Архитектор Франческо Борромини

Борромини

Архитектор Франческо Кастелли, по прозванию Борромини (Биссоне, Лугано, 1599 – Рим, 1667), был одной из главных фигур римского барокко, помимо Бернини.

С 1621 г. он уже был в Риме, где начал свою карьеру в подчинении у Карло Мадерны, работая в качестве каменотеса при возведении купола Сант-Андреа делла Валле (1621-1623) и на строительстве Сан-Пьетро (1624-1633), где помогал Бернини при сооружении балдахина. Сотрудничал с теми же Мадерной и Бернини в Палаццо Барберини, где создал лестницу эллиптической формы и отдельные части фасада. Его ярко выраженное архитектурное призвание основывалось в первую очередь изучением творчества Микеланджело.

Первые самостоятельные работы

После разрыва с Бернини, последовавшего в 1633 г., когда Борромини приступал к первой своей пробе в архитектуре -возведению монастыря и церкви Сан-Карлино (1634), называемых также Сан-Карло алле Куатро Фонтане («у четырех фонтанов), его искусство уже предстает сложившимся в своих особенных чертах, исполненных необыкновенной фантазии и духа новаторства.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане

Пространство как арена противоборствующих сил

В маленьком дворике и зданиях монастыря, а особенно в решении храма (1634-1641) Борромини предложил новую концепцию пространства, что станет главной темой всей его архитектуры: передача равновесия противодействующих сил пространства внешнего, которое вдавливает, и внутреннего, которое расширяется.

В плане Сан-Карло, и в самом деле, геометрическая фигура эллипса, любимая у маньеристов, деформируется постоянными расширениями и сжатиями стеновой оболочки, выявляющими динамическое взаимодействие пространства внутреннего и внешнего.

От совсем не грандиозного по масштабу комплекса Сан-Карло и работ в Палаццо Спада Борромини переходит к следующему проекту: он выиграл конкурс на здание братства конгрегации Сан-Филиппо Нерви, программа которого близка к типу небольшого монастыря, полностью осуществленное под его руководством (1637-1650).

В 1642 году начались работы по строительству Сант-Иво алла Сапиепца – самого смелого из его произведений: в интерьере сложный звездчатый план доводит до максимального напряжения поиск геометрически адекватных форм, кульминацией которых являются паруса купола.

Вершина успеха и кризис

С понтификатом Иннокентия Х из рода Памфили (1644) в карьере Борромини начался самый удачный период: он отреставрировал базилику Сан-Джованни ин Латерано (1646-1650), построил монастырь и церковь Санта-Мария деи Сетте Долори (Семь горестей Богоматери, 1642), реконструировал Палаццо Фальконьери.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано

Однако, несмотря на успех, в этот период у Борромини нарастало чувство внутренней неудовлетворенности, предваряя последний мучительный этап его жизни. Метания, сопровождавшие строительство церкви Сант-Аньеэе на площади Навона (начато в 1652), были первыми проявлениями кризиса, омрачившего последующие годы мастера.

Сант-Аньезе – его последняя работа для папы Иннокентия Х, отстранившего в 1657 г. Борромини от этого проекта. Многие -проекты зодчего оставались нереализованными, и для него это было трагически болезненным; однако монументальное сооружение – Палаццо Пропаганды Фиде ( 1650-1666), с небольшой Капеллой волхвов, все же было выстроено.

Последние произведения

Последние годы жизни Борромини посвятил достройке уже осуществленных произведений (Сант-Иво и базилика Сан-Джованни ин Латерано), реставрационным проектам (баптистерий Санеджованни ин Латерано, маленькая церковь Сан-Джованни ин Олео), прежде чем принялся за последний свой шедевр – фасад Сан-Карло (1664-1667), в котором противопоставление выпуклых и вогнутых элементов решено как непрерывная волна, охватывающая всю поверхность стен.

Но завершенным свой фасад архитектор так и не увидел: он покончил с собой, проткнув себя шпагой. Результатом освоения ею пространственной концепции стало сложение целой школы, имевшей заметное влияние в Центральной Европе (Австрия, Германия, Чехия), в том числе и через ту переработку идей Борромини, которую уже в середине 17 в. совершил Гварино Пзарини – похоже, его единственный достойный и истинный продолжатель, хотя и вышедший к иным горизонтам.

Читайте также:
Архитекторы

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

3 × 2 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>