Архитектура Возрождения (Ренессанс)

Замок Шамбор. Луара. Архитектура Возрождения (Ренессанс)

Содержание

Архитектура Раннего Возрождения. Флоренция

Для итальянской архитектуры Раннего Возрождения характерны гармония, чистота пропорций и сила, использование классических мотивов и античного ордера. В то же время обращение итальянской архитектуры XV в., особенно флорентийской, к античным образцам вовсе не означало резкого отхода от готического и романского стилей. Новая архитектура временами включала в себя элементы прежнего стиля и местные строительные особенности, соединяя старое и новое идеями преемственности и гражданской гордости. Новый стиль в архитектуре был тесно переплетен с ха-рактерным для Возрождения интересом к античной литературе, философии и математике. Правители и заказчики хорошо понимали значимость архитектуры и планирования городов для построения идеального общества.

Купол Флорентийского собора (XV в.)

Огромный купол, который писатели того времени сравнивали с достижениями древних, стал символом не только Флоренции эпохи Возрождения, но и общего восстановления строительных и инженерных навыков. Возведенный в начале XV в., купол был крупнейшим, построенным со времен античности.

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция

Купол Флорентийского собора имел готические очертания, но в устройстве фонаря заметно подражание античным образцам: и в использовании ниш, коринфских колонн с каннелюрами и в выступающих волютах, и в применении камня – все это делает фонарь собора одним из первых примеров архитектуры, вдохновленной античностью.

Аркада. Площадь Санта-Мария-Новелла. Флоренция (1490-е гг.)

Филиппо Брунеллески, архитектор, создавший купол Флорентийского собора, часто использовал ритмические аркады с коринфскими колоннами. Этот мотив впоследствии часто повторялся другими архитекторами, например на площади Санта-Марии- Новелла. Чистота и симметрия этих аркад резко контрастировали с общим средневековым обликом города.

Санта-Мария-Новелла

Итаяьянская храмовая архитектура Раннего Возрождения

Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Центральная часть здесь обычно разделена на небольшие помещения и с античных времен использовалась для мавзолеев и мартириев. План базилики происходил от римских залов собраний. Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Интересно сравнить, как каждый из них использовал возрожденный язык классической архитектуры.

Филиппо Брунеллески использовал в качестве модуля для построения базилики ячейку нефа, перекрытую крестовым или сомкнутым сводом. Центральный неф и трансепт образовывали в плане латинский крест.

Базилики обычно имели один или два боковых нефа и центральный. Центральный неф часто был выше боковых. Брунеллески в интерьерах храмов использовал аркады с полукруглыми арками, опирающимися на коринфские колонны, чтобы отделить центральный неф от боковых. Верхний ряд окон освещал центральный неф.

То новое, что привнес Брунеллески в архитектуру, заключалось не только в воз-рождении античных традиций, но и конструктивная основа его архитектуры, где внешний облик здания и его внутреннее пространство были тесно связаны.

Брунеллески часто использовал центрические планы. План этой капеллы основан на двух связанных между собой многоугольниках.

Романские формы

В отличие от Брунеллески. Альберти, не понаслышке знакомый с монументальной древнеримской архитектурой, использовал мощные цилиндрические своды с кессонами. Эти строения напоминали массивную архитектуру римских терм.

Строения с центрическим планом имели в своей основе правильные многоугольники, круги или квадраты. Эти формы ассоциировались с идеей совершенства, и, позднее, Альберти рекомендовал их как идеальные для храмовой архитектуры.

Капелла Пацци. Флоренция

Капелла Пацци архитектора Филиппо Брунеллески

Гармоничная соразмерность, простота и изящество были характерны для построек Брунеллески. Эти черты отличают капеллу Пацци во Флоренции. Брунеллески использовал белую штукатурку, а детали (колонны, пилястры, консоли) вырубал из местного серого камня.

Церковь Сант-Андреа. Мантуя (1472-1494 гг.)

