Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Архитектура доклассической Греции

Архитектура доклассической Греции Основы архитектуры

Микены: цитадели

Эгейское искусство достигло своего расцвета примерно в 1650- 450-х гг. до Р. X. Наиболее выдающиеся памят­ники находятся на острове Крит, а са­мым развитым государством были Микены. Первый минойский период сменился крито-микенским.

Микен­цы — народ воинов — процветали в Гре­ции с 1600 по 1200 г. до Р. X. Это время было названо «героическим», или «гомеровским веком», поскольку уклад жизни и образы зданий микенцев схожи с повествованиями гомеровского эпоса, в частности «Илиадой» и «Одиссеей». Но, возможно, критские ремесленники возводили микенские цитадели. Постройки микен­ отличаются тщательной сплани­рованностью и расположением вокруг мегорона. Напротив, минойцы в свою очередь предпочитали более сложные формы, напоминающие лабиринт.

Расположение дворцов

Дворцы строили в цитаделях, которые были хорошо защищены. Двор в Тиринфе (конец XIII в. до Р. X.), находившийся недалеко от Ми­кен, был окружен множеством стен и дворов, через которые еще требовалось пройти, перед тем как попасть к воротам — пропилеям, а затем к самому дворцу.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Цитадель в Микенах располагалась на крутом холме и изначально занимала только его верхнюю часть, где позже был построен дворец. Также за стенами были построены зернохранилище и дома знати. К западу от дворца разросся некрополь. Большинство населения жило за стенами крепости.

Львиные ворота. Микены (ок. 1250 г. до Р. X.)

В цитадель попадали через величественные ворота, в Микенах их было двое — Львиные и Малые. Первые были образованы двумя вертикальными камнями, не­сущими балку, сверху которой находился разгрузочный треугольник с плитой из известняка. Плита была украшена рельефом, а именно двумя львами.

Львиные ворота. Микены (ок. 1250 г. до Р. X.)

Микенцы думали, что внушительные стены, которые сложены из монументальных каменных блоков  различной формы, были изготовлены мифическими Циклопами, то есть народом гигантов. Вследствие этого подобная кладка и называлась циклопической.

Триглифный фриз

Фризы с критскими элементами из полурозеток и триглифов, сочетающиеся с волной  были выполнены из мягкого камня, — распространенная форма украшений минойских, а также и микенских двор­цов. Предполагается, что этот греки создавая дорический фриз из мето­пов и триглифов, вдохновлялись триглифным фризом, однако это только предположение.

Мегарон

Данный тип жилища имел прямоугольный зал, который был разделен­ несколькими рядами столбов, в центре располагался очаг, аванзал и входной портик. В мегарон попадали из парадного двора, который был об­несен портиками.

По центру мегарона как правило располагался круглый очаг, который был обнесен со всех колоннами, выполненными из дерева, которые поддерживали кры­шу. Пол представлял собой залитый известняко­вый раствора, разбитый на шашки, стены ук­рашались фресками.

Микенские гробницы

Наиболее интересные микен­ские памятники — гробницы, формы которых разрабатывались начиная около 1510 г. до Р. X. заканчивая до 1220 г. до Р. X. Гробницы имели достаточно внуши­тельные размеры. Купольная гробница состоит из входного коридора и куполь­ной камеры. Реже встречалась также и боко­вая камера.

Одними из самых известных гробниц являются так называемые сокровищницы Атрея, или Агамемнона, (ок. 1250 г. до Р. X.), и Клитемнестры (ок. 1220 г. до Р. X.) в Микенах. Обе гробницы были обнаружены Г. Шлиманом в 1876 г., а сокровищницами были названы из-за богатых погребальных даров. Самая характерная их черта — ступенчатый вход. Высота свода сокровищницы Атрея составляет 13,2 м. Свод считается самым большим из известных доримских свод­чатых сооружений.

Микенские гробницы

Купольная гробница включала 3 основные части: входной коридор — дромос, купольную камеру и входную перекрытую часть — стомион. Также иногда предусматривалась еще боковая камера, которая, возможно, применялась при повторных захоронениях.

Разгрузочный треугольник

 

Разгрузочный треу­гольник, это отличи­тельная особенность микенской архитектуры, иногда он был украшен сульптурной панелью. Его назначение заключалось в том, чтобы уменьшить давление на дверной проем и разгрузить притолоку.

Разгрузочный треугольник микены

Ступенчатый купол

 

Ступенчатый купол складывался из горизон­тальных рядов тесаных камней. Каждый последующий ряд имел небольшой выступ и об­разовывал ступеньку. Купольная камера сверху засыпалась земляным холмом.

Дромос

Горизонтальный проход, через который можно попасть в гробницу назывался дромос. Он выкладывался из каменных бло­ков, как в сокровищнице Клитем­нестры (около 1220 г.до Р.Х.). Гробницы запечатывались после захоронения, поскольку существовала дверь и блокировки внутри входной части купольных гробниц. Это характерная особенность всех камерных гробниц.

У некоторых из гробниц имелся декоративный цветной фасад. В сокро­вищнице Атрея двойные двери фланкировались приставными колоннами, а над ними был фриз из красного порфира.

