Архитектура раннего христианства и Визинтии

Архитектура раннего христианства и Визинтии

Базилика

Христианство было официально признано в 313 г., когда римский император Константин, издал Миланский эдикт. К 326 г. оно стало официальной религией Римской империи. Византия, восточная часть Римской империи с новой столицей, Константинополем (ныне – Стамбул), протянулась от Милана и Кёльна на западе, до Сирии на востоке, Греции и Египта на юге. Христианство нуждалось в новых архитектурных формах, но первоначально была использована античная базилика с прямо-угольным залом для собраний, которая могла служить для различных общественных целей и не была связана с язычеством. Она прекрасно подходила для христианских богослужений.

Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом – с западной. В апсиде располагался алтарь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.

Внешний облик раннехристианских базилик был чрезвычайно простым, например фасад базилики Св. Петра. Это также относится и к храмам Ближнего Востока, например, церкови V в. в Турманине. Она типична для Сирии, с широкой аркой входа и двумя соединенными колоннадой башнями над западным фасадом.

bazilika_san-vitale

Стены базилик обычно были из кирпича или перемежающихся кирпича и бетона с облицовкой из камня. Тип зданий в виде базилики оказался очень удобным для церковной архитектуры. Он использовался как в ранних христианских постройках, так и в поздних, как в римских, так и в византийских. Трансепт – поперечный неф между апсидой и пространством продольных нефов. В плане пересечение трансепта и нефа образует латинский крест.

Базилика Св. Петра. Рим (319- 322 гг.)

Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток. Атриум – это большой перистильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение.

Интерьеры храмов

Простой внешний облик ранних христианских церквей (III-V вв.) контрастировал с роскошью интерьера. Легкие арочные колоннады и тонкие, с большими окнами стены среднего нефа казались хрупкими, нематериальными. Это ощущение подчеркивал еще и свет, падающий из окон и из апсиды. Стены были покрыты полированным мрамором, мозаикой и фресками. Мраморные колонны завершались позолоченными капителями. Пол был покрыт мраморной мозаикой, перекрытия позолочены. На всем этом играли блики света, подчеркивая переход от освещенной средней части к затененным боковым нефам. Апсида была украшена мозаикой с изображением Христа. В Риме капители, колонны и антаблемент часто переносились из античных построек. Апсида – полукруглый выступ, который находится в восточной торцовой части храма. Ее перекрывает полукупол или сомкнутый полусвод (конха). В апсиде находится часть алтаря.

Центральный и боковые нефы были разделены рядами колонн с аркадами, опирающимися на них. Аркада могла быть двухъярусной. Перекрытие боковых нефов было ниже, чем центрального, позволяя окнам в верхней части стен центрального нефа – клерестория – освещать помещение сверху.
Боковые нефы иногда имели второй ярус, или хоры. Часто женщины во время службы стояли на хорах; если их не было, то мужчины и женщины находились вместе.

Алтарь в храме был приподнят на несколько ступеней и отделен от центрального нефа парапетом и алтарной преградой. Алтарная часть – вима, предназначалась только для священника. Отсюда он мог проследовать к амвону. Амвон в раннехристианских и византийских церквях – кафедры, расположенные по сторонам хора или под центральным куполом. Символизирует камень у Гроба Господня. Обычно он был вырезан из камня и богато декорирован. Стены и пол многих церквей были декорированы мозаикой из цветных мраморов, составляющих орнаментальный геометрический рисунок.

Базилика святого Димитрия в Салонниках

Базилика святого Димитрия в Салонниках

В центральном нефе базилики Св. Димитрия в Салониках были использованы античные колонны и капители.
Эта капитель украшена листьями аканта и орлами. Над ней расположен импост – верхний камень столба, служащий опорой арки. Здесь – в виде четырехгранной перевернутой пирамиды.

Центрический план

Раннехристианская архитектура заимствовала у римских построек центрический план, основывающийся на круге, кресте или многоугольнике. Эта форма была характерна для погребальных сооружений типа тумулусов. Идея храма- мавзолея (мартириума), воздвигнутого над могилой христианского мученика, возникла в первые века христианства. Развитие конструктивных возможностей таких храмов-мавзолеев привело к выделению купольной части со световым барабаном и развитию крестовокупольной системы во многих христианских храмах и баптистериях.

Мавзолеи

Раннехристианские гробницы следовали традиции римских мавзолеев, которые также были центричны. Они отличаются от своих римских прототипов тем, что строились обычно возле базилики. Большинство имело центральное пространство с колоннами и галереей.

Раннехристианские мавзолеи
Интерьеры мавзолеев были богато украшены, как, например, в мавзолее Констанции. Здесь мозаика покрывала стены. Ее сюжеты следовали четкой схеме: сначала геометрические орнаменты, затем виноградные лозы и путти и наконец ветхозаветные сцены в куполе.

