Аэропорт «Пулково» – архитектурный конкурс

Современное здание аэропорта Пулково

Северной столице был необходим современный международный аэропорт. Его отсутствие тормозило рост экономики и развитие туризма во втором по величине и значению городе России, без новых воздушных врат обойтись было просто невозможно. На объемно-планировочное и архитектурное решение аэропорта “Пулково” XXI века был проведен закрытый международный архитектурный конкурс. И в 2008 году был объявлен его победитель – известное английское архитектурное бюро Grimshaw.

Пулково. Симметричная композиция нового комплекса напоминает о законах классической архитектуры, столь характерной для Петербурга

[общие данные]
название: международный архитектурный конкурс на разработку объемно -пространственного решения здания нового пассажирского современного терминала аэропорта Пулково и прилегающих к нему объектов инфраструктуры
расположение объекта
проектирования: существующий терминал Пулково-1 и прилегающие территории, Московский административный район, Санкт-Петербург
заказчики: Правительство Санкт-Петербурга и ФГУП «Аэропорт «Пулково»
координатор: ГУ «Агентство стратегических инвестиций»
вид конкурса: закрытый
разработка технического задания: ФГУП «Аэропорт «Пулково» совместно с HOCHTIEF AirPort (Германия)
задачи проектирования: реконструкция существующего аэровокзала Пулково-1 с целью создания нового централизованного пассажирского терминала, способного одновременно обслуживать внутренние и международные рейсы, соответствующего современным международным требованиям комфорта и безопасности, являющегося для гостей города привлекательными «воротами Санкт-Петербурга». К моменту завершения строительства объединенный терминал для обслуживания внутренних и международных рейсов должен иметь пропускную способность 22 млн пассажиров в год. Помимо этого должны быть созданы все необходимые объекты сопутствующей инфраструктуры: гостиница для транзитных пассажиров, бизнес центр, офисные здания, коммерческие зоны, автомобильные парковки


участники конкурса: Architekten von Gerkan, Marg and Partner (gmp) (Германия), Grimshaw (Великобритания), Skidmore, Owings & Merrill (SOM) (США), ЗАО «Земцов, Кондиайн и партнеры» (Россия)
площадь нового терминала, кв. м: 184 000
общие сроки реализации проекта: 2007–2017 гг.
общий объем инвестиций, : 250 млн

Пулково. Общий план застройки территории по форме напоминает крыло самолета

Старый терминал аэропорта Пулково не удовлетворял ни потребностям пятимиллионного города, ни тем более амбициям Северной Пальмиры. Многие знакомые питерцы признавались даже, что это унылое здание – их позор. Построенный в середине 70-х годов прошлого века и реконструированный в середине 1980-х, терминал давно и безвозвратно устарел: маленький зал, очереди, постоянные ремонтные работы. Все это совершенно не вяжется с образом одного из самых красивых городов мира, с его знаменитыми площадями, фонтанами, дворцами и музеями. Впрочем, дело не только и не столько в имидже.

В современный динамично развивающийся Санкт-Петербург ежегодно приезжает более 12 млн человек – туристов, бизнесменов, студентов. Единственный существующий в городе пассажирский аэропорт попросту не справляется с таким огромным потоком пассажиров. Для полноценного и успешного экономического, политического и даже культурного развития Петербургу уже давно необходимы новые воздушные врата. Особенно остро эта проблема встала в год празднования 300-летия северной столицы, однако еще целых три года понадобилось городу и руководству аэропорта для того, чтобы запустить сложный механизм по реализации проекта нового пассажирского терминала.

Возможно, если бы не недавнее 300-летие, с такой помпой отмеченное и привлекшее к городу внимание всех ведущих мировых СМИ, Петербург и его архитектура не задумались бы об облике своего нового аэропорта. Из числа местных архитекторов нашли бы команду, имеющую опыт проектирования аэровокзалов, и новый терминал решил бы главную проблему нынешнего – нехватки квадратных метров на душу пассажира. Но после юбилея и череды уже состоявшихся громких интернациональных конкурсов в Петербурге считается просто неприличным поручать проектирование знакового объекта местным зодчим, не выставив его предварительно на международный архитектурный рынок. За разработкой концепции обновления петербургских небесных врат руководство ФГУП «Пулково» обратилось в авторитетную немецкую компанию Hochtief AirPort, являющуюся одним из крупнейших в Европе инвесторов в строительство аэропортов и специализирующуюся на разработке стратегических планов их развития. Немцы всесторонне проанализировали текущее состояние аэропорта, нынешние и прогнозируемые показатели пассажиропотоков и обобщили все насущные потребности Пулково в подробном техническом задании.