Некоторые купола гробниц богато украшались изнутри, об этом свидетельствуют следы найденных бронзовых гвоздей. Вероятно, ими крепились бронзовые розетки или звезды. В итоге, купол служил имитацией небесного свода. Кроме того, здесь были металлические фризы, украшавшие нижние крути купола.

со­кровищницы Атрея

В сокровищнице в Орхоменосе (около 1220 года до Р.Х.) стены и потолки покрывались пластинами, которые были ук­рашены спиралями, розетками, а также другими распространенными элементами. Остатки краски свидетельствуют, что они были также покрашены.

Колонны

Микенские колонны (точно также как и минойские колонны) имели форму сужающиуюся книзу. Они были довольно тонкие. Колонны со­кровищницы Атрея имели ствол из зеленого алебаст­ра, покрытый рельефом из спиралей и шевронов.

Этруски: гробницы

Этруски: гробницы

Микенская архитектура в значительной степени повлияла на классическую Грецию. Точно также этруски оказали влияние на римскую архитек­туру. Этруски, о чем с достаточной степенью вероятности можно утверждать, произошли из Малой Азии, а затем расселились в Запад­ной и центральной частях Италии (Этрурия), а именно между реками Арно и Тибр. Начиная с 7 в. до Р. X. их могущество выросло, и некоторое время этрусские цари контролировали Рим.

Но начиная с 509 г. до Р. X. эта цивилизация стала клониться к закату, ее города были за­воеваны. Однако этруски продолжали возводить строения, при этом сохраняя собственный особый характер архитектуры вплоть до 1 в. до Р. X. К сожалению сохранились не многие из этрусских со­оружений, но те, что смогли дойти до нашего времени, представляют ис­ключительный интерес, в особенности гробницы, располагающиеся главным образом в специальных некрополях. Более ранние гробницы — тумулусы, т. е. конические земляные холмы, сменились около 400 г. до Р. X. гробницами, которые были высечены в скале.

etrusskaya_tsivilizatsiya1

Дома-гробницы

 

Многие гробниц, имитировавшие дома были размещены вдоль мощеных улиц. Гробницы вы­секались из камня, на их фасадах вырезались две­ри, а иногда и окна. В подобных гробницах была сделанная из камня мебель, кровати, на которых упо­коились тела умерших. На стенах, покрытых штукатур­кой и расписанных узорами висела домашняя утварь.

Тумулус

Тумулус –  представлял собой более древний тип гробницы, имеющий коническую форму, грубо говоря это был земляной холм, который был окру­жен у своего основания каменной стеной. Тумулус внутри имел сложенную из камня погребальную камеру с ложным купо­лом. Плато умерших (Некрополь) часто занимало огромные пространства, как, например, в Черветери.

e4

Реголини-Галасси. Черветери (Цере)

Одним из наиболее впечатляющих погребальных памятников, произведенных этрусками является гробница Реголини — Галасси в Черветери.

Возможно, это королев­ская гробница. Она да­тируется примерно 650 г. до Р. X и состоит из двух погребальных камер, покрытыми лож­ными сводами.

Кубические гробницы

Данный тип гробницы часто вырезался в камне скалы на половину объема. В его фасаде четко различались куб, а также венчающая его часть. Отдельно стоящие гробницы вырезались прямо из скалы. Одна либо две ложные двери на фасаде гробницы обрамлялись наличниками.

Гробница Порсенны, Кьюзи

 

Гробница Порсенны, Кьюзи

Необычным погребальным па­мятником стала гробница Порсен­ны (этрусский царь 6 в. до Р. X.). Эту гробницу описывали как имеющую пря­моугольный подий и 5 кону­сов — по одному на каждом углу, один в центре. Эти конусы несли еще два яруса. К нижнему навесу были прикреплены колокольчики.

Этруски: другие сооружения

Этруски, как известно из сочинений Витрувия (римский архитектор и ин­женера I в. до Р. X.), разработали собственный тип храма, который, и был основан на греческих традициях и восточных примерах, являлся достаточно сво­еобразным.

Храмы обычно строились из сырцового кирпича и дерева, но позже стали использовать и камень. Стены выполнялись из кирпича, а из дерева строились перекрытия и колонны. Главный фасад был обычно ориентирован на юг. Храм располагался в центре города на площади, на которой находился алтарь.

Этруски также были искусными инженерами и строили многочисленные мосты и акведуки. В связи с необходи­мостью обороняться, города, начиная с IV в. до Р. X., обносили прочными сте­нами с воротами. Наиболее известные из сохранившихся ворот находятся в Перудже (ок. 300 г. до Р. X.), Вольтерре (ок. 300 г. до Р. X.) и Новых Фалериях (ок. 250 г. до Р. X.).

Трехцелловый храм

Многие этрусские храмы имели три целлы (святилища), центральная — самая значительная и самая большая. Этот тип храма отражал характерное для этрусского культа выделение триады богов: Юпитер, Юнона и Минерва. Перед целлами находился пронаос с колоннами. Деревянные архитравы, представленные здесь, являются типично этрусскими. Они помещались один на другой, образовывая антаблемент.

Трехцелловый храм

Анты

В трехцелловом храме боковые целлы иногда не имели передней стены и оставались открытыми, образуя как бы крылья — анты. В храме Юпитера Капитолийского в Риме (509 г. до Р. X.), три целлы, фланкированные антами.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал