Аэропорт Шарль-де-Голль, Париж (арх. Поль Андре)

Аэропорт Шарль-де-Голль, Париж (арх. Поль Андре)

Парижский аэропорт Шарль-де-Голль, или, как его называют Руасси — Шарль-де-Голль, стал крупнейшим воздушным узлом Франции, сместив Орли с позиции главного аэропорта Парижа. Это вторые по величине воздушные ворота Европы (после лондонского Хитроу).

Аэропорт Шарль-де-Голль расположен в 25 километрах от Парижа и входит в десять самых нагруженных аэропортов мира, обслуживая более 150 000 пассажиров в день. Он назван в честь первого президента Франции, военного и политического деятеля Шарля де Голля.

В отличие от современных крупномасштабных проектов, таких как новые аэропорты в Мюнхене или Гамбурге, Шарль-де-Голль начал строиться в малонаселенной местности вблизи села Руасси-ан-Франс. Этот участок был выбран неслучайно: в то время там не стояло больших жилых центров, только земли и несколько ферм, соответственно территорию было просто выкупить и использовать по назначению. Кроме того, благодаря грамотному размещению были соблюдены все необходимые экологические требования и связанные с ними ограничения. Местоположение будущего аэропорта выбиралось и с учетом возможного расширения, если возникнет такая необходимость. После проведения общественных слушаний комиссия приняла положительное решение, и в 1967 году началось строительство первого терминала нового аэропорта Парижа.

Проектирование было поручено молодому архитектору Полю Андре, которому тогда еще не исполнилось и 30 лет. На этапе планирования он предпринял довольно нестандартный ход. Архитектор организовывал дискуссионные семинары и круглые столы, в которых принимали участие дизайнеры интерьера и мебели, художники и инженеры, даже психологи и музыканты. Так рождалась концепция нового аэропорта. Кроме того, она была основана на анализе основных существующих в мире концепций терминалов.

Терминал-1 аэропорта Шарль-де-Голль

Терминал-1 аэропорта Шарль-де-Голль, открытый в 1974 году, состоит из кольцевой структуры, соединенной с помощью подземных туннелей с семью посадочными зонами. Терминал предусматривает два уровня подземной парковки и разветвленную сеть магистралей, расходящихся с разных уровней здания. Взлетно-посадочная площадка веером окружает главное здание терминала, расположенное в центре, однако архитектором предусмотрен конструктивный разрыв между взлетно-посадочной и парковочной зонами.

У главного здания терминала есть в центре крыши огромное окно, так что сквозь все этажи постройки проходит атриум. Первый этаж предназначен для технических нужд и недоступен пассажирам. На втором этаже расположены магазины и рестораны. Большинство стоек регистрации находится на третьем этаже, здесь же — остановки автобусов и стоянки такси. На четвертом этаже размещены пограничные контрольно-пропускные пункты, соединенные с выходами на посадку специальными туннелями. Пятый этаж — это зона получения багажа и таможня, здесь же находится главный выход из аэропорта. Верхние четыре этажа оснащены парковочными зонами. Переход между третьим, четвертым и пятым этажами предусмотрен по системе эскалаторов, устроенных в центре здания. Каждый эскалатор размещен в прозрачном туннеле, защищающем от непогоды.

Многоуровневая дорожная развязка перед Терминалом-1

К безусловным преимуществам планировки Терминала-1 можно отнести удачное расположение взлетно-посадочных платформ, в результате которого не перекрещиваются траектории авиабортов, к его недостаткам — невозможность дальнейшего существенного расширения. Структура терминала такова, что пассажиру приходится преодолевать большие расстояния пешком, при этом передвигаясь по аэропорту уделено инновационным решениям проекта. В архитектурном отношении новый терминал выполнен в футуристическом стиле. Он представляет собой довольно сложную систему из восьми построек, соединенных между собой таким образом, что с борта пролетающих самолетов они выглядят как раскрывшийся цветок.

Терминал 1 с его динамичными эскалаторами вызывает примерно такой же интерес что и эскалатор в Центре Жоржа Помпиду (1977). Последующая работа Андрё сопоставима с Терминалом по функциональности планирования и экспрессивному дизайну. Его пристройки к Терминалу 2 в Руасси (1972-2008) стали волнообразными вариантами линейных проектов, обеспечивающих легкий доступ и быстрый проход пассажиров на регистрацию.

Поль Андре (1938-) оказал масштабное влияние на сооружения коммерческой авиации, больше, чем любой другой архитектор. Получив инженерное образование в Государственной Школе строительства Мостов и Дорог (1963) и диплом архитектора в Высшей Государственной Школе Изящных Искусств (1968), он потратил большую часть своей карьеры на строительство зданий Аэропорта Парижа (ADP).

