Архитектурное бюро Ома – европейские провокаторы

Дом музыки в Порту

Архитектурное бюро ОМА и их идеи – всегда провокация, их проекты – манифесты, а постройки – символы. География европейских объектов бюро при этом необычайно широка. В Центральной и Северной Европе можно познакомиться с работами OMA в Берлине, Роттердаме, Лилле, на юге – в португальском Порту, а в процессе строительства – в испанской Кордове. И в каждом регионе постройки находятся в тесном контакте с окружением и всегда безошибочно узнаваемы.

Но удивительно другое. Складывается ощущение, что у этой архитектуры (такой разной по облику, функции и местоположению) есть четкая национальная принадлежность. Все эти здания – голландцы по характеру, манере поведения, взаимоотношениям с окружающим миром и соседями.

 CASA DA MUSICA В ПОРТУ (ПОРТУГАЛИЯ)

Порту (Порто) – второй по величине город Португалии, окраинные кварталы которого изобилуют простыми и небогатыми старинными зданиями. Тем ярче и контрастнее выглядит Дом музыки (Casa da Musica), построенный недавно по проекту знаменитого голландского архитектурного бюро Office for Metropolitan Architecture (ОМА), решившего сложнейшую задачу: сделать Порту очередной культурной столицей Европы. Архитектурное бюро Ома выполнило поставленную цель, и доказательство тому – толпы людей, приезжающих сюда на многочисленные фестивальные и концертные программы не только из Лиссабона, но и со всей Европы.

Casa da Musica – это здание-манифест, очередное программное заявление ОМА, и его «островное» расположение еще больше подчеркивает независимый характер постройки, установку архитекторов не соответствовать окружению и не реагировать на него. Внешний вид Дома музыки рождает яркие ассоциации: осколок инопланетной материи или метеорит, пронзивший земную атмосферу и упавший на площадку, вздыбив при падении земную поверхность… В контекст этого образа прекрасно вписывается ландшафт вокруг здания: «волны» желтовато-песочного камня, под которыми спрятаны технические сооружения и подземная парковка. Бетонный объем Дома музыки со временем также должен приобрести желтоватый оттенок – в тон поверхности искусственного ландшафта.

Фойе перед главным залом. Архитектурное бюро Ома Необычно в этом проекте многое. Например, абсолютно лишен пафоса вход в здание: Дом музыки встречает посетителей узкой щелью, сквозь которую они попадают в пространство вестибюля – неожиданно высокое, уходящее в прохладный полумрак. И это особенно приятно после палящего португальского солнца. Далее, налево по парадной лестнице, – путь в фойе и в зрительные залы, а направо – к информационному порталу. Все в этом здании решено предельно функционально, без излишеств в деталях и материалах. Главная цель – сломать стереотипы традиционного понимания Дома музыки, максимально открыв помещения, обычно скрытые от глаз посетителей. Основное средство решения этой задачи – архитектурная игра пространствами. При этом кажущаяся запутанность плана – лишь интрига, которая нисколько не затрудняет перемещение посетителей и превращает движение по зданию в увлекательное путешествие, где за каждым поворотом открывается новый ракурс… Новаторство архитектурных приемов – отличительная черта работ архитектурного бюро Ома. Каждый их объект – это поиск новых материалов и технологий.

В данном случае идею «открытости» поддерживает уникальная разработка: светопрозрачное волнистое стекло, обладающее необходимыми акустическими характеристиками. Оно выполняет различные функции: служит заполнением оконных проемов в холлах, рабочих комнатах и фойе, не пропуская туда шум окружающего города; визуально связывает различные помещения (рабочие комнаты и концертный зал) или становится прозрачной стеной (между фойе и концертным залом). Таким образом, была решена непростая задача: достигнута визуальная доступность концертного зала из многочисленных примыкающих помещений при полной звукоизоляции.

ПОСОЛЬСТВО НИДЕРЛАНДОВ В БЕРЛИНЕ (ГЕРМАНИЯ)

Посольство Нидерландов в Берлине. Переходы, соединяющие апартаменты с основным зданием. Архитектурное бюро Ома

Посольство Нидерландов в Берлине – здание совершенно иное и по функции, и по внешнему облику. Этакий «свой среди чужих», здание-шпион, оно по определению не должно быть манящим, вызывающим, а тем более открытым для экскурсий. Однако Архитектурное бюро Ома предлагает другое решение: здание легко откроет перед вами иллюзорно неприступные мощные двери, вам любезно ответят на вопросы, но… только в рамках экскурсии – это все-таки небольшое государство на территории другой страны.

В отличие от экзотического объема Дома музыки, здание посольства словно бы спрятано среди берлинской застройки. Оно кажется очень сдержанным, но это аристократическая скромность, которой присущи и дорогие детали, и сложность архитектурного языка. Данное проектное решение – компромисс между требованием берлинской администрации застроить участок по периметру и условием правительства Нидерландов: поставить свободно стоящее здание. Архитектурным бюро Ома было найдено решение, удовлетворившее всех: по двум сторонам участка возник нейтральный по характеру объем с апартаментами и техническими помещениями посольства (имитация периметральной застройки), а здание собственно посольства – стеклянный кубический объем – встало на некотором расстоянии. Интересен также и выбор участка для здания посольства: прямо в центре Берлина отыскался уголок с типично голландской набережной, глядя на которую, можно усомниться, что находишься в сердце Германии.

Главный фасад здания посольства. Архитектурное бюро Ома

Главная тема проекта – соблюдение принципа открытости, прозрачности и гостеприимства. Как и в Доме музыки в Порту, здесь работает прием взаимопроникновения пространств. Это здание – своего рода шкатулка, полная сюрпризов, неожиданных поворотов и сложных ракурсов. Посетитель движется по установленному маршруту, то оказываясь в зеленом стеклянном коридоре, висящем над улицей, то проходя мимо работающих сотрудников, то наслаждаясь отличным видом на город, мастерски поданным архитектором. О сюрпризах – подробнее. Вот незаметная дверь в стене коридора, ведущая в комнату переговоров, где на государственном уровне вершатся судьбы мира. С чисто голландским юмором архитектор вынуждает сильных мира сего ощутить простые человеческие слабости: вошедший оказывается на стеклянном полу в консольно выступающем черном стеклянном ящике. Другой пример – проем в стене, неожиданно открывающий взору «стратегический» объект – телебашню. Еще удивительнее то, что эту же картину можно наблюдать и с улицы: если встать в определенном месте на набережной, башня видна сквозь здание. Приятно поражают детали и качество их исполнения. Все: от приемной до санузлов – придумано и сделано очень добротно и оригинально. Дорогие материалы в отделке и фасадах, продуманные до мелочей детали и приемы – все говорит о том, что это здание – визитная карточка страны.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

два + семь =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>