Эта церковь спроектирована архитектором и теоретиком архитектуры Леоном Баттистой Альберти, хотя достраивалась она уже после его смерти. В плане базилик, построенных Альберти, место боковых нефов занимают большие капеллы, выходящие в центральный неф. Сант-Андреа. Мантуя

Дворцы Флоренции эпохи Возрождения

Внешне итальянские дворцы Средневековья не отличались особым изяществом и более походили на крепости. В XV в. возникла новая форма архитектуры жилых зданий, удовлетворявшая более просвещенному и утонченному вкусу Возрождения. Дворцовое строительство развивалось под сильным влиянием таких ранних построек, как дворец могущественных Медичи во Флоренции. Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Дворцы были символом власти и богатства династий, чьи амбиции ясно выражались в архитектуре этих зданий.

Палаццо Медичи. Флоренция (начат в 1444 г.)

Палаццо Медичи – трехэтажное здание, отделанное камнем. По сравнению со средневековыми дворцами, в нем гораздо больше окон и внутренние помещения лучше освещены, особенно в двух верхних этажах. Фасад палаццо Медичи и отличается гармоничностью. За исключением нависающего карниза, в нем использовано мало античных мотивов.

Палаццо Медичи

Закрытые внутренние дворики были одновременно функциональны и красивы. Как правило, они были окружены аркадами сводчатых проходов, поддерживаемых колон-надами и консолями. Здесь устанавливались скульптуры. Комнаты первого этажа, окружавшие внутренний дворик, обычно служили для деловых целей или же были складами. Многие флорентийские дворцы унаследовали от местных средневековых зданий двустворчатые окна.

Основные жилые помещения были расположены на втором этаже, на верхнем этаже жили младшие члены семейства и дети. Иерархия этажей была отражена и на фасаде здания – в верхних этажах вместо рустовки использовали обычную кладку.

Применение крупных, грубо отесанных камней при строительстве первого этажа здания создавало ощущение прочности и мощи. Камни иногда обтесаны как выпуклые блоки, иногда просто грубо вырублены. Чрезвычайно дорогая рустовка подчерки вала богатство заказчика.

Вариации на классическую тему

В любом языке существуют местные диалекты, существовали они и в архитектурном языке Италии времен Возрождения. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. В городах, подобных Венеции, новые здания отражали местные традиции, хотя использовали также и классический словарь. В Северной Италии в качестве строительного материала широко использовали кирпич, и в эпоху Возрождения многие здания по-прежнему покрывали изразцами, мрамором и скульптурными панелями, маскировавшими классические формы. Тем не менее к XVI в. во многих местностях Италии появились здания в стиле Высокого Возрождения, вдохновленного классическими примерами.

Разноцветные мраморные фасады казались еще более роскошными, отражаясь в водах Венеции. Архитектура церкви Санта-Мария-деи-Мираколи может служить примером сочетания местного и классического стилей. Фасад украшен коринфскими и ионическими пилястрами и покрыт дорогим разноцветным мрамором.

церкви Санта-Мария-деи-Мираколи

Рельефы традиционно использовались в украшении зданий, особенно в Ломбардии и Тоскане. Такие орнаменты, использовавшиеся, в основном, в интерьерах. подражали классическим римским образцам. На них часто изображались фантастические существа, завитки листьев и урны.

В плане дворцы Венеции обычно имели L-образную форму, за их узким фасадом скрывалось вытянутое по горизонтали здание. Палаццо Лоредан, построенное в XVI в., как и другие венецианские дворцы эпохи Возрождения, сочетало в себе клас-сическую основу с изобилием украшений. Все три этажа увенчаны тяжелыми карнизами и украшены коринфскими пилястрами, между которыми были расположены окна с характерным богатым остеклением местного стекольного производства.
Пилястры являлись декоративными, элементами и не играли роли в конструкции здания. Они были украшены резным мрамором, лепниной или росписью.

В Северной Италии существовали давние традиции производства кирпича, и классические формы здесь использовались с учетом этого материала. Во дворцах Болоньи смешивались характерные местные детали, такие как выходящие на улицу аркады, низкий верхний этаж и выступающие закругленные контрфорсы, аркатурные фризы, крупные карнизы. Изящная терракотовая отделка вокруг карнизов и окон была местным элементом.

