Архитектурная мастерская – поиск архитектурной среды

Архитектурная мастерская

Архитектурному бюро, как и любой другой коммерческой организации, необходим офис, или, по-старому, архитектурная мастерская. Из глубины веков идет понятие архитектурной мастерской, куда можно уйти от суеты и творить. Кроме того, там же можно держать плоды своих трудов, которые занимают уйму места. Не случайно в архитектурных вузах принято выделять студентам на группу по аудитории для работы во внеурочное время и хранения архитектурных макетов и подрамников.

На первый взгляд кажется, что архитектурное бюро вполне может разместиться в обычном офисном помещении, которых сейчас существует великое множество. Но бюро работает, а точнее сказать, живет в несколько ином режиме, чем другие коммерческие организации. Да и само помещение является его визитной карточкой и нуждается в особом эстетическом осмыслении. Чтобы разобраться в том, как и где архитекторы устраивают свои мастерские, мы встретились с руководителями нескольких бюро Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

ПОИСК

В Париже и других европейских городах художникам и архитекторам позволяют занимать пустующие здания с условием, что те приведут их в приличное состояние. В России распределением мастерских издавна занимался Союз архитекторов. Однако выяснилось, что на сегодняшний момент Союзу едва-едва удается удержать мастерские, которые были получены до перестройки. Петербургские архитекторы арендуют помещения у Худфонда, но в большинстве случаев студию приходится искать по знакомым, по газетам, с помощью риэлтеров, то есть архитекторы оказываются в тех же условиях, что и любые другие организации.

ТОЛЬКО ЦЕНТР

В большинстве своем архитекторы предпочитают центр города. Причем московские архитекторы центром считают район станции метро «Маяковская», где расположена большая часть разрешительно-согласовательных организаций. Аналогично рассуждают и их нижегородские коллеги, стремясь «поселиться» в верхней части города. Но у центра есть недостаток – сложная транспортная ситуация, причем вне столицы эта проблема также существует, хоть и в меньшем масштабе. Мало того что сложно добраться в офис и вам, и вашим клиентам – нередко поблизости не найти парковки. В связи с этим многие принимают решение чуть удалиться от центра и выбрать офис с хорошей транспортной доступностью, например на пересечении больших дорог. В Москве деловая часть города расположена на западе; в Нижнем Новгороде это район Канавино – рядом с вокзалом, в заречной части города. Некоторые организации размещают свои офисы за городом, в основном это бюро, работающие с загородными домами. Например, в Москве стало популярным открывать офисы на Рублево-Успенском шоссе. Кстати, офис Номана Фостера находится далеко от центра Лондона, в районе Баттерси, в окружении построек архитектора.

ВЫБОР ЗДАНИЯ. ОФИС

Современный офисный центр предоставляет множество важнейших услуг – от охраны до питания и уборки, однако архитекторы редко устраивают там свои мастерские. «Бюро может сидеть в офисном центре, – говорит архитектор Дмитрий Быков, – но это будет скорее компромисс, чем радость. Там “белые воротнички”работают от звонка до звонка, мы же порой поздно приходим, поздно уходим и в целом ведем совершенно другой образ жизни, с их точки зрения – живем кое-как. Жизнь в таком здании более регламентирована, чем нужно архитектору». Тем не менее, если офисное здание небольшое и вам предоставляют возможность перепланировать помещение – это неплохой вариант: по крайней мере, вокруг будет чисто. Кроме того, офисный центр нередко имеет собственную автостоянку. Другой вопрос, что аренда офиса чаще всего оказывается наиболее дорогостоящим из всех возможных вариантов.

ВЫБОР ЗДАНИЯ. ЖИЛЬЕ

Есть различные варианты размещения в жилых зданиях. Под студию можно снять квартиру; это незаконно, но практикуется до сих пор. Есть еще два недостатка квартир: невозможность серьезной перепланировки и ограниченная площадь (развивающемуся бюро через 2–3года в квартире станет тесно). Существуют также различные нежилые помещения: чердаки, специально запроектированные архитектурные мастерские в подвалах и нежилые этажи стилобата. Сидеть в подвале удобно только стой точки зрения, что в него, как правило, есть отдельный вход. В остальном подвал неприятен: там мало света, повышенная влажность, низкие потолки, а из окон видны лишь проходящие мимо туфли. Все остальные помещения в жилых домах неудобны в первую очередь из-за общего с жильцами входа и сложностей с коммуникациями. В Москве, как и в других крупных городах, есть сталинские здания с нежилыми «архитектурными излишествами» в виде башенок, а также мансарды и чердаки. Архитекторов привлекают нестандартные формы интерьера –наклонные скаты, отсутствие перегородок и изобилие света. Недостаток чердака в том, что придется сильно потратиться для превращения его в теплое и сухое место. Как правило, в жилых домах лестница и лифт производят тягостное впечатление. В то же время жильцы болезненно реагируют на появление мастерских: их прежде всего смущает тот факт, что люди из мастерской часто покидают помещение среди ночи.

 

ВЫБОР ЗДАНИЯ. ЦЕХ

Пространства бывших промышленных зданий «с историей» привлекают архитекторов во всем мире. Наша страна – не исключение. Это во многом связано с нынешней модой на брутальные интерьеры. Кроме всего прочего, цеха просторны и светлы; в них легко сделать планировку по своему вкусу. С этой точки зрения интересным представляется опыт московского центра дизайна Artplay. Помещения бывшей шелкоткацкой фабрики «Красная Роза» понравились многим архитекторам и дизайнерам, и они с удовольствием туда вселились. И хотя, к сожалению, «Розу» скоро снесут, мастерские в промышленных объектах, вероятно, будут появляться. Слишком хороший тренд.

ВЫБОР ЗДАНИЯ. СТАРЫЙ ДОМ

Старинные здания – одно из излюбленных мест поселения архитекторов. По их собственным признаниям, соприкосновение с творчеством предков вдохновляет. Особенно распространена такая практика в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Там архитектурные бюро по большей части при первой же возможности стремятся купить квартиры в домах исторического центра. Обратите внимание, что речь идет именно о выкупе площадей. Правда, после покупки квартиру необходимо перевести в нежилой фонд, а для этого нужно устроить отдельный вход. Кстати, если старинное здание не выкупить, то есть опасность, что его неожиданно поставят в очередь на снос или что владелец продаст его (или просто изменит арендные ставки). Те, кому удалось решить эти проблемы, довольны.  Питерское архитектурное бюро «Евгений Герасимов и партнеры», одно из самых крупных в городе, расположилось наилучшим образом: в добротном дворовом флигеле за портиком служительских конюшен работы Карло Росси, неподалеку от Невского проспекта. Еще один вариант устройства архитектурной мастерской в старинном здании – аренда площадей в новых надстраиваемых мансардах. Это особенно удобно, если мансарду спроектировали вы сами. В Нижнем Новгороде фирма «Архстрой» обзавелась мастерской в результате реконструкции старинного здания: архитекторы построили мансардный этаж и затем выкупили его в собственность у владельца здания. Найти помещение – лишь полдела: его еще надо освоить с точки зрения функции и стиля. Пыльные коридоры больших институтов постепенно уходят в прошлое. Современность предлагает множество возможностей. Сегодня архитекторы могут найти помещение не просто удобное, но вдохновляющее на творческий поиск.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

2 × три =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>