре Москомархитектуры – «Мосархинформ». Однако, по словам архитекторов, его деятельность оставляет желать лучшего.

При подготовке конкурса главная задача – создать комфортные условия для работы архитектора. Он должен иметь возможность за минимальное время вписать свою идею в четко поставленные рамки. Кроме того, необходимо задать жесткий формат подачи, который позволит заказчику объективно сравнить всех конкурентов.
Ключевой момент процедуры – состав жюри. На этот счет существует несколько точек зрения. Официальная позиция закреплена в уже упомянутых «Правилах». В них определен состав Московской конкурсной коллегии. Это список из 70 фамилий самых авторитетных московских архитекторов. Он был определен в процессе голосования, проведенного в четырех общественных организациях: РААСН, Москомархитектуры, САР и СМА.
Обычно девелоперские компании собирают комиссию, куда входят владельцы компании, менеджеры, которые потом будут заниматься проектом, маркетологи и иногда инженеры. Как правило, девелоперы воспринимают архитекторов – членов жюри как консультантов. Сами же зодчие считают свою позицию в жюри ключевой и требуют, чтобы конкурс был открытым, публичным событием, а в жюри входили лидеры профессии. В любом случае остается проблема объективности выбора. В этом смысле довольно любопытную идею предложил Михаил Хазанов.
По его мнению, идеальным является жюри, состоящее из одного человека, обладающего безусловным профессиональным авторитетом.
Ответственность на этого арбитра ложится гигантская, но зато это будет персональный, четко аргументированный выбор, а не статистическая сумма различных мнений.
Хорошо, если помимо инвесторов, девелоперов и архитекторов в состав жюри входит главный архитектор города или представители городских властей. В этом случае решение жюри может стать некоей гарантией согласования проекта победителя. Конечно, так получается не всегда.
Например, в условиях конкурса на строительство жилищно-административного комплекса на участке ЗАО «ДОК-17» было объявлено, что согласование пройдет автоматически в течение месяца, однако на деле архитекторам пришлось проходить все комиссии в полном объеме.

ЗАТРАТЫ

Как любое соревнование, архитектурный конкурс – предприятие азартное. Это единственное архитектурное событие, превращающее степенных и уравновешенных людей в азартных и подчас безрассудных игроков, готовых идти на риск. Главный же риск для них – потеря времени и усилий, ведь выигрывает только один. Зодчих прельщает возможность продемонстрировать мастерство и доказать свое превосходство, но пугает перспектива потерять время и престиж в случае неудачи.
Архитекторы редко используют выражение «участвовать в конкурсе» и чаще говорят «играть в конкурс», как бы нарочно принижая значение этого события и делая возможность проигрыша не такой болезненной. Этим объясняется частый отказ от участия в подобном соревновательном процессе ведущих проектных бюро.
Впрочем, в закрытых конкурсах эта ситуация поправима – как правило, заказчик оплачивает усилия всех участников. Еще несколько лет назад средняя сумма подобных гонораров колебалась от 5 до 10 тысяч долларов. Сегодня, в зависимости от значимости объекта и класса участников, она может достигать 20 и более тысяч. Для закрытого конкурса такая схема является оптимальной – заказчик сразу заявляет о серьезности своих намерений и оказывается более свободным в выборе проектировщика (уменьшается вероятность получить отказ).

Также правильным решением будет, если инвестор назовет сумму гонорара за следующую стадию либо обозначит цену проектирования за квадратный метр. Впервые подобная практика стала применяться около 10 лет назад: одним из первых таким образом был организован конкурс на жилые здания на улице Удальцова, который проводила группа компаний «КРТ». Архитекторы были приятно удивлены, прочитав в условиях, что победитель получит право на заключение контракта на фазу «Проект» по указанной цене за квадратный метр. Сейчас девелоперы идут еще дальше – признаком хорошего тона считается приложить к конкурсной документации договор с датой начала проектирования, в котором недостает только подписи архитектора-победителя. Подобные ходы весьма эффективны – во-первых, это лишний соблазн для архитектора, которому нужно оторваться от повседневной работы и пойти на риск, а во-вторых, предварительная фиксация цены устраняет потенциальные конфликты и организационные разногласия в будущем. Также стоит приложить к документации предварительное описание объема работ, а главное – согласований, которые должны быть выполнены архитектором.
Можно назвать несколько принципиальных ошибок, которые ни при каких обстоятельствах не стоит допускать. Основной просчет, который может привести к неудаче, – недостаточная согласованность документации с Москомархитектуры. В этом случае конкурс превращается, по словам архитекторов, во «вкусовое упражнение». Кроме того, запросы инвестора должны быть согласованы с градостроительными требованиями, в противном случае деньги будут потрачены впустую. С точки зрения организации также ошибкой будет не называть ценовой лимит будущего проекта.

Главное в конкурсе – критерии выбора, как участников, так и победителя, которые за последнее время серьезно изменились. Несколько лет назад было не очень важно, как выглядят «квадратные метры» – надо было что-то срочно спроектировать, наспех построить и быстро продать.
В этой ситуации критерием выбора были, прежде всего, личные взаимоотношения. С постепенным насыщением рынка картина изменилась, и главным критерием стало имя архитектора, бренд – появилась мода приглашать известных иностранных проектировщиков. Этим также объясняется и то, что многие крупные девелоперские и строительные компании не проводят конкурсы или, по крайней мере, не объявляют об этом.

У них уже есть хорошо налаженные связи как с отечественными, так и с западными архитекторами, и им нет смысла превращать свой выбор в публичную акцию. Однако сути это не меняет – известно, что очень часто они заказывают эскизный проект одновременно разным командам проектировщиков, а потом выбирают, с кем из них работать дальше. Тот же закрытый конкурс, только проведенный менее эффективным путем. Это еще раз доказывает, что конкурс, или, если угодно, соперничество разных проектов по развитию одного участка, является естественной и наиболее удобной формой выбора.
Проведение конкурса по всем правилам становится все более актуальным. Если коммерческая концепция проекта и техническое задание детально разработаны, то участники будут заниматься только архитектурой, не беспокоясь о вопросах, не входящих в их компетенцию.
В таком случае единственным критерием оценки останется качество проектного решения. Важная проблема, связанная с конкурсами, – их неудачная организация и недостаток информации о потенциальных участниках, заказчиках и полученных результатах. Именно поэтому при редакции журнала планируется сформировать Центр архитектурных конкурсов (ЦАК), который будет осуществлять их проведение и поддержку, оказывать консультативные услуги и накапливать всю необходимую информацию. Кроме того, ЦАК будет прослеживать процесс развития проекта от объявления конкурса до его реализации. У экспертов редакции уже есть опыт подобной работы – в частности, таким образом был проведен конкурс на поселки «Новоархангельское» и «Барвиха CLUB». На сегодня такого рода деятельность представляется весьма актуальной – по словам ведущих московских девелоперов, в ближайшие пять лет без качественной архитектуры как застройщикам, так и проектировщикам будет все сложнее конкурировать на строительном рынке. Основным же способом выбора качественного проекта остается конкурсная борьба.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

3 × три =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>