Латеранский баптистерий. Рим (ок. 315 г.)

В эпоху раннего христианства строились специальные здания для крещения – баптистерии. Чаще всего они были центричны в плане, с куполом, опирающимся на цилиндр или восьмиугольник. Число 8 символизирует возрождение, потому что мир начался на восьмой день после Сотворения.

м

Мавзолей Констанции. Рим (350 г.)

Эта гробница, построенная для дочери Константина Констанции, – круглое, перекрытое куполом пространство. Прорезанный окнами барабан опирался на арки, которые поддерживал двойной ряд коринфских колонн, соединенных попарно импостами.

Мавзолей Констанции

Равенна

В 395 г. Римская империя была разделена. Пока на востоке Византийская империя процветала, запад был под угрозой постоянных вторжений.
В результате, в 402 г. западная столица была перенесена из Милана в Равенну, и в конце V в. остготский король Теодо- рих (495-526 гг.) перевел двор в Равенну, поддерживающую близкие связи с Константинополем. Когда в VI в. Италия была вновь завоевана Юстинианом, Равенна стала местом пребывания византийских вице-королей. Политически и географически она соединяла Запад и Восток, и многие постройки демонстрируют влияние зарождающегося византийского стиля.

Равенна

Сант-Аполлинаре-ин-Классе (532-549 гг.)

Хотя это всего лишь простая трехнефная базилика, Сан-Аполлинаре-ин-Классе сочетает множество восточных элементов: нартекс, с двумя башнями по бокам; центральная апсида, скорее многоугольная, чем полусферическая снаружи;
и две апсиды по бокам.

Мозаики создавались из маленьких кусочков камня или пекла. Стекло покрывалось с оборотной стороны золотом, что создавало особый эффект блеска и мерцания света. Мозаики покрывали большие поверхности, создавая монументальные композиции. Эта мозаика изображает императора Юстиниана в церкви Св. Виталия в Равенне.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Ранневизантийская архитектура

Эпохой наивысшего расцвета Византийской империи был VI век, время правления Юстиниана (527- 562 гг.). Константинополь доминировал как политический и культурный – если не религиозный – центр. Огромное строительство, которое велось в Византии, привело к тому, что раннехристианские формы развились в византийский стиль. Пока базилика оставалась доминирующей формой на западе, на востоке возрастала центричность, квадратное подкупольное пространство, барабан с окнами и купол. Такая схема храма частично была обусловлена особенностями литургии. Новый центрический план фокусировал внимание на центральном нефе и подкупольном пространстве.

Церковь Сергия и Вакха. Константинополь (527-536 гг.)

Построенная Юстинианом, церковь в плане представляет собой восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов несут купол. На первом этаже церкви капители несут следы античности в некоторой скульптурности объемов, но применение прорезного орнамента говорит о стремлении к легкости и ажурности форм.

Церковь Сергия и Вакха

Купол церкви Сергия и Вакха в диаметре – 16 м. Он опирается на восьмигранник. Купол не скрыт под деревянной крышей и виден снаружи.

Святая София. Константинополь (532-537 гг.)

Собор Св. Софии – самый грандиозный и выдающийся памятник византийской архитектуры. Он совершенно уникален – ничего похожего никогда больше не было построено. Он воздвигнут императором Юстинианом на месте разрушенной базилики с тем же названием. Строители Софии в Константинополе – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были не просто квалифицированными ремесленниками, но выдающимися инженерами и архитекторами, людьми, прекрасно образованными.

Святая София. Константинополь

В соборе Св. Софии учтены все основные достижения архитектуры прошлых веков, вое назначение, новые конструктивные приемы, новые художественные особенности. Св. София является памятником своей эпохи, обладающим необыкновенной силой воздействия. Основной строительный материал собора – кирпич, но также использован и камень для восьми столбов подкупольного пространства.
В 558 г., через 20 лет после завершения работ купол, видимо из-за землетрясения, упал. В 563 г. он был восстановлен.

Собор Св. Софии – купольная базилика в плане, Здесь сохраняется центральный и боковые нефы и большое полку мольное пространство. Купол в диаметре 32 м опирается на четыре арки, поддерживаемые четырьмя большими столбами.

Система полукуполов связывает купол Св. Софии с ее базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых, шестой полукупол заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса.

Различные купола и полукупола были покрыты свинцом и четко вырисовывались во внешнем облике собора. направляя взгляд к центральному куполу. Построенный из кирпича, без украшений снаружи, храм массивен и аскетичен.