Для архитектуры Возрождения Северной Италии характерно не только большое количество декора, но и использование разноцветных материалов в отделке здания. Такие, строения, как монастырь Чертоза в Павии, были буквально покрыты орнаментом из черного, зеленого и белого мрамора и красного порфира – материалов, ассоциирующихся с античностью.

монастырь Чертоза в Павии

монастырь Чертоза в Павии

Во многих зданиях Ренессанса используются детали более ранних построек, например готические украшения дворца Дожей в Венеции, арки тимпанов Скуола- Гранде – ди – Сан – Марко, купола Сан-Марко.

Такие детали, как ниши, капители и консоли, в архитектуре Северной Италии часто органично вписываются в облик зданий.

Церковная архитектура Италии XVI в.

В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. Восстановление папского двора и необходимость срочной реконструкции пришедшего в упадок города обеспечили заказы на строительство от пап, кардиналов и новых религиозных орденов. Архитектура служила мощным орудием, с помощью которого католическая церковь подчеркивала свое значение и силу. В XVI в. построены знаменитые церкви, как с центрической, так и с базиликальной планировкой. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Архитекторы изучали древности Рима и новые здания, построенные, в частности, Донато Браманте. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным.

Собор Св. Петра. Рим

Перестройка собора Св. Петра растянулась на XVI и начало XVII в. По проекту Браманте, собор должен был стать центричным купольным сооружением. Его базиликальная планировка относится к 1605 г. Восточная, алтарная часть собора была завершена Микеланджело, разместившим здесь коринфские пилястры.

Собор Святого Петра

Темпьетто. Рим (начало XVI в.)

Этот храм, построенный Браманте. может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Это здание считалось совершенным уже при жизни архитектора и стало единственным современным строением, включенным Андреа Палладио в его книгу о римских храмах. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Метопы украшены эмблемами папского достоинства.

Темпьетто. Рим

Темпьетто. Рим

Власть и знатность, отраженные в архитектуре

В XVI в. использование классического словаря архитектуры отличалось уверенностью и ясностью. Авторы систематизировали использование ордеров и интерпретировали теорию архитектуры. Большое внимание уделялось городскому планированию, города были украшены чудесными общественными и частными зданиями. Города и частные лица выражали свою власть в великолепии в новых зданиях. Классический язык архитектуры, использовавшийся при строительстве, символизировал власть, порядок и авторитет.

Палаццо Фарнезе. Рим (XVI в.)

Впечатляющая дворцовая архитектура во многих городах основывалась на флорентийской модели трехэтажного здания с внутренним двориком.
Палаццо Фарнезе – пример развитие этого типа в XVI в. Все этажи были оформлены в одном стиле.

Палаццо Фарнезе

Частные заказчики желали не только украсить свой город, но и подчеркнуть собственную значимость средствами архитектуры. Часто использовались гербы и фамильные девизы. Эмблемы Фарнезе украшают фриз. Угловые камни служат укра-шением углов здания. В Палаццо Фарнезе они контрастируют с плоскостью стены и четко обозначают границы огромного здания.

Основы устройства венецианских дворцов мало изменились в течение XVI в., но архитекторы стали использовать устоявшиеся классические образцы фасадов. В дан-ном случае, любовь венецианцев к роскоши выражена в использовании коринфского ордера и каннелюр.

Виллы и сады

Виллы, сады и красивые виды располагают к удовольствиям и праздности, а стремление к созерцательному покою сельской местности рассматривалось как противовес суете городской жизни. Многие знатные семейства, принцы и кардиналы старались создать идиллические места уединения. Это могли быть большие виллы, расположенные в сельских поместьях, или маленькие виллы, построенные среди виноградников и садов неподалеку от города. Ученые и правители времен Возрождения получали знания об античности, в основном, из древних текстов и письменных источников, и в XVI в. был очень велик интерес к попыткам выяснить, как были спланированы древнеримские дома.

Выбор места для виллы был важен как с эстетической, так и с практической точки зрения. Предпочтение отдавалось склонам холмов или возвышенностям, особенно ценились виды на реки и озера. Природные источники использовались и для устройства сада, и для домашних нужд.

Вилла Ротонда. Виченца (1566-1570 гг.)

