Архитектура ислама

Архитектура ислама

Средний Восток: Ранняя исламская архитектура

Ислам, одна из трех главных мировых религий, был основан пророком Мухаммедом, который родился в Мекке в 570 г. и умер здесь же в 632 г. Исламская архитектура возникла в VII в, на Ближнем Востоке, и затем вместе с религией проникла в другие страны. Огромная роль религии подчеркивалась строительством мечетей, которые со временем получили свою каноническую форму. Мечети чаще всего представляли собой квадратный или прямоугольный двор с аркадой, колонный молитвенный зал, минареты. Стрельчатые арки, купола, изысканный внешний декор – все это ассоциируется с исламским стилем.

Формы арок были многообразны: стрельчатая, подковообразная, трех- и многолопастная, их сочетания и др. Капители колонн украшались резным стилизованным растительным орнаментом. Поверхности стен украшались арабесками.
Резные мраморные оконные решетки с изысканными геометрическими узорами были характерной чертой ранних мечетей. Такие же решетки использовались в домах, чтобы защитить помещение от света и пыли.

Кааба. Мекка

Собственная мечеть пророка Мухаммеда в Мекке была перестроена после его смерти. Она почти кубического объема, с каменными стенами и плоской крышей, поддерживаемой колоннами. Главная мусульманская святыня, черный камень, лежит в центре мечети.

Кааба. Мекка

Колонны этой мечети соединены арками. Все арки заострены вверху – это пример раннего использования стрельчатой арки.

Мечеть Акса. Иерусалим (ок, 637 г.)

Мечеть была построена халифом Омаром в Иерусалиме одновременно с мечетью Куббатас-Сахра. Это одна из самых ранних исламских мечетей. В 691 г. она была расширена Аль-Велидом: появился большой зал с колоннами.

Мечеть Акса. Иерусалим

Мечеть Ибн-Тулуна. Каир

Мечеть окружена с трех сторон внешним двором – заида. Аркада ее нефов опирается не на колонны, а на пилястры. Одна из самых поразительных черт исламской архитектуры – ее сосредоточенность на внутреннем пространстве, а не на внешнем.
Это ранняя мечеть в Каире включала уже все основные элементы, характерные для более поздних мечетей: квадратный двор, окруженный аркадами, с дополнительными коридорами, молитвенный зал с пятью проходами и минарет. Украшенный куполом фонтан для омовений находился в центре двора.

Мечеть Ибн-Тулуна. Каир

Город

Ранние исламские здания не имели единого стиля. Он возник в период правления Фатимидов (969-1171 гг.). Просвещенные правители содействовали развитию наук и искусств. Появились характерные стрельчатые арки, купола, сложилась определенная система каменной кладки. От укреплений фатимидского времени в Каире сохранились трое ворот и части стен XI в. Внутри городских стен находились дома и дворцы, гробницы и кладбища. Изыскана по своим формам мавзолей Олджейту в Султанин в Иране. В 1250 г. власть захватила придворная гвардия – мамлюки. Мамлюкские султаны и их приближенные построили великолепные дворцы, мечети, медресе. Они возводили грандиозные ансамбли. Мамлюки правили Египтом до 1516 г.

Мавзолей Олджейту. Султания

Мавзолей султана Олджейту в Султании – великолепный пример исламской гробницы. Она восьмиугольная в плане, с лестницами с каждой стороны и маленькой усыпальницей с юга.

Мавзолей Олджейту. Султания
Толстые стены этого октогонального зала прорезаны нишами и арками галерей. Здание завершал карниз на кронштейнах и сталактитах. По углам стояли восемь минаретов, окружавших купол. Стены были декорированы голубой глазурью и алебастровой штукатуркой с росписью. Карнизы самого здания и минаретов были убраны глазурью и резной терракотой. Остатки лестниц фланкировали арочный вход. Арочный портал становится важной архитектурной деталью с начала XIV в.

Ворота Баб-ан-Наср. Каир (1087-1092 гг.)

Монументальные укрепленные северные ворота Баб-ан-Наср имеют две квадратные башни и рядом башню с винтовой лестницей.
Фасады башен разделены на три яруса небольшим выступом цоколя внизу, надписью и карнизом вверху. Второй ярус декорирован высеченными из камня щитами.

Ворота Баб-ан-Наср

Ближневосточные исламские мечети, мавзолеи, медресе

Первая исламская мечеть представляла собой простой навес во дворе жилища Мухаммеда. Молящиеся обращаются лицом к Мекке, почитаемой святыне мусульман. Соответствующим образом ориентируются и мечети. Нужное направление указывает ниша – михраб, увенчанная аркой. В соборных мечетях помимо михраба есть еще и деревянная ступенчатая кафедра – мимбар. Она появилась уже в ранних мечетях. Для правителей и наместников близ михраба выделяется деревянная решетчатая ограда. Эти основные черты мечети сложились к концу VII в. позднее были дополнены обширным двором и минаретом – башни, с которой мусульман призывали на молитву словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Муххамед пророк его».

Во дворе мечети был бассейн для омовения перед молитвой. Мечети были религиозным, социальным и политическим центром исламской жизни.

Мечеть султана Хасана. Каир (1356-1363 гг.)

Это огромный ансамбль мечети, медресе и усыпальницы. Двор с четырех сторон окружен сводчатыми айванами. Во дворе находится медресе четырех толков ислама, каждое со своим открытым двором.

Мавзолей султана был квадратным в плане, с куполом, фланкированный с двух сторон высокими минаретами. Помещения медресе были расположены на девяти этажах здания. Поперечный разрез показывает высокую комнату слева и открытый двор в центре с фонтаном под куполом на мраморных колоннах.

Мечеть султана Хасана. Каир

Открытый центральный двор обнесен стенами с нишами. Михраб – самая большая ниша в стене, указывающей направление на Мекку. За ним расположена усыпальница султана.
Большой фонтан для омовений, которые совершали перед входом в зал молитв, расположен в центре двора. Фонтан под купольным навесом является украшением двора.

Двери по обе стороны михраба ведут в усыпальницу, отделанную мрамором. Ее расписной купол опирается на сталактитовые паруса. Стены всей мечети были облицованы мрамором.

Комплексы мечетей в Египте и Персии

В Египте тип зданий с айванами начал развиваться в XII в. Эта форма особенно подходила для ансамблей с мечетями и медресе. Такие ансамбли возводились в Каире вплоть до XVIII в. На исламскую архитектуру Персии особое влияние имело вторжение турок-сельджуков в XI в., которые принесли сюда свои архитектурные формы: цилиндрические минареты, мечети с четырьмя айванами. большие купольные пространства, кирпичную кладку и орнаменты.

В поздний сефевидский период в XVII в., орнамент с глазурованной плиточной мозаикой особенно развивался в Исфахане (столице Сефевидов), в зданиях с голубыми куполами и разноцветными фасадами.

Медресе Мадери-Шах. Исфахан (1706-1715 гг.)

Это позднее медресе обладает благородством форм и пропорций, богатством многоцветных мозаик. За монументальным порталом с окованной серебром дверью расположен октогональный вестибюль.

Медресе Мадери-Шах. Исфахан

Центром столицы стала гигантская площадь Мейдани-Шах. Она была обнесена аркадами, вдоль которых росли деревья, а по мощенным камнем каналам текла вода. На севере площадь замыкал огромный базар с караван-сараями, медресе, банями и мечетями.

Мечеть Каит-бея. Каир (1472-1474 гг.)

Мечеть крестообразная в плане, с крытым двором, в который выходят четыре айвана.
Деревянные потолки расписаны золоченым узором, купол мавзолея покрыт рельефным геометрическим орнаментом. Все здания ансамбля декорированы мрамором.

Исламская архитектура Испании. Мавританская мечеть

В 755 г. династия Омейадов основала на Пиренейском полуострове государство, просуществовавшее два с половиной столетия. Его столица – Кордова – самый большой и процветающий город Европы в X в. и самое священное место для паломников. Здесь была построена большая мечеть – первое исламское здание в Испании. Ее строительство было начато в 786 г. и закончено к 796 г. Затем в 965 г. она была расширена к югу, а в 987-988 гг. – к востоку.
Так мечеть получила свои окончательные огромные размеры. Экономическое и культурное общение с Каиром и Багдадом, также тесные связи с Византией имели большое значение для формирования архитектуры юга полуострова.

Мечеть Кордовы

На поперечном сечении показаны каменные и кирпичные аркады с мраморными колоннами. Пространство под куполами выделено сложной системой пересекающихся арок. Михраб с куполом в виде раковины. Его подковообразная арка опирается на колонны.

Ранняя часть мечети представляет собой прямоугольник с одиннадцатью нефами по двенадцать арок. В 965 г. были выстроены еще четырнадцать дополнительных аркад и новый михраб. В конце X в. с востока были пристроены еще семь аркад.

Михраб был сделан в виде круглой камеры и покрыт куполом в виде раковины. Его подковообразная арка опиралась на колонны из мрамора и яшмы. Михраб был украшен мозаикой. Чередующиеся двухъярусные аркады, покоящиеся на романских колоннах, напоминали решетку. Здесь использовались пятилопастные арки и купола на нервюрах.

Мечеть Кордовы

Каркас нервюр образует свод, который воспринимает нагрузку купола и передает его на опоры. Этот свод является переходом между круглым объемом купола и многоугольным основаниям.

Двухъярусная аркада позволяла увеличить высоту зала. Колонны для аркад были взяты из античных и византийских построек. Арки, подковообразные в первом ярусе и циркульные во втором, были выложены клиньями белого и красного кирпича. Эта мечеть – выдающийся памятник мирового зодчества.

Исламская архитектура Испании. Альгамбра

Цитадель и резиденция эмиров Гранады Альгамбра была построена на вершине холма и отделена от города рекой. Дворцовые здания окружены стеной, красноватый цвет которой объясняет название ансамбля Ал-Хамра, то есть Красная. Укрепления Альгамбры относятся к XI в., а дворцовые здания – к XIII-XIV вв. Постройки группируются вокруг двух дворов с аркадами, водоемами и фонтанами. Необычайно богатство и насыщенность декора. Это и разноцветные мраморы, и мозаики, и глазури, а также орнаменты, вырезанные по алебастру и расписанные голубыми, красными тонами и золотом. Большое значение здесь играет свет. Альгамбра – блестящий пример дворцовой архитектуры мусульманского запада, по своей роскоши превосходящий архитектуру средневекового Востока.

В ансамбль Альгамбры входят два дворца, каждый с продолговатым двором. Более ранний Миртовый двор с водоемом и квадратной башней тронного зала и зала Посланников. Другой – Львиный двор с двумя павильонами, залом Суда и залом Абенсеррагов.

Альгамбра
Это открытый крестообразный в плане двор имеет символическое изображение рая. Он окружен легкими аркадами на колоннах. В центре двора бьет фонтан, чашу которого окружают двенадцать мраморных львов.

Аркады опираются на стройные колонны, кое-где соединенные по две или по три. Капители сделаны в форме кубов с закругленными углами и украшены растительным орнаментом. Тимпаны арок покрывают вырезанные по алебастру ажурные орнаменты.

Исламская архитектура в Индии

В начале XIII в. почти вся Северная Индия была завоевана тюрками, исповедовавшими ислам, а в XV-XVII вв. их завоевания распространились на всю Индию, исключая крайний Юг. На завоеванных землях прекращают существовать традиционная индийская архитектура и скульптура, но развиваются исламские архитектурные традиции, появляются новые типы и виды культовых сооружений: мавзолеи, мечети, медресе, минареты в формах, сложившихся в Средней Азии и Иране. Это было время непрерывных войн, что вызвало размах строительства фортификационных сооружений и укрепленных резиденций. Теперь доминирующим стал не храм, а укрепленный замок феодала и его мавзолей.

Гробница Хан-и-Джихан. Тилангани (1368-1369 гг.)

Восьмиугольный зал с куполом окружен открытой верандой.
На каждой стороне восьмиугольника расположены три стрельчатые арки на квадратных колоннах. Эта схема станет характерной для гробниц.