Пулково. Острые грани внутренних объемов крыши формируют пространство верхнего уровня терминала

В частности, в ходе реконструкции необходимо в два с лишним раза увеличить число регистрационных стоек (сейчас их 43, нужно 98) и стоянок для воздушных судов (есть 43, нужно 100), с 4 до 18 увеличить число телетрапов, а минимальное время транзита сократить с 2,5 часа до 1. При этом все изменения не должны отражаться на текущей работе комплекса и уж тем более препятствовать ей – это одно из ключевых условий проведения предстоящих работ. Вот почему было принято решение о том, что сначала в Пулково будет построен новый терминал, который словно магнит притянет к себе основной пассажиропоток, а уж затем реконструированы существующие. Концепция долгосрочного развития аэропорта также включала в себя строительство различных объектов инфраструктуры, гостиницы и офисного центра.

Первой фазой реализации концепции стал закрытый архитектурный конкурс. К участию в нем были приглашены четыре опытнейших бюро: gmp (Германия), Grimshaw (Великобритания), SOM (США) и «Земцов, Кондиайн и партнеры» (Россия). Любопытно, что кандидаты на участие в состязании отбирались именно по факту наличия в их портфолио реализованных проектов международных аэропортов. Исключение составила лишь российская команда «Земцов, Кондиайн и партнеры» – аэровокзалов еще не строили, но проектировали не раз. Архитекторам предстояло решить сразу несколько задач. Во-первых, заложить планировочную основу для дальнейшего развития аэропорта с учетом существующих зданий.

Пулково. Ко второму туру будущий победитель существенно изменил рисунок крыши. В первоначальном варианте она имела более сложный и глубокий профиль

Во-вторых, разработать собственно проекты реконструкции существующего терминала и нового здания, чье объемно-пространственное решение должно стать визитной карточкой города на Неве. При этом новый объект и уже существующие терминалы должны быть заключены в единый объем. В-третьих, архитекторам было поручено разработать генеральный план развития территории с размещением на ней гостиницы, крытого паркинга и открытых стоянок и продумать архитектурно-планировочные решения каждого из этих объектов. Ну и наконец, завершающим аккордом масштабной работы должен был стать проект благоустройства всех территорий обновленного аэропорта – с таким расчетом, чтобы по завершении последнего этапа реконструкции (в 2025 году) в Пулково не осталось неухоженных участков.

Сам конкурс проходил в два этапа. В начале лета этого года из четырех проектов были выбраны два финалиста: ими стали работы архитекторов Grimshaw и SOM. Эти бюро продолжили дальнейшую разработку концепций и 13 сентября представительное жюри, в состав которого входили губернатор города Валентина Матвиенко, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф и министр транспорта Игорь Левитин, вынесло свой окончательный вердикт: строить новые северо-западные ворота страны будут англичане. Именно они, по мнению жюри, смогли предложить оптимальную схему организации обслуживания пассажиров, а также концепцию реконструкции, способную обеспечить бесперебойную работу существующего терминала на весь период проведения работ. Кроме того, в решении жюри указывалось, что Grimshaw лучше других учли «существующий архитектурный облик города, использовав его знаковые элементы в своем решении».

Ночная подсветка центральной «улицы» комплекса аэропорта напоминает огни взлетно- посадочной полосы

Впрочем, очевидно, что общая концепция сооружения определилась еще на стадии отбора финалистов. Так что на финишной прямой соперники бились преимущественно за инвестиционную и эстетическую привлекательность своих проектов. При этом и наблюдатели, и члены жюри отметили, что предыдущий этап не прошел для конкурсантов даром: произошло взаимопроникновение идей и конкурсные макеты получились на редкость похожими друг на друга. Тем не менее обнаружились и отличия. Вариант, представленный американцами, предполагал более прихотливые формы, построенные на довольно красиво очерченных криволинейных поверхностях. Британцы предпочли более строгую геометрию, обогащенную подчеркнуто декоративным решением навесов и потолков. Как признался журналистам сам Николас Гримшоу, блеск «золота», с одной стороны, ассоциируется с историческим Петербургом, а с другой – поможет в зимнюю пору собрать лучи низкого питерского солнца. Камнем преткновения стала коммерческая зона, точнее говоря, ее размещение. Архитекторы SOM спланировали ее таким образом, что пассажирам, желающим предаться шопингу и другим невинным развлечениям, пришлось бы бесконечно ходить взад-вперед. Подобное расположение вызвало скепсис еще на предыдущем этапе конкурса. А проектировщики Grimshaw разрубили гордиев узел, расположив коммерческие заведения поодаль, однако по ходу следования пассажиров. Видимо, это решение и стало гирькой, окончательно склонившей чашу весов в пользу британцев.

Аэропорт Пулково

Правда, интрига сохранялась до последней минуты, и только после официального оглашения итогов на непроницаемом лице победителя появилась улыбка. Уступившие ему представители SOM без комментариев покинули помещение. Теперь Grimshaw предстоит в сжатые сроки откорректировать проект в соответствии с замечаниями жюри.

Схема проезда: Аэропорт «Пулково»:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

9 − 2 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>