Во второй половине XVI в. Андреа Палладио построил несколько вилл, отличавшихся гармоничными пропорциями и принесших ему известность. На плане видна строгая симметрия, характерная для его проектов. Вилла Ротонда, оказавшая большое влияние на другие постройки, имела центричную планировку, с купольным залом посередине, и была симметрична относительно двух осей.

Вилла Ротонда. Виченца

Пригородные виллы, такие как вилла Ротонда, чаше использовались не для длительного летнего проживания, а для обедов и развлечений. Большинство помещений могло выполнять различные функции, в зависимости от погоды и сезона. Служебные помещения обычно находились на первом этаже, а из главных комнат открывались прекрасные виды. Входом в здание служили четыре одинаковые фронтонные портики.

Королевские замки Франции XVI в.

Язык и стиль итальянского Возрождения медленно распространялись за пределы городов-государств Италии.
В течение XV столетия во Франции. Испании и Северной Европе продолжала преобладать готическая архитектура. Знания и интерес к подражающим античности итальянским строениям начали распространять путешественники, возвращающиеся из Италии, и итальянские архитекторы и мастеровые, работавшие за пределами своей страны. Франциск I и его сын, Генрих II, придавали большое значение власти, связанной как с политическим, так и с культурным господством. Оба монарха строили прекрасные и пышные замки.

Замок Шамбор. Луара (начат в 1519 г.)

Архитекторы французского Возрождения не копировали слепо итальянские образцы. Классический язык Италии часто находил применение, но французы, выработали свой собственный стиль.
В замке Шамбор нижние этажи украшены пилястрами. Большой карниз и балюстрада сочетаются с крутой крышей и башенками, напоминающими о более раннем стиле французской архитектуры.

Замок Шамбор. Луара

План первого этажа замка Шамбор строго симметричен, что является характерным для Возрождения, а угловые башенки напоминают о фортификационных сооружениях замков Средневековья.
Анфилады комнат становились все более характерной чертой французской, дворцовой архитектуры. Возможно, впервые они появились в замке Шамбор, где были соединены коридорами с главной лестницей.

Архитектурный язык Франции

Франция ответила на появление итальянского классического стиля более не-посредственно, чем другие европейские страны, хотя и здесь классические черты временами проявлялись в основном в элементах декора. Сыграла свою роль не только географическая близость Италии, но и распространение информации через книги, гравюры и рисунки. Себастьяно Серлио, непосредственно знакомый с римской архитектурой Браманте и Рафаэля, был одним из тех художников и гуманистов, которых Франциск пригласил к своему двору. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии.

Фонтенбло

Росписи, резьба, лепнина, скульптура украшали роскошные интерьеры замка в Фон-тенбло. Кессонированные деревянные потолки, стены, покрытые деревянными панелями, золоченые рамы и зеркала были характерны для этого стиля, распрост-ранившегося затем не только во Франции, но и в других странах.

Фонтенбло

Франциск I приглашал многих итальянских художников, и они создавали роскошные интерьеры Фонтенбло. Собственный стиль, сложившийся здесь в декоре интерьера, включал роспись, лепнину и скульптуру, использование ордера. Палладио описывает ордера и их элементы в четвертой книге своего трактата. Он показывает эволюцию ордера. В Фонтенбло рустовка нижнего этажа создает впечатление прочности.
В портике в Фонтенбло используется стоечно-балочная конструкция с антаблементом. Колонны коринфского ордера поддерживают балки.
Две роскошные изогнутые лестницы с резными балюстрадами, рустовкой ведут к главному входу в здание, расположенному на уровне второго этажа.

Надгробная скульптура

Архитектура гробниц эпохи Возрождения использовала классические элементы, хотя во многом сохраняла средневековые традиции. Несколько французских королевских гробниц были выполнены итальянскими скульпторами, в том числе гробница, построенная для Людовика XII, с арочным навесом, богато украшенным коринфскими пилястрами, широким фризом и выступающим карнизом.

Общественные здания Северной Европы

Язык архитектуры эпохи Возрождения обычно ассоциируется с классическими формами, основанными на изучении греческих и римских образцов. Кроме того, они связывались с католической религией и мало подходили для большинства стран Северной Европы. Одним из важных архитектурных элементов, получивших повсеместное распространение в Северной Европе, был украшенный фронтон. Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. Возможности архитектуры выражать гражданскую гордость и национальную принадлежность часто использовались в северных городах при строительстве крупных общественных зданий. Несколько зданий муниципалитетов и гильдий XVI в. сочетают в себе характерные местные элементы с применением классических мотивов. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.

Ратуша. Антверпен (1561-1565 гг.)

Ратуша. Антверпен

Знание итальянской архитектуры распостранялось в Северной Европы двумя путями: через архитектурные трактаты, переведенные на голландский и другие языки, и через архитекторов, работавших в Италии. Корнелис Флорис, построивший ратушу в Антверпене, много лет провел в Италии и отразил в этом здании знание Браманте. Здание, построенное в стиле классицизма, имеет щипцовый фронтон, играющий скорее декоративную, чем функциональную роль. Будучи одним из первых сооружений, построенных в итальянском стиле, оно оказало большое влияние на архитектуру ратуш в Нидерландах.

Елизаветинские «дома чудес»

В Англии, как и в остальной Северной Европе, в XVI в. еще продолжал доминировать готический стиль. Знание классической архитектуры доходило сюда не непосредственно из Италии, а через другие страны, в основном из Германии и Нидерландов. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». Некоторые из них были возведены, или же перестроены, специально для роскошных развлечений Елизаветы I и ее окружения во время ежегодных Королевских выездов. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле.

Лонглит

Лонглит
Дом, в котором мог разместиться королевский двор, должен был включать не только длинную галерею и огромные залы для блестящих увеселений, но и разумно спланированные кухни и служебные помещения для ведения безупречного хозяйства. Требовались также и жилые помещения. Все это можно увидеть на плане Лонглита, симметричном относительно двух осей.

Лонглит был перестроен в 1570 гг. и включил в себя более ранние постройки. Оригинальность здания отчасти заключается в его симметричном и гармоничном фасаде, с роскошным переплетом окон.

Фасад Лонглита сочетает в себе сдержанность и упорядоченность архитектуры Возрождения с чисто английским мотивом – эркерными окнами. Слегка выступающий эркер оживляет фасад, не нарушая его мрачной монументальной гармонии.

Архитектура эпохи короля Якова

В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). В отделке интерьеров распространилась лепнина и резьба по дереву, а также украшенные камины и дверные проемы. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии, имевшей тесные связи с Нидерландами. Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Во многом они были сходны с более ранними домами. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив.

Одли-Энд

Прекрасный образец «дома чудес» времен короля Якова. Строительство началось в 1603 г. Монуменальное гармоничное здание, которое оживляли боковые флигели разной высоты.

Одли-Энд

В оформлении подъездов часто использовался классический ордер. В Одли-Энде двухъярусные подъезды имели арочные проемы, обрамленные группами колонн. Над подъездами были расположены глубокие балюстрады с резными украшениями.

Многие здания времен Елизаветы и Якова отличались большими окнами. Окна были обычно высокими, со средниками и выступающим горизонтальным переплетом.

Архитектура Иниго Джонса

Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг.) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Джонс не ограничивался классическими украшениями, для него была важна конструктивность здания, сочетание функции, гармонии и пропорциональности. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко.

Иниго Джонс

Банкетный зал. Лондон (1619-1622 гг.)

В этом солидном и гармоничном здании воплотилось восприятие Джонсом итальянского Ренессанса. Классический двухъярусный фасад свидетельствует о полном понимании стиля Высокого Возрождения. Здание Банкетного зада состоит из двух соединенных кубов. Здесь видно характерное для Возрождения внимание к комфорту, создаваемому правильными формами. Первоначально Банкетный зал использовали для устройства королевских банкетов, празднования государственных событий и спектаклей.

Ковент-Гарден. Лондон

Джонс спроектировал Ковент-Гарден, первую в Лондоне правильную и симметричную площадь, по примеру виденных им итальянских образцов. Площадь окружена зданиями без украшений, с открытыми галереями на первом этаже.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

4 + 4 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>