Архитектура после Юстиниана

В Византии никогда больше уже не было построено столь грандиозного собора, как Св. София. После смерти Юстиниана в 562 г. империя потеряла часть своих территорий. В VIII в. на западе стало возрастать значение франков. Завоевания Карла Великого привели к созданию обширной империи, и в 800 г. папа провозгласил его императором. Веря в то, что упадок Византийской империи является результатом божественного гнева из-за почитания икон, император Лев III в 726 г. начал иконоборческое движение. Церкви рас-писывались теперь лиственными и геометрическими орнаментами, крестами. Аскетичность была характерна и для внешнего вида храмов. Церкви строились маленькие, доминировали купольные базилики и крестово-купольные храмы.

Крестово-купольная церковь Св. Софии в Салониках (780-е гг.)

Крестово-купольный тип церкви был очень распространен в течение долгого времени после смерти Юстиниана. Купол опирается на четыре столба, а перекрытые цилиндрическими сводами концы креста почти одинаковы. Этот центральный объем был окружен боковыми нефами и нартексом-галереей.

церковь Св. Софии в Салониках

Это типичная крестово-купольная церковь, ее крестообразная в плане центральная часть отделена от крайних боковых нефов аркадами, которые опираются на столбы и колонны. Такое чередование разных опор характерно для ранневизантийской архитектуры. В восточной части расположены три апсиды.

Архитектура средневизантийского периода

Период, начиная с 843 г, с конца иконоборчества до захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г., известен как средневизантийский период. Первые 180 лет правления Македонской династии были почти золотым веком: возвращены территории в Греции и Италии, завоеваны новые земли на Востоке, и культурное возрождение соеди-нилось с появлением множества новых типологий в церковной архитектуре.
В 1057 г. власть захватила династия Комнинов. Их правление было относительно стабильно. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на западную, римско-католическую, и восточную, греко-кафолическую (православную). К восточной церкви примкнули Сербия, Болгария и Россия.

Тромп – это свод в форме половины или четверти конуса, применяемый как переход от квадратного основания к многогранному или круглому куполу. Был особо распространен в армянской архитектуре VII в.

Купольный октагон. Неа Мони. Хиос (1042-1056 гг.)

Схема возведения купола при помощи тромпов на восьми опорах, которыми служат торцы стен и свободно стоящие столбы, является одной из наиболее распространенных в Греции. Таков собор монастыря Неа-Мони. Тромпы в углах центрального нефа образовывали октагон, поддерживающий круглый купол.

Неа Мони. Хиос

Церковь Успения Богоматери монастыря в Дафни близ Афин (ок. 1080 г.)

Храм крестово-купольный с использованием тромпов. От центрального подкупольного пространства отходят четыре цилиндрических свода, образующих крест. Небольшие пространства между рукавами креста и стенами были перекрыты сводами.

Церковь с обходом. Мечеть Фетие/церковь Паммакаристос (Богоматери Радующейся). Константинополь (XI в.)

Церковь Успения Богоматери монастыря в Дафни близ Афин

Церковь с обходом была похожа на более раннюю крестово-купольную церковь, но ее неф меньше, рукава креста редуцированны до арок в стене. Окружающее пространство было также более широким и одной ширины, в то время как галереи были устранены, создав простой обход вокруг подкупольного ядра.

Поздневизантийская архитектура

В 1204 г. Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами. Империя пришла в упадок и уже не смогла оправиться от этого удара. На ее территории образовалась Латинская империя, Никейская империя, Эпирское царство и Трапезундская империя. Никея стала хранительницей византийской культуры и центром, из которого началась борьба за освобождение захваченных земель.
В 1261 г. Константинополь был освобожден Михаилом VIII Палеологом, и последующий почти двухсотлетний период (1261-1453 гг.) был назван «палеологовский». В 1453 г. Константинополь был захвачен турками- османами, и империя погибла. Византийская культура уже не разрабатывала новые формы, но совершенствовала старые.

Церковь Св. Феодора. Константинополь

Церковь XI в. была расширена за смет пристроенных нартексов с тремя куполами в 1320 г. Тщательно разработанный фасад с высокими нишами, аркадами в первом и втором ярусах.

Церковь Св. Феодора. Константинополь

Храм Богородицы монастыря Константина Липса. Константинополь

Церковь Св. Иоанна Крестителя была пристроена к более раннему храму Богородицы монастыря Липса. Церкви были соединены нартексом. и к ним была пристроена погребальная капелла.

Храм Богородицы монастыря Константина Липса

Св. София. Трапезунд (1238-1263 гг.)

Эта церковь имеет портики, возможно, это влияние грузинской архитектуры. Ее удлиненные нефы делают ее похожей на ранневизантийские постройки.

Св. София. Трапезунд

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

2 × три =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>