Гробница Хан-и-Джихан

Кутб-Минар. Дели (1200-1220 гг.)

Этот минарет был памятником окончательной победы мусульман над Индией. Это огромная конусообразная пятиярусная башня, построенная из красного песчаника с вставками из серого кварца и белого мрамора, покрытого резьбой.

Кутб-Минар. Дели

Соборная мечеть. Джаунпур

Эта мечеть имела массивный вход со стрельчатой аркой, открытый внутренний двор, обнесенный аркадой, и крытый молитвенный зал.

Соборная мечеть. Джаунпур

Самым богатым периодом в истории индийской исламской архитектуры было время Великих Моголов, с XVI до XIX в. Наивысшим достижением архитектуры моголов был Тадж-Махал в Агре, украшенный резьбой по мрамору, мозаиками из драгоценных камней. Биджапур был одной из столиц исламских династий в Индии, и здесь Мухаммед-Адиль-шах построил огромную купольную гробницу, размеры которой превышали размеры римского Пантеона – один из самых выдающихся памятников середины XVII в. Черты исламской архитектуры характерны и для индийских дворцов в Агре, Манду, Биджапуре, Дели с их павильонами, дворами, верандами и садами.

Тадж-Махал. Агра (1632-1654 гг.)

Этот великолепный мавзолей был построен Шах-Джаханом для своей жены Мумтаз Махал. Здание из белого мрамора, декорированное инкрустацией из драгоценных камней в мрамор, приподнято на высокую платформу, минареты как стражи возвышаются со всех четырех сторон. Внешний двор окружен аркадой с четырьмя входами, центральный ведет к садам.
Мавзолей – квадратный в плане, с куполом в центре, над могилами шаха и его жены. По углам расположены еще четыре маленьких купола.

Тадж-Махал. Агра
Купол на высоком барабане располагался над могилой. Свод имел внутренний и внешний каркасы. Внутренний свод отделен от погребальной камеры решеткой из белого мрамора, через которую проникал свет (Смотрите: подробнее о Тадж-Махал).

Исламская архитектура в Турции и Северной Африке

Турки-сельджуки были кочевниками и не имели своих архитектурных традиций. Они переняли строительную культуру народов Малой Азии. Византии, а также Ирана и Средней Азии. С XIV по XVI в. в результате завоеваний Османское государство стало громадной империей. Вначале мусульмане превращали христианские храмы, например собор Св. Софии в Константинополе, в мечети. Строившие в византийском стиле архитекторы разрабатывали центричную систему мечети с характерным полусферическим сводом, маленькими куполами и выступающим портиком, обрамленным высокими стройными минаретами. Стены были покрыты резными орнаментами и мозаикой. В Северной Африке развивался стиль, известный как магрибский.

Мечеть Сулеймана. Стамбул (1550-1557 гг.)

Мечеть построена архитектором Синаном. Она квадратная в плане. Четыре стрельчатые арки поддерживают центральный купол, окруженный полукуполами и маленькими куполами. Двор, выстланный белым мрамором, окружают галереи.

Мечеть Сулеймана. Стамбул

Ансамбль мечети, включающий в себя медресе, больницу, бани, фонтаны, мечеть с четырьмя конусообразными минаретами, и кладбище. Дворик с фонтаном имеет портик с колоннами из порфира, мрамора и розового гранита. Огромный центральный купол окружен полукуполами, по углам расположены четыре маленьких купола. Деревянные двери мечети инкрустированы черным деревом, перламутром и слоновой костью.

Центральный купол, самый большой из куполов комплекса, соперничает с куполом Св. Софии. Он опирается на четыре больших столба. Слева находятся мимбар и михраб. Стены михраба украшены мозаикой из цветных стекол.

Голубая мечеть. Стамбул (1609-1617 гг.)

Комплекс включает мечеть, мавзолей, медресе. Мечеть – квадратная в плане, с куполом на массивных столбах. Четыре полукупола окружали центральный. По углам располагались четыре маленьких купола.

Голубая мечеть. Стамбул

Мечеть расположена между двором с фонтаном и садами. Купола расположены симметрично вокруг главного купола. Мечеть окружена минаретами.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

5 × 3 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>