С начала 1960-х до появления широкофюзеляжных самолетов в 1970-х гг. коммерческая авиация переживала свой расцвет. Международный аэропорт Париж-Орли (1961) задуман как новое сооружение века высоких скоростей, однако потребности пассажиров и увеличение размеров самолетов, например, Boeing 747, дали толчок к планированию и проектированию специализированного аэропорта в 19 км к северо-востоку от Парижа в Руасси. Терминал 1 стал первым крупным проектом Андрё.

Работы были начаты в 1967, окончены в 1974 гг. Новый аэропорт назван в честь французского президента Шарля де Голля. После него Андрё приступил к проектированию других пристроек в Руасси и Орли, а также Бордо, Дубае, Маниле, Ницце, Сантьяго и Шанхае. После создания Большой арки Дефанс (1989) в Париже он получил крупные заказы, в том числе Морской музей Осаки (2000), Большой национальный театр (2008) в Пекине и Большой театр (2013) в Цзинане, Китай.

Футуристический интерьер Терминала 1 фигурирует в таких художественных фильмах, как Аэропорт 79′. «Конкорд» (1979), последнем из серии фильмов Аэропорт, где в лабиринте эскалаторов разворачивается сцена погони.

Терминал 1 – 9-этажное бетонное цилиндрическое здание, соединенное с 7 соседними сооружениями подземными тоннелями. В этих сооружениях располагаются выходы на посадку, а в центре главного здания ввысь поднимаются несколько эскалаторов. Централизация зоны общего доступа, включая парковку и зону регистрации, в стороне от воздушной зоны, позволила сосредоточить пространство, вмещающее вдвое больше пассажиров по сравнению с Орли.

Первый терминал аэропорта с центральной планировкой сооружен в Гатвике (1936) в Лондоне. Ввиду грядущего роста трафика и пассажирской загруженности были построены и другие терминалы с центральной планировкой, иногда с движущимися тротуарами между ними, в Канзасе (1972), Торонто (1972) и Берлине (1974).

Терминал 2Е аэропорта Шарль-де-Голль

Пассажирский терминал 2Е с самого начала стали называть «витриной аэропорта» и главной его достопримечательностью. И дело не только в удивительном дизайне, задуманном Полем Андре. Именно этот новый терминал по замыслам владельцев аэропорта и их партнеров из авиакомпании «Эйр Франс» должен был помочь Парижу стать главными воздушными воротами Европы.

Несмотря на громкое и лестное прозвище «шедевр дизайна, комфорта и безопасности», которым окрестили Терминал 2Е, в 2003 году, через 11 месяцев после открытия, терминал обрушился. Фрагмент крыши площадью 600 квадратных метров упал на зону вылетов, в результате чего четыре человека погибли.

Зал регистрации Аэропорт Париж Шарль-де-Голль

Поль Андре во время трагедии находился в Китае, где руководил строительством пекинского Государственного оперного театра. Он тогда наотрез отказался комментировать любые версии происшедшего, но за явил, что готов немедленно отправиться во Францию и оказать любую помощь следствию. О том, что вины архитектора в случившемся нет, говорили почти все, кто комментировал трагедию. И дело тут не в том, что Поль Андре — один из самых знаменитых архитекторов мира.

По мнению специалистов, версию об ошибке в проектировании можно было смело отбрасывать: все расчеты на прочность в таких проектах проводятся при помощи компьютеров, а это позволяет предусмотреть любые мелочи. Большинство проблем возникает уже на стадии строительства. Речь может идти о неточности в исполнении проекта или о плохих материалах. Любая незамеченная ошибка одного-единственного строителя может стать фатальной. Официальных версий произошедшей трагедии две. Согласно первой, причиной аварии стал оползень, а вторая версия связывает обрушение с низким сопротивлением материала, поддерживающего всю постройку.

За 40-летнюю историю Шарль-де-Голль его инфраструктура претерпела множество изменений, но продолжает совершенствоваться в духе веяний времени. Неизменным остается успешное совмещение экономической эффективности с максимальным комфортом для пассажиров. Современный аэропорт Шарль-де-Голль разделен на три крупных терминала и напоминает скорее небольшой город. Здесь есть все, что необходимо для комфортного ожидания, отдыха и даже проживания: просторные светлые залы, удобная мебель в стиле ар-деко, большое количество переходов, оборудованных лентами-транспортерами, а также около 30 отелей как в самом здании, так и на прилегающих территориях, огромное количество торговых центров, кафе и ресторанов, многоэтажная парковка.

Открылась даже художественная галерея, посвященная французскому искусству. Автоматическое метро перевезет пассажиров между терминалами, а две железнодорожные станции пригородных поездов позволят быстро доехать до центра города.

Аэропорт Шарль-де-Голль уже давно вошел в список главных достопримечательностей Парижа, множество людей специально приезжают посмотреть на это гигантское сооружение. И не без основания его называют одним из самых известных и смелых проектов Поля Андре, над которым архитектор работал на протяжении почти всей своей творческой карьеры.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

1 